Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность нашего исследования объясняется содержанием игровой и коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленной освоение и овладение детьми первичных представлений социального характера и конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми посредством приобщения их к общепринятым нормам и правилам поведения.
Формирование коммуникативных навыков у ребенка в дошкольном возрасте – важное условие его нормального психологического развития и подготовки к будущему. Игра – это ведущая деятельность дошкольника, а благодаря участию в сюжетно-ролевых играх с самого раннего возраста у ребенка начинают формироваться первые коммуникативные навыки.
В настоящее время проблема развития общения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности приобретает все большее значение
Сюжетно-ролевая игра делает общение творческим, интересным, приятным. Взаимодействуя в игре, дети активно используют речь так, как использовали бы речь обыгрываемые ими герои, применяют различные средства общения. Зачастую в условиях ДОО при организации сюжетно-ролевых игр воспитатель, руководствуясь достижением высоких результатов, проводит игру не свободно, а как регламентированное занятие, сам распределяет роли и действия детей и оценивает их. Поэтому проводимая таким образом игра не вызывает детей желания и интереса в ней участвовать, и сама деятельность воспитателя становится неэффективной, тогда как при грамотной организации сюжетно-ролевых игр у детей повышается уровень развития коммуникативных навыков, процесс общения становится более качественным и привлекательным как со сверстниками, так и с взрослыми. Как следствие, развитие коммуникативных навыков приводит к развитию у общающихся детей таких качеств как бесконфликтность, толератность, эмпатия, интерес и желание контактировать с окружающими людьми.
Психологи Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Люблинская А.А. внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер, их роль в воспитании ребенка.
Эльконин Д.Б. в своем исследовании, посвященном выяснению происхождению игры, показал, что детская ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста. В ролевой игре основным предметом действий ребенка являются социальные отношения между людьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.).
Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а также установлению и поддержанию межличностных взаимодействий
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; она делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения
Проблема заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста не используется сюжетно-ролевая игра как способ формирования коммуникативных навыков общения.
Цель исследования: изучить роль сюжетно ролевой игры в развитии общения у старших дошкольников
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль сюжетно ролевой игры в развитии общения у старших дошкольников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать характеристику понятию «общение».
3. Проанализировать роль сюжетно – ролевой игры в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс сюжетно ролевых игр для развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Экспериментальные: диагностика, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования
Теоретическая значимость исследования изученый и обобщенный материал содержит информацию процессе развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, о роли сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в детской образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей 6-7 лет в процессе сюжетно-ролевых игр может быть использовано педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры
1.1 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Л. С. Выготского в своих исследованиях определил возрастную шкалу детского взросления, к дошкольникам относятся детей, посещающих детский сад подготовительной и старшей группы, имеющих возраст 5-7 лет. В развитии личности ребёнка — это возраст имеет важную роль. Этот период жизни очень активен, именно в этом возрасте формируются новые психические механизмы поведения и деятельности [6, с.98].
Формирования устойчивой структуры мотивации и основ личности, возникновения новых социальный потребностей происходят именно в старшем дошкольном возрасте. К новым социальным потребностям можно отнести потребности в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых, а также появляется интерес к коллективной трудовой деятельности.
Появляется новый тип мотивации (промежуточный) - основа произвольного поведения; старший дошкольник усваивает определенную систему социальных ценностей; нравственные нормы и правила поведения в обществе.
Работы таких исследователей, как Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомин, С.Б. Мухина, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и другие. В этих исследованиях повышенное внимание уделяется пониманию особенностей развития психики, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников; на формирование их самосознания, особенностей общения и моделей социального взаимодействия; специфика изобразительных, игровых и других видов деятельности детей, механизмы формирования элементарной учебной деятельности в дошкольном возрасте, а также подготовки к школьному обучению.
На основании разных взглядов на возрастные особенности психологических новообразований старших дошкольников составим психологический портрет ребенка 5-7 лет с описанием основных видов деятельности.
У детей достигших старший дошкольный возраст происходят большие изменения во многих направлениях развития, так, например происходит совершенствование основных видов деятельности, а также психических процессов. Память ребёнка повержена интенсивному развитию как количественных, так и качественных процессов. Дети этого возраста способны запоминать предметы от 8 до 12 наименований. Это всё способствует динамичному развитию личности ребёнка.
Качественные изменения характеризуются появлением произвольности и опосредованности, которые выражаются в том, что дошкольник уже не просто запоминает интересующую его информацию, а принимает на себя задачу запоминания, использует специальные приемы для удержания необходимой информации [9, с.56].
Подобные показатели определяют развитие внимания. «Помимо усиления таких качеств внимания, как объем, устойчивость, переключение, распределение, оно повышает, что более значительно, его произвольность, способность ребенка концентрировать внимание все более и более направленно. Если младший дошкольник обращает внимание только на самое новое и яркое для него, то старшие дошкольники могут сосредотачивать свое внимание на решении различных задач [11, с.112].
Ребенку 5-6 лет доступно для сосредоточенной деятельности 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Более того, при выполнении действия он способен удерживать в памяти простые условия.
Воображение – одна из основных новообразований старшего дошкольного возраста. Формируются такие его характеристики, как оригинальность и произвольность. В 5-6 лет дошкольники уже могут самостоятельно создать небольшую сказку со связно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. В семилетнем возрасте они могут подчинить свое воображение определенному плану, следовать заранее установленному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.
Развитое воображение характеризуется прежде всего продуктивностью. Это не схематичная фантазия, которая часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть замысел рисунка или поделки, создание игрового сюжета. Фантазийным образам свойственна подмена, символизм. Старший дошкольник использует одни предметы для раскрытия наиболее важных для него аспектов других предметов и явлений [4, с.67].
Улучшается восприятие формы, цвета, структуры и размера предметов; систематизируются представления ранее полученных детей. Старший дошкольник способен выделять простые формы в сложных предметах и воссоздавать сложные предметы из простых фигур. Улучшение ориентации в пространстве. В то же время старшему ребенку дошкольного возраста трудно анализировать пространственное положение предметов, особенно когда ему приходится учитывать одновременно несколько различных и противоположных признаков [8, с.87].
Основой детского творчества в этом возрасте выступают развитие воображения, фантазий и совершенствование восприятия. Всё это находит отражение в продуктивной деятельности. Дошкольный возраст — самый активный период рисования: в течение года ребенок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет детские рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, но могут отличаться оригинальными композиционными решениями, передавать динамические и статические отношения. В возрасте 6-7 лет рисунки дошкольников становятся более детализированными, их краски становятся насыщеннее. Изображение человека становится более детальным и пропорциональным.
Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Старшие дошкольники осваивают обобщенный метод исследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться по замыслу, по схеме и по условиям. В более позднем дошкольном возрасте ребенок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и создавать свои узоры. Это также усложняет конструкцию из натуральных материалов.
В этот период продолжает развиваться образное мышление. На шестом году жизни дошкольник способен не только визуально решить задачу, но и трансформировать предмет, указать, в каком порядке предметы будут взаимодействовать. Дошкольник умеет использовать простые схемы для решения простых задач, конструировать и решать задачи лабиринты [4, с.71].
Также развивается предвосхищение: по пространственному расположению предметов ребенок может рассказать, что произойдет в результате их взаимодействия, при этом ему трудно занять позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане оперировать мыслительной операцией, трансформацией образа. В более позднем дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться обобщения, являющиеся основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте еще отсутствуют представления о предметных классах. Дошкольники группируют предметы по признакам, которые могут меняться, но начинают формировать операции логического сложения и умножения классов.
Старшие дошкольники при группировке предметов могут учитывать два признака: форму (материал) и цвет и т. д. Как показали исследования, проведенные отечественными психологами, дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за рамки их зрительного, наглядного опыта [14, с.24].
Старший дошкольный возраст – это время осознанных открытий и познавательной деятельности. На протяжении его представления и знания детей постепенно углубляются и развиваются, становятся обобщенными. У ребенка формируются представления о себе и различных сферах окружающей действительности, таких как природа, человеческие отношения, продукты человеческой культуры. Он также изучает способы приобретения знаний. У старшего дошкольника развивается способность слушать и слышать взрослого, задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно переживать действительность. Уровень овладения этими средствами, а также информация, усвоенная ребенком, характеризуют содержательную сторону его психического развития [11, с.45].
Для старшего дошкольного возраста характерно активное развитие игровой деятельности, особенно ролевой, которая достигает своего пика в этот период. Средние дошкольники уже перед началом игры могут распределять роли и строить свое поведение, придерживаясь этой роли. Взаимодействие в игре сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации играемой роли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасова Л. И., Малянова М. М. Особенности воспитания культуры общения детей дошкольного возраста //Ответственный редактор. М: – 2020. – 113 с.
2. Ачабаева Э. Т. Исследование особенностей общения детей дошкольного возраста //Молодежь. Наука. Образование. – 2020. – С. 18-23
3. Башаева С. А. Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности //С.А. Башаева, Издательство Юрайт, – 2020. – С. 46-49.
4. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 c.
5. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
6. Вологдина И. В. Игра как эффективный педагогический инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста //Академия профессионального образования. – 2020. – №. 1. – С. 24-30.
7. Воронцова М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. / ред.кол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 107–112
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
9. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
11. Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Гонохова, Г. Ж Солтанова // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. – 2015. – С. 96-100.
12. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 103.
13. Елфимова Н. Н., Костюшина Е. В. Речевой этикет как средство развития общения в дошкольном возрасте //Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 2.
14. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М. : Изд-во Московского университета, 2020. – 104 с.
15. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / / И.Н. Зотова // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» Таганрог: 2016. №13. С.225-227.
16.
17. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.
18. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Москва 2020.- с. 400
19. Каган М. С. К12 Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2018. — 319 с
20. Карабалина Г. А. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых обучающих ситуаций //Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2020. – С. 178-180.
21. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
22. Козлова С. А. и др. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. – 2020.
23. Костюшина Е. В., Ванюшкина В. В. Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте //Наука и образование. – 2022. – Т. 5. – №. 3.
24. Кудряшова С. К. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 2 (31). – С. 130-133.
25. Кулакова Н. А., Обносов В. Н. Особенности развития общения дошкольников со сверстниками //Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 2.
26. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2015. – 426 с
27. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с.
28. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2021. – №. 1. – С. 3-7.
29. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника./ Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2011. – Глава VI . – 384