Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ФГОС дошкольного образования акцентирует внимание на речевом развитии как одной из ключевых областей, определяющих успешность социализации и обучения ребенка. Для младших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) формирование способности к построению фраз представляет собой особый вызов, требующий комплексного и систематизированного подхода.
Вопросам развития речи у детей дошкольного возраста посвящены работы многих авторов, среди которых Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Однако, несмотря на значительный вклад этих ученых, проблема формирования фразовой речи у младших дошкольников с ОНР остается недостаточно изученной.
Актуальность изучения особенностей формирования способности к продуцированию фраз у младших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) определяется несколькими ключевыми факторами. В младшем дошкольном возрасте закладываются базовые лингвистические компетенции, являющиеся фундаментом для дальнейшего речевого развития. Своевременное выявление и коррекция нарушений в формировании фразовой речи на этом этапе позволяет предотвратить серьезные проблемы в обучении и социальной адаптации ребенка в будущем.
Дети с ОНР испытывают значительные трудности в овладении грамматическим строем языка, что напрямую влияет на их способность к построению связных и грамматически правильных фраз. Исследование механизмов и факторов, влияющих на этот процесс, необходимо для разработки эффективных методик коррекционной работы.
Успешное формирование фразовой речи у дошкольников с ОНР способствует развитию их коммуникативных навыков, расширению возможностей для самовыражения и взаимодействия с окружающим миром. Это, в свою очередь, положительно сказывается на их эмоциональном благополучии и общем развитии.
Процесс формирования фразовой речи у детей с ОНР предполагает преодоление трудностей в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Педагогическая работа направлена на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и формирование навыков связной речи. Важным аспектом является создание стимулирующей речевой среды, где дети могут активно практиковаться в построении фраз в различных коммуникативных ситуациях.
Использование игровых методик, наглядных пособий и индивидуального подхода позволяет эффективно развивать фразовую речь у младших дошкольников с ОНР, способствуя их успешной адаптации в образовательной среде и полноценному речевому развитию.
Противоречие заключается в том, что с одной стороны, существует потребность в разработке эффективных методов коррекции фразовой речи у детей с ОНР, с другой – недостаток научно обоснованных практических рекомендаций, учитывающих специфику развития речи у младших дошкольников с данной патологией.
Проблема исследования: каковы особенности формирования у младших дошкольников с ОНР способности к продуцированию фраз и какие педагогические условия способствуют эффективному развитию данной способности.
Объект: фразовая речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет: особенности формирования у младших дошкольников с общим недоразвитием речи способности к продуцированию фраз
Цель исследования: изучить особенности формирования у младших дошкольников с общим недоразвитием речи способности к продуцированию фраз
Задачи:
1. Дать представление о развитие фразовой речи в онтогенезе
2. Рассмотреть особенности развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи
3. Проанализировать методы и приемы развития фразовой речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4.Провести экспериментальное исследование развития продуцирования фраз детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: изучение, эксперимент, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования: Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе МБОУ Детский сад «Белочка» г. Тайшета. Экспериментальная выборка составила 10 детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития фразовой речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 . Развития фразовой речи в онтогенезе
В лингвистике выделяют два основных подхода к особенностям понятия «фраза». Согласно первому подходу, представленному Т.А. Ладыженской, фраза является минимальной самостоятельной единицей речи, выполняющей функцию коммуникации. В данном контексте термин «фраза» идентичен понятию «предложение» [2].
В противоположность этому, второй подход, разработанный А.С. Герасимовой, трактует фразу как наибольшую фонетическую единицу, представляющую собой законченное по смыслу высказывание. Эта единица объединяется специфической интонацией и отделяется паузой от аналогичных высказываний [8].
Фразовая речь представляет собой сложную и уникальную форму общения. Она характеризуется длительностью высказываний, разнообразием используемых частей речи, а также структурой и взаимосвязями слов в предложении, что требует логической и смысловой организации. Грамматические средства играют важную роль в развитии этой речи.
Грамматическая структура языка включает в себя: нормы и правила словообразования; принципы изменения слов; правила соединения слов для формирования простых синтаксических единиц, таких как словосочетания; а также правила построения предложений и их комбинирования в более сложные грамматические структуры. Синтаксис русского языка, как часть его грамматики, определяет правила объединения слов в словосочетания и предложения. Единицами синтаксиса являются как простые, так и сложные предложения.
Согласно определению Л.М. Райской, предложение представляет собой базовую единицу человеческой коммуникации, которая является грамматически организованным сочетанием слов (или одного слова), обладающим определенной смысловой и интонационной завершенностью [25].
Многие ученые считают предикативность основным признаком предложения, трактуя ее как связь содержания предложения с объективной реальностью (его существование или несуществование, возможность или невозможность, а также необходимость или вероятность и т.д.). Для выражения предикативности используются различные грамматические средства, такие как категории времени, лица, наклонения, а также разнообразные интонационные типы (интонация утверждения, вопроса, побуждения и другие).
Е.С. Кубрякова подчеркивает, что форма слова является ключевым инструментом для отображения связей между элементами предложения. Через флексию устанавливается связь между всеми изменяемыми словами, которые выполняют роль зависимых компонентов в словосочетаниях [14].
Таким образом, анализируя фразовую речь, мы обращаем внимание на продукт речевой активности, рождённый в виде предложений. Грамматическая оформленность этого продукта служит показателем его связности. Согласно определению Г.Н. Морозовой, самостоятельная речь – это высказывание, созданное без внешней помощи и выражающее мысль, отношение или намерение говорящего [21].
Самостоятельная речь может возникнуть под влиянием различных жизненных обстоятельств, внутренних ощущений, внешних факторов или даже вопросов собеседника, особенно если ответ не задан напрямую, не был подготовлен заранее и не даётся другим лицом. Кроме того, самостоятельной речью можно считать ответы на побуждения, где речь, высказанная по собственному желанию без задания или вопроса, по мнению Г.Н. Морозовой, относится к инициативной речи. Она также считает, что беседа между детьми может быть классифицирована как их инициативная речь [21].
Г.В. Чиркина подчеркивает, что обычно у детей развитие фразовой речи связано с прогрессом в мышлении, активной деятельности и общении. Таким образом, инициативная фразовая речь отражает все успехи ребенка в освоении родного языка, включая его звуковую структуру, словарный запас и грамматику [30].
А.Н. Гвоздев выделил ключевые этапы в развитии грамматического строя русского языка [7]:
Первый этап – это время, когда предложения формируются из аморфных корневых слов, которые используются в одном неизменном варианте независимо от контекста (в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).
Второй этап – освоение грамматической структуры предложений, что связано с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
Третий этап – это период освоения морфологической системы русского языка, который отмечен усвоением различных типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период наблюдается углубление в понимание отдельных, независимых форм. Сначала осваивается система окончаний, а затем – система чередований в основах.
В первый год жизни ребенка закладываются основы будущих фразовых конструкций через непосредственное эмоциональное взаимодействие со взрослыми. Первоначально, на основе довольно примитивного понимания, начинается развитие активной речи. К концу второго года малыш начинает использовать элементарную фразовую речь, которая обычно состоит из 2-3 слов, выражающих его желания и требования.
Ключевым фактором, способствующим речевому развитию на этом этапе, является общение с взрослыми. Важно не только эмоциональное присутствие взрослого в жизни ребенка, но и то, чтобы он мог видеть лицо говорящего. На третьем году жизни у ребенка стремительно увеличивается понимание речи, растет необходимость в общении, активная речь становится более развитой, а словарный запас резко увеличивается. Также активно развивается словотворчество, начатое в конце второго года; оно сначала проявляется в виде рифм, а затем ребенок начинает «изобретать» слова, наделяя их собственным значением [7].
Со второго полугодия третьего года жизни детей наблюдается значительное увеличение использования прилагательных. В речи трехлетнего малыша формируется способность правильно строить предложения с различными словами. Ребёнок переходит от простых двухсловных фраз к более сложным структурам, включая союзы и различные падежи существительных, а также формы единственного и множественного числа. В этом возрасте дети активно используют диалоги. Их речь постепенно начинает отделяться от конкретного практического опыта. Ключевой особенностью этого этапа является развитие планирующей функции, что проявляется в монологической и контекстной форме. Маленькие дети учатся создавать различные типы связных высказываний, таких как описания, повествования и частично рассуждения, опираясь как на наглядные материалы, так и без них. Синтаксическая структура их рассказов усложняется, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [5].
Согласно исследованиям Е.И. Тихеевой, фонематическое восприятие и навыки произношения начинают значительно развиваться после трех лет. К четырем годам речь детей становится более сложной, в среднем предложение включает 5-6 слов. В речи уже активно применяются предлоги, союзы, а также сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. В данный период дети с легкостью запоминают и декламируют стихи, рассказывают сказки и пересказывают содержание изображений. В этом возрасте малыши начинают «озвучивать» свои игровые действия, что говорит о начале формирования регуляторной функции [29].
К определенному возрасту детям становятся доступны различные формы монологической речи, включая описание (простое представление предмета) и повествование, а к семи годам они начинают составлять короткие рассуждения. К пяти годам малыш полностью овладевает повседневным словарным запасом. В возрасте от 5 до 6 лет начинается активное развитие монологической речи, поскольку к этому времени завершается фонематическое формирование речи, и дети осваивают морфологические, грамматические и синтаксические структуры родного языка. В результате, речь детей начинает напоминать короткую историю. В их активном словаре появляются множество слов с более сложными лексическими и фонетическими характеристиками. В высказываниях присутствуют конструкции, требующие согласования значительного количества слов.
В этот период происходит вне ситуативное и познавательное взаимодействие с взрослыми, что позволяет детям углубить свои представления о мире, задавая вопросы о разнообразных объектах и явлениях. В возрасте старшего дошкольника заметно уменьшается ситуативность речи, характерная для младших детей. Тем не менее, чтобы дети могли овладеть навыками связной речи на должном уровне, требуется целенаправленное обучение. К числу важнейших условий для этого можно отнести развитие специальных мотивов и необходимость использования монологических высказываний. Также важно сформировать различные виды контроля и самоконтроля, а также обеспечить усвоение подходящих синтаксических средств для построения развернутых высказываний [4].
Таким образом, одной из ключевых характеристик фразовой речи является её понятность для собеседника. Основными единицами фразовой речи выступают словосочетания, предложения и тексты.
Фразовая речь в онтогенезе развивается поэтапно, начиная с простых конструкций и постепенно усложняясь. Первые фразы, как правило, появляются в возрасте 1,5-2 лет и состоят из двух-трех слов, часто это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред.Л.С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2021. - 272 с
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М., 2019. – 175 с.
3. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2017. – № 6. – С.5-12.
4. Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С. В. Бойкова // Логопед в детском саду. – 2021. – № 3. – С. 18–23.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: «ВЛАДОС», 2022. – 680 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2022. – 224 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 36 с.
8. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис – пресс, 2019–160 с.
9. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2022. - 232 c.
10. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедии [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2021. - 320 c.
11. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей [Текст] / Т. И. Исаева // Школьный логопед. – 2023. – № 4. – С. 89–106.
12. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. [Текст] / Г.А. Каше – М.: Просвещение, 1985. – 233 с.
13. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2019. — 224 с.
14. Кубрякова, Е.С. Когнитивная лингвистика [Текст] / Е. С. Кубрякова. – М. Прогресс, 2020.– 277 с.
15. Левина, Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. С.53-70.
16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2019. – 216с.
17. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2022. — 680 с.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2023. — 369 с.
19. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 2021 – № 6 – С. 77-80
20. Матросова Т.А. Рекомендации логопедам и педагогам по организации и проведению коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевой патологией [Текст] / Т.А.Матросова - М.: Творческий центр «Сфера», 2015. – 112с.
21. Морозова, Н. Г. Развитие отношений детей дошкольного возраста к словесному заданию [Текст] / Н. Г. Морозова // Дефектология. – 2019–№6. – 176 с.
22. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. –Ярославль: Гринго, 2015–236 с.
23. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 528 с.
24. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – М.: Твор. центр «Сфера», 2021. – 448 с.
25. Райская Л.М. Лекции по русскому язык и культуре речи [Текст] / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 148 с.
26. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. – М.: «Академия», 2017. – 144 с.
27. Спирова, Л.Ф. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1[Текст] / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. – С.96-102.
28. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина – Мозайка Синтез – 2020 – с.103
29. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2021 – 159 с.
30. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2023. — 223 с.