Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Ключевые слова – туризм, экскурсионная деятельность, экскурсия, организация экскурсии.
В первой главе «Теоретические аспекты организации экскурсий» была дана дефиниция экскурсии, понятия, сущность и классификация, изучена методика формирования экскурсий, рассмотрен зарубежный и отечественный опыт организации экскурсий.
Вторая глава была посвящена исследованию рынка экскурсионных услуг.
Проведен анализ развития экскурсионных услуг в регионе.
Дана характеристика туристической фирмы «Надежда».
Разработаны рекомендации по развитию экскурсионных услуг в Приморском крае.
Работа изложена на 31 страницах, 2 приложения. Библиографический список состоит из 20 научных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Последние несколько лет можно с уверенностью назвать тяжелыми для сферы туризма во всем мире, поскольку ограничения свели его практически к нулю.
Период локдауна позволил иначе взглянуть на развитие данной сферы на территории России и значительно расширить традиционную географию поездок по стране. На сегодняшний день ориентация на внутренний туризм является ключевым трендом развития российской туристской отрасли. Одним из основных направлений современного развития внутреннего туризма в регионах становится разработка и проведение туристских маршрутов .
Туризм играет существенную роль в социально-экономическом развитии территории и его устойчивости, имеет важность для предпринимательства (малого и среднего), служит созданию рабочих мест и самозанятости населения. В настоящее время туризм вносит в ВРП страны ‒ 3,4% и участвует в жизнедеятельности 53-х смежных отраслях.
Особенности комплексной организации маршрутов в городах Приморского краю проявляются на примере крупных городов, в которых разработаны и действуют экскурсионные маршруты различной тематической направленности. Ведущим фактором и одновременно ресурсом формирования туризма в регионе является выгодное транспортно-географическое положение.
Выгодное транспортно-географическое положение городов Приморского края является одним из ведущих факторов формирования различных экскурсионных программ. Экскурсионные маршруты проложены преимущественно по центральным улицам городов, а также вблизи железнодорожного вокзала.
Объект исследования –экскурсионная деятельность в Приморском крае.
Предмет исследования – выявление видов экскурсионной деятельности Приморского края.
Целью исследования является комплексное рассмотрение организации экскурсионной деятельности на современном этапе на примере Приморского края.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации экскурсий.
2. Исследовать рынок экскурсионных услуг.
3. Разработать практические рекомендации по развитию экскурсионных услуг в Приморском крае.
Методы исследования.
1. Анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
2. Контент-анализ,
3. Сравнение.
Методологическую основа исследования: диалектико-материалистический метод познания, сущность которого заключается в связи теории с практикой, современные апробированные общенаучные методы познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия.
Теоретическая значимость: проанализирована организация экскурсионной деятельности на современном этапе в Приморском крае.
Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в работе, заключается в обосновании условий по оптимизации развития туризма в Приморском крае.
Теоретическую основу исследования составили научные публикации современных исследователей, таких как О.В. Лешковой, М.Я. Колоновой, Н. С. Кобызева, Е. В. Кобызевой. и др.
Структура работы – традиционная, которая содержит в себе: аннотацию, вводную часть, две главы, содержащие четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
Во введение раскрыта актуальность темы настоящего исследования, определены цель и задачи исследования.
Первая глава рассматривает теоретические аспекты экскурсионной деятельности на современном этапе развития общества.
Во второй главе работы раскрывается организация экскурсионной деятельности на примере приморского края на современном этапе.
В заключение работы сделаны основополагающие выводы. В заключении отражены итоги проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ
1.1. Понятие, сущность и классификация экскурсий
Термин экскурсия произошло от латинского слова excurrere, которое первоначально означало «военный набег», а впоследствии «вылазка», «поездка» .
В российской науке первым толкование термина «экскурсия», (1882) предложил Владимир Даль «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав».
Однако в 1904 году слово «экскурсия» отсутствовало в самом известном энциклопедическом словаре Фридриха Арнольда Брокгауза и Ильи Ефрона. Рождение таких понятий как «экскурсионность», «экскурсионный метод» относится к 1920 годам - золотому десятилетию российского краеведения.
В эти годы в Петрограде были открыты первые детские станции, в том числе и центральная станция гуманитарных экскурсий при Музее города в Аничковом дворце, а затем и учреждён Экскурсионный институт.
Экскурсии представляют собой эффективный инструмент организации учебного процесса, выполняющий следующие функции: во-первых, они обеспечивают наглядность обучения, позволяя ученикам напрямую ознакомиться с объектами и явлениями изучаемой тематики .
Во-вторых, экскурсии способствуют повышению научного уровня обучения и укреплению его связи с реальной жизнью и практикой. В-третьих, они вносят вклад в техническую подготовку учащихся, путем познавательных посещений производства и знакомства с применением теоретических знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними .
Экскурсия представляет собой форму и метод приобретения знаний.
Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
В науке, особенно в методах обучения (дидактике), отсутствуют всеобъемлющие дефиниции понятия «экскурсия». Однако, экскурсию можно характеризовать как способ обучения, предполагающий посещение объектов особого интереса под руководством эксперта .
Это метод, позволяющий получать знания через практический опыт, непосредственно связанный с изучаемыми объектами. экскурсия как форма обучения включает в свою структуру целенаправленные исследовательские мероприятия, приуроченные к организованным посещениям природной местности или культурных заведений, с целью достижения познавательных и развивающих задач .
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорная экскурсия - это обще ознакомительная экскурсия по городу, цель первичное ознакомление с городом как с историческим и культурным объектом, с показом самых различных объектов - памятников истории и культуры, зданий и сооружений, предприятий и современных объектов, начиная с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Тематическая экскурсия – экскурсия, посвящена раскрытию одной темы, в ее основу которой положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Вначале лучше планировать обзорные экскурсии и лишь затем тематические .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, П. В. Музейные культурно-образовательные программы в сфере туризма: учебное пособие для студентов магистратуры по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки «Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного туризма» / П. В. Абрамова. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2023. — 172 c. — ISBN 978-5-8154-0683-4.
2. Виниченко, М. В. Технологии организации экскурсионной деятельности : учебное пособие / М.В. Виниченко, С.А. Макушкин. – Москва : РГСУ, 2021 – 153 с. – (Бакалавриат).
3. Говенко, Исследования и их роль в методике организации внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека // Университетская Наука. University Science. «Вопросы развития науки, технологии, экономики, педагогики и права: от теории к практике» // Журнал по материалам XXV международной научно-практической конференции. – Минеральные Воды: СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова, - №1(13) 2022.С. 279-281.
4. Денисевич, Е.И. Проблемы развития экологического туризма в Приморском крае / Е.И. Денисевич, Р.В. Плаксин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 7(58). – С. 114-121.
5. Достопримечательности Приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/russia/primorskij-kraj/dostoprimechatelnosti/ (Дата обращения: 07.03.2025).
6. Информационные технологии в туризме [Электронный ресурс] https://qwizz.ru/информационные-технологии-туризме (Дата обращения: 07.03.2025) ᱹ
7. Имангулова, Т. В. Методика научно-исследовательской работы в туризме: учебное пособие / Т. В. Имангулова, А. В. Губаренко, М. Н. Абдикаримова. — Алматы: Казахская академия спорта и туризма, 2021. — 164 c. — ISBN 978-601-354-010-8.
8. Калонова, М.Я. Значение использования учебной экскурсии в учебном процессе // Вестник Педагогического университета. Серия 2, Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2021. № 4 (4). С. 193 – 195.
9. Калонова, М.Я. Значение использования учебной экскурсии в учебном процессе // Вестник Педагогического университета. Серия 2, Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2021. № 4 (4). С. 193 – 195.
10. Крепс, Т.В. Организация экскурсионного обслуживания в туристской деятельности: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Туризм» / Крепс Т.В.. - Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2021. - 99 c. - ISBN 978-5-93926-331-3.
11. Лешкова, О. В. Особенности экскурсионной деятельности в городе Хабаровске // Гуманитарный научный вестник. 2021. №7. С. 67-74. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/07/Leshkova.pdf (дата обращения:07.03.2025).
12. Новые технологии в туризме [Электронный ресурс Режим доступа:[ https://hotelier.pro/revenue/item/novye-tekhnologii-v-turizme/ ] (Дата обращения: 06.03.2025).
13. Новые технологии в туризме [Электронный ресурс Режим доступа:[ https://hotelier.pro/revenue/item/novye-tekhnologii-v-turizme/ ] (Дата обращения: 06.03.2025)
14. Организация туристской деятельности по отдельным видам туризма: общие требования безопасности и специфика: учебное пособие для бакалавров / составители Н. С. Кобызев, Е. В. Кобызева. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 123 c. — ISBN 978-5-4497-1616-3.
15. Талибова, А.Ю. Роль и значение экскурсионной деятельности в туристской индустрии /А.Ю. Талибова //Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода. 2024. С.559.
16. Тенова, З.Ю., Стас Н.Н., Шомахова А.И. Внутренний экскурсионный туризм для школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-1 (55). с. 189-191.
17. Турфирма «Надежда. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.vl.ru/nadezhda (Дата обращения: 07.03.2025).
18. Ушакова, Е.О. Организация туристской деятельности : учебное пособие / Ушакова Е.О.. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021. — 84 c. — ISBN 978-5-7782-4581-5.
19. Хартылова, Д.Е. Организация экскурсионной деятельности. Учебное пособие /Д.Е. Хартылова [и др.]. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2023. 69 с. ISBN: 978-5-93926-331-3.
20. Хартылова, Д.Е. Организация экскурсионной деятельности. Учебное пособие /Д.Е. Хартылова [и др.]. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2023. 69 с. ISBN: 978-5-93926-331-3.