Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества. В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы. Данный возраст является благоприятным для начала формирования финансовой грамотности.
Первые определения понятия «финансовая грамотность» в России были предложены специалистами НАФИ, которые в 2008 году провели исследование уровня финансовой грамотности населения страны по заказу Всемирного банка [12, с. 164].
Согласно их мнению, финансовая грамотность включает в себя понимание финансовых учреждений и предлагаемых ими продуктов, а также умение применять эти знания в случае необходимости и осознание последствий своих действий. В соответствии с этим определением, финансовая грамотность состоит из трех основных элементов:
- установки, которые отражают осознание необходимости в финансовых услугах и ответственность за финансовую деятельность;
- знания, представляющие собой базовые сведения о финансовых институтах и их продуктах;
- навыки, позволяющие применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Вопросы, связанные с финансовой грамотностью, стали более активно обсуждаться в отечественной науке после принятия Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации в 2009 году [10, с. 2].
В научной литературе нет единого определения понятия «финансовая грамотность». Как отечественные, так и зарубежные исследователи рассматривают этот вопрос с разных точек зрения.
Д. В. Моисеева и И. А. Небыков утверждают, что невозможно создать универсальное определение категории «финансовая грамотность». По их мнению, данное понятие должно быть наполнено содержанием, которое отражает реальное человеческое поведение с его противоречиями, проблемами и «иррациональными остатками» [12, с. 165].
А.Н. Лизогуб рассматривает финансовую грамотность как сочетание знаний о финансовых продуктах и практического опыта их применения в повседневной жизни [8, с. 8].
Н.В. Гаркуша и А.И. Медведев определяют финансовую грамотность как набор навыков, которые формируются в процессе обучения в школе и вузе, но также развиваются и применяются на протяжении всей жизни [4, с. 78].
И.В. Морозова и С.Н. Бегидова акцентируют внимание на финансовой грамотности как на совокупности знаний о денежной системе, ее особенностях и регулировании, а также о продуктах и услугах, умении применять эти знания с осознанием последствий своих действий и готовностью нести за них ответственность [13, с. 59].
Д.А. Русаленко и В.И. Марчук описывают финансовую грамотность как сложную область, предполагающую понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия обоснованных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей [16, с. 255].
Л.Ю. Рыжановская рассматривает финансовую грамотность как составную часть человеческого капитала — неотъемлемую способность человека активно участвовать в общественном воспроизводстве в роли инвестора. При разумном и ответственном выборе финансовых инструментов такая грамотность должна приносить доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность обладателя знаний [18, с. 153].
Е.Л. Рутковская утверждает, что финансовая грамотность у школьников формируется через их погружение в сферу финансов и финансовую деятельность, что одновременно требует и развивает комплекс знаний, навыков, личных установок и методов действий [17, с. 99].
Первая попытка обобщить понятие «финансовая грамотность» была предпринята в Соединенных Штатах Америки в начале 1990-х годов и акцентировала внимание на компетенциях человека в управлении капиталом [9, с. 82].
Дж. Альменберг и О. Уидмарк отмечают, что в трактовке финансовой грамотности существует определенное несогласие. По мнению авторов, финансовая грамотность основывается на знаниях о финансовых концепциях и рыночных продуктах. Кроме того, к ее поддерживающим элементам можно отнести умение работать с числовой информацией и выполнять простые расчеты [2, с. 2].
В своем диссертационном исследовании Моисеева Д.В., анализируя зарубежные научные материалы, приходит к выводу о том, что «финансовую грамотность» можно трактовать следующим образом:
1) как определенную форму знаний;
2) как способность или навык применять эти знания;
3) как усвоенные знания;
4) как правильное финансовое поведение;
5) как финансовый опыт [12, с. 25].
В данной работе понятие «финансовая грамотность» будет рассматривать как интегративное личностное образование, включающее в себя элементарный набор знаний в финансовой сфере и умений применять эти знания в повседневной жизни.
В итоге анализа различных теоретических подходов к пониманию финансовой грамотности, как российских, так и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что она является объектом междисциплинарных исследований и представляет собой многогранное и многоаспектное явление.
1.2. Компоненты финансовой грамотности
Финансовая грамотность включает в себя несколько ключевых компонентов, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Отсутствие одного из компонентов может существенно снизить общую финансовую грамотность и привести к нерациональным финансовым действиям.
Анализируя научные работы российских авторов, можно выделить два ключевых подхода к пониманию финансовой грамотности и ее компонентов:
1) компетентностный;
2) культурологический. Первый подход применяется специалистами из разных областей, включая экономистов, социологов и педагогов.
Например, в области экономической социологии М.Ю. Шевяков определяет финансовую грамотность как умение применять знания и навыки для управления личными финансами с целью достижения благосостояния и финансовой безопасности [12, с. 26].
В области педагогики М. И. Подболотова и Н. В. Демина рассматривают финансовую грамотность как аспект компетентности, которая, по их мнению, является интегративной характеристикой личности. Эта характеристика определяет уровень финансовых взаимодействий учащегося с обществом и входит в состав его социальной компетентности [14, с. 10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования [сайт]. – URL: http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj–standart–obrazovaniya/ (дата обращения 22.03.2025).
2. Альменберг, Дж., Финансовая грамотность в области счета и участие в рынках активов / Дж. Альменберг, О. Уидмарк // SSRN. Великобритания: ELSEVIER, 2011. С. 1-40.
3. Бунеев, Р. Н. Понятие функциональной грамотности/ Р.Н. Бунеев // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО. 2003 158 с.
4. Гаркуша, Н.В. Роль финансовой грамотности в развитии системы формирования социально-экономического потенциала человеческого капитала / Н.В. Гаркуша, А.И. Медведев // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 4 (77). С. 76-81.
5. Громанн, А., Корни финансовой грамотности в детстве. / А. Громанн, А. Кувенберг, Л. Менкхофф // Журнал экономической психологии. Нидерланды: ELSEVIER, 2015. С. 114-133
6. Губанова, М. И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы развития / М.И.Губанова, Е.П. Лебедева [сайт]. – URL: http://school2100.com (дата обращения: 22.02.2025).
7. Десятериченко, М.А., Роль финансовой грамотности населения в экономическом развитии страны / Десятериченко М.А., Е.С. Монина // Развитие и реализация программы повышения финансовой грамотности взрослого населения в Ростовской области: сборник трудов конференции. Волгоград, 2018. С. 46-50.
8. Лизогуб, А.Н. Финансовая грамотность населения: экономическое содержание и необходимость ее повышения в условиях рыночных отношений: глава книги / А.Н. Лизогуб // Инновационные процессы в обществе, науке, образовании. Пенза, 2019. С. 5-13.
9. Кимиягала, Ф. Обзорные статьи по определению финансовой грамотности и ее измерению. / Ф. Кимиягала // Международный журнал. 2015. Том 8. С. 81-94.
10. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации / Федеральная служба по финансовым рынкам. – М., 2009. [сайт]. – URL: https://narfu.ru/sf/sevgi/aflatun/concept_rf.pdf (дата обращения: 22.02.2025)
11. Моисеева, Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Д.В. Моисеева – Волгоград. – 2017. 203 с.
12. Моисеева, Д. В. Финансовая грамотность населения: к определению понятий/ Д. В. Моисеева, И. А. Небыков // Научный потенциал регионов на службу модернизации Издательство: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (Астрахань), – 2013, №1 (4). С.164-168
13. Морозова, И.В., Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей / И.В. Морозова, С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 4 (146). С. 58-64.
14. Подболотова, М.И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание / М.И. Подболотова, Н.В.Демина //Академический вестник. – 2014. – № 1 (14). – С. 10-16
15. Половникова, А.В., Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации А.В. Половникова, А.А. Козлова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, № 4 (61). – С. 159-176.
16. Русаленко, Д.А. Экономическая грамотность населения / Д.А. Русаленко, В.И. Марчук // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. – С. 255-258.
17. Рутковская, Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке финансовых заданий / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1. № 4 (61). – С. 98-111
18. Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития / Л.Ю. Рыжановская // Академия бюджета и казначейства МИНФИНа России. Финансовый журнал. 2010. № 4. – С. 151-158.
19. Сайпидинов, И.М. Финансовая грамотность населения, как основа финансовой независимости / И.М. Сайпидинов // Известия ВУЗов Кыргыстана. 2013. № 6. – С. 61-62.
20. Ступина, Е.Е. Формирование экономической культуры младших школьников в учебной и внеучебной работе / Е.Е. Ступина. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 146 с.
21. Федорова, А.В. IT технологии в формировании финансовой грамотности обучающихся / А.В. Федорова, Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова // Экономика образования. 2019. № 6 (115). – С.84-95
22. Шевченко, Д.А. О содержании и взаимосвязи понятий «Финансовая грамотность» и «Финансовая культура» / Д.А. Шевченко, А.В. Давыденко // Финансовые аспекты модернизации экономики России. Ростовн/Д.: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие XXIвек», 2014. – С. 100-105