Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие дошкольников происходит быстрыми темпами. Поэтому крайне важно привить им базовые знания, навыки и умелки для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов мыслительной деятельности. Его основная деятельность - всестороннее развитие детей.
На каждом возрастном этапе развития ребенка создается "ступенька", на которой формируются психические функции, важные для перехода на следующий этап. Из этого можно понять, что навыки, приобретенные в дошкольный период, послужат основой для приобретения знаний и развития способностей в будущем. Наиболее важным из навыков является логическое мышление или умение "действовать в уме". Ребенку, который не овладел логическим мышлением, будет сложнее учиться, а выполнение заданий потребует много времени и усилий.
Вышивка бисером - один из древнейших видов рукоделия. Его лучшие традиции передавались из поколения в поколение, поэтому оно сохраняет свою значимость и сегодня. Занятия бисероплетением с детьми старшего дошкольного возраста положительно влияют на активизацию мелкой моторики рук, развитие мелкой мускулатуры кистей, воображения, выдумки, памяти, развитие пространственного мышления, творческих способностей, а также помогают справиться с плохим настроением, улучшают самочувствие. Развитие логического мышления способствует интеллектуальному и культурному развитию личности.
Цель нашего исследования - проверка работы бисероплетения в качестве развивающего материала для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогчиеской литературы рассмотреть такие понятия как - логическое мышление, возрастные особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста, бисероплетение как средство развития логического мышления.
2. В ходе практического исследования разработать и апробировать систему занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе бисероплетения.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.
Объект исследования – личность ребенка старшего дошкоольного возраста.
Предмет исследования: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через бисероплетение.
Гипотеза исследования — логическое мышление детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно развиваться при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• разработано и апробировано занятие бисероплетением по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
• организована развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе.
База исследования: работа проводилась в старших группах «Ягодки» и «Звёздочки» МБДОУ №2 д/с «Сказка» г. Холмска.
Новизна данной темы заключается в том, что она позволяет расширить и уточнить уже имеющуюся информацию об условиях развития логического мышления у детей дошкольного возраста через бисероплетение.
Практическая значимость исследования заключаются в разработке плана занятий кружка по бисероплетению для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, тестирование, педагогическое наблюдение, обработка данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
1.1. Сущность характеристики логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Проводя исследования у дошкольников, выяснилось, что логическое мышление очень хорошо проявляется в связях, которые возникают между предметами и явлениями. Первое, что устанавливает ребенок, - это связи по назначению и способы использования предметов. Процесс логического мышления дошкольников обеспечивается приобретением и усложнением его навыков, изучением способов мыслительной деятельности. Это слово имеет большое значение в логических рассуждениях маленького человека. Накапливать словарный запас, овладевать простыми, а затем и более сложными грамматическими конструкциями, быть хорошим собеседником, вдумчиво строить (сочинять) предложение — все это требуется для выстраивания логической структуры мышления у дошкольника. Таким образом, логическое мышление - это мыслительная деятельность, позволяющая устанавливать причинно-следственные связи, выявлять объективные закономерности и их суть, осуществляемая с помощью логических операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования. Это тип мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, выводами, основанными на законах логики, их сравнении и соотнесении с действиями. Ребенок, глядя на мир, развивает видение, интуицию, и если дошкольник не активен, то это было бы невозможно без того, чтобы увидеть и прикоснуться к предмету. "Все это повторяется много сотен или даже тысяч раз, и появление живого агента, производящего явления или изменения в объектах внешнего мира, как наиболее знакомого, становится в душе ребенка шаблоном для их объяснения". Сеченов показал, что высшие логические формы мышления создаются на основе основа действий ребенка. Они помогают не только решать определенные задачи, но и помогают овладеть мыслительными процессами [8]. Французский психолог Ж. Пиаже считает, что логическое мышление дошкольника проходит несколько этапов. Первый - сенсомоторный этап, на котором ребенок слышит, видит и прикасается к доступным ему предметам. Этот этап развития мышления происходит без участия речи. Второй - этап формирования специфических операционных структур. Дошкольник понимает, что нужно делать, и объединяет это в общие структуры, что дает ему представление о количестве, величине, вместимости, весе, объеме и т.д. Но он еще не способен к логическому мышлению. Третий этап - это этап формальных операций, на этом этапе мыслительные операции могут выполняться без какой-либо специальной поддержки. Проще говоря, речь идет об абстрактном мышлении, которое функционирует посредством гипотез и дедукции. Ж. Пиаже считал, что в соответствии с внутренними законами логического мышления ребенок будет переходить от этапа к этапу не под влиянием определенного упражнения. Изучая проблему интеллектуального развития ребенка, Ж. Пиаже ввел в психологию понятие группирования. Он характеризовал все развитие ребенка как движение от общего эгоцентризма к интеллектуальной децентрализации, ход которого был представлен в виде последовательных группировок, вытекающих одна из другой. Таким образом, согласно Ж. Пиаже, постепенно выстраивается интеллектуальный каркас, который определяет движение от всеобщего эгоцентризма к интеллектуальной децентрализации. В конечном счете, это принимает форму операционального логического мышления. В 50-е годы Пиаже внес серьезные изменения в свою собственную концепцию формирования логического мышления. Он категорически отказался понимать эгоцентризм как признак природной асоциальности детей и стал оценивать это свойство как отражение всего объемного, одностороннего процесса познания, свойственного маленьким детям, несмотря на это, суть понятия оставалась неизменной. Ж. Пиаже оценивал формирование логического мышления как самостоятельное, естественным образом переходя от внешних воздействий к внутренним [6].
В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М.Н, Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и других ученых акцентировалось внимание на значение речи в ходе мыслительного процесса и его развитии у ребенка. В своих исследованиях ученые старались понять:
1. Какое влияние имеет восприятие и речь в различных стадиях формирования логического мышления ребенка;
2. Какую значимость в формировании и повышении эффективности логического мышления ребенка играет суть решаемых им задач;
3. Оказывает большое влияние в формирование логического мышления.
В своих работах Л. С. Выготский размышлял о прямой связи мышления. К одному из главных факторов человеческого социального бытия - к обучению, которое организуется другими людьми. Он приводит к выделению двух типов мышления: стихийного и научного. Спонтанное мышление возникает в ходе фактического исследования, которое происходит вокруг общества посредством создания обобщений на основе определенного навыка перегруппировки объектов. Они формируются непосредственно, не затрагивая устоявшуюся систему обобщения. Научное мышление появляется благодаря тому, что оно определяет последнюю степень свободного мышления. Это возможно благодаря взаимодействию детей со взрослыми, которое является важнейшей составляющей каждого образовательного процесса. Регулярность научного знания объясняет раннее развитие научных понятий и то, что уровень их развития представляется как область весьма близких возможностей по отношению к обыденным понятиям, как бы указывая им путь. Неспособность к абстрагированию и невозможность свободного оперирования обыденными понятиями - их слабая сторона; в научных понятиях слабостью является неумение пользоваться речью. Постепенно осваивается вербализм, происходит его прояснение, что, несомненно, влияет на развитие понимания жизни — закономерности их развития сближаются [3]. По мнению Л. С. Выготского, сенситивные периоды являются наиболее чувствительными к определенным видам воздействий в жизни дошкольника. Именно эти воздействия сильно влияют на весь ход развития, вызывая в нем те или иные крупные нововведения. В другие периоды те же воздействия могут вообще не влиять на развитие или даже полностью концентрировать его. Сенситивные периоды — это не биологическая характеристика возраста, а особенность совместной работы ребенка и взрослого, в ходе которой происходит обучение. Л. С. Выготский говорил, что в сенситивный период некоторые условия, в том числе и обучение, могут влиять на развитие только тогда, когда соответствующие им стадии развития еще не завершены. Незавершенность процессов развития — первое условие чувствительности данной стадии к определенным условиям [2]. Концепция русского психолога С. Л. Рубинштейна звучит так: основной способ существования психики — ее существование как стадии и функционирование. Главное, о чем мы думаем, — это, во-первых, анализ и последующий синтез того, что было выявлено рассмотрением вопроса или объекта; во-вторых, абстрагирование и обобщение, которые являются производными от них. Главные внутренние закономерности мышления — это закономерности мыслительных процессов в их отношениях друг с другом. Анализ и синтез — это две стороны одной медали, считал С. Л. Рубинштейн. Каждый элемент познания, каждый тип мышления — это абстрактный продукт анализа конкретной действительности. Абстрагирование — это не просто выделение определенных свойств явления, но и их изменение. Каждое серьезное научное обобщение — это абстрагирование главных свойств от несущественных. При рассмотрении развития логического мышления детей как процесса обучения анализу-синтезу, в который включен и предмет познания. С. Л. Рубинштейн и другие отечественные психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, И. М. Жукова, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.) считали, что степень обобщения, способы определений и взаимосвязи между ними, соотношение чувственных и логических элементов в мышлении детей, их практических и интеллектуальных действиях находятся в прямой связи с содержанием усваиваемых определений и способами оперирования ими. Преобразование информации отчетливо выступает в генетическом изучении процесса мышления.
Исследования показали, что логическое мышление наиболее ярко проявляется у дошкольников при установлении контакта между предметами и явлениями. Первое, что начинает понимать ребенок, - это назначение предметов, способ их использования. Самое сложное для него - определить связи между пространством и временем в логическом смысле. Трудность заключается в скрытой форме самих связей, но на практике они понятны для чувственного восприятия. Дошкольникам сложно выявлять смысловые значения из-за того, что педагоги уделяют этому процессу очень мало внимания [1, 5].
Обогащая информацию и усложняя практику, овладение способами мыслительной деятельности обеспечивает развитие логического мышления дошкольника. Речь играет одну из главных ролей в развитии логического мышления у ребенка. Овладение словарным запасом, грамматикой, умение слушать других, понимать и самостоятельно выстраивать необходимые высказывания - это то, что необходимо для развития рациональных форм мышления у детей.
П.Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций, которая получила самое широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям в отечественной педагогике и психологии. В ее основе лежит идея о генетической связи между внутренними интеллектуальными операциями и внешними
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. цент ВЛАДОС, 2013.
2. Блонский, П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко ; редактор Д. А. Михайлова. - 2-е издание, доработанное. - Москва: Просвещение, 1991
4. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998
5. Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110).
6. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 187-188
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986
9. Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.
10. Истомина З.М. Развитие памяти. М: Просвещение, 1978 г.
11. Истомина, О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6).
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: 2000
13. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004.
14. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
15. Кошелева М.А. Новые тесты IQ. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003.
16. Крутецкая В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980
17. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе [Текст] / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 1. – С. 59-62.
18. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
19. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997
20. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Академия, 2013. – 208 с.
21. 7. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток прутьев, коры». Бисер // Стиль. – 1994. - №1. – С.28-29. 8.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
22. Изотова, М. А. Бисер. Модные украшения и поделки. Красивые вещи своими руками / М. А. Изотова. – Ростов н/Д: Рипол классик, 2007. – 192 с.
23. Комарова, Т. С. Коллективное творчество детей: для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, художественных студий и кружков / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 105с.
24. Ляукина, М. В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия / М. В. Ляукина. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2007. – 288 с.
25. Магина, А. Изделия из бисера / А. Магина. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 176 с. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. – №5.
26. Сеченов И.М. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. Избранные произведения. М.: Книга по Требованию, 2013 774 с.
27. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978, 96 с.
28. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО, 2010 234 с.
29. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: ЭКСМО, 2014 80 с.
30. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем снежинки из бисера. Ростов- на-Дону: Феникс, 2010 64 с.
31. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 118 с.
32. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 26.07.2019). Новосибирск: Норматика. 2016, 144 с.
33. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. М.: МГПИИЯ, 1971 С. 36-40.
34. Цветкова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. М.: Сфера, 2018 96 с.
35. Cameron C.E., Brock L.L., Murrah W.M., Bell L.H., Worzalla S.L.,
36. Grissmer D., et al. (2012). Fine motor skills and executive function both contribute to kindergartenachievement. Child Development, vol. 83, p. 1229–1244.