Фрагмент для ознакомления
2
Система нормативного регулирования - это совокупность правил поведения, регулирующих взаимодействие человека с окружающим миром (явлениями природы и объектами технических достижений человечества) и его взаимоотношения с другими людьми. Каждый человек на протяжении жизни стремится к удовлетворению своих потребностей (физиологических, материальных, духовных), однако достижение поставленных целей невозможно без учета объективных законов развития природы и вне общения с другими людьми. Осознание этого неизбежно приводит к необходимости создания норм. Любое правило выполняет своё предназначение только тогда, когда оно чётко сформулировано, реально осуществимо на практике, а его соблюдение предполагает достижение ожидаемого полезного результата.
Выделяют систему социальных норм (юридические, политические, религиозные, нравственные, организационные и др.), систему технических норм (экологические, технологические, архитектурные, агрономические, зоотехнические и др.), систему антропологических норм (санитарно-гигиенические, физиологические, сексологические, медицинские и др.), систему биологических норм (зоологические, ботанические, микробиологические и др.), систему геонорм (геологические, атмосферные и др.) Система социальных норм является одной из частей системы нормативного регулирования. Эти нормы должны быть известны людям, пониматься единообразно и быть исполнимыми на практике. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, то социальная норма не способна регулировать отношения между людьми, а следовательно выполнять свои функции: 1) удовлетворять индивидуальные потребности человека; 2) обеспечивать общественный порядок, процветание и стабильное развитие общества .
Таким образом, совокупность социальных норм представляет собой социальный регулятор, направленный на развитие общества и обеспечение его безопасности. Социальными регуляторами являются: право, экономика, мораль, религия, политика, этикет, корпоративность, обычаи и т.п.
Социальные нормы возникают в процессе сознательно-волевой деятельности людей и теснейшим образом связаны с развитием знаний человечества об окружающем мире. Таким образом, социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе.
Признаки социальных норм:
1. Признак социальности, который означает, что социальные нормы регулируют социально-значимое поведение людей в общественных отношениях.
2. Признак объективности, которая означает, что социальные нормы возникают исторически объективно в результате нормативной фиксации в сознании людей устойчивых, повторяющихся и необходимых связей и актов поведения между людьми.
3. Признак нормативности, которая означает, что социальные нормы имеют общий характер, так как адресованы всем членам общества, в качестве типовых регуляторов, предпочтительных вариантов поведения.
В сфере хозяйственной жизни общества действуют экономические законы и нормы, например закон денежного обращения, нормы рентабельности, нормы прибыли на активы и т.д. Органы государственной власти с помощью норм права принимают меры по стимулированию производства, развитию предпринимательства и проч., с помощью таких рычагов как налоги, кредитно- денежная политика, инвестиции и т.п.
Политические нормы находят свое выражение в декларациях и манифестах различных политических партий и их лидеров. Однако существуют политические нормы, регламентирующие политическую стратегию и тактику, политическую ответственность публичных политиков. Органы государственной власти регулируют с помощью норм права политические отношения в обществе, устанавливая требования к проведению политических мероприятий, ведению избирательных компаний, деятельности политических сил и т.п.
Корпоративные нормы устанавливаются самими организациями, выражают интересы и убеждения тех лиц, которые создали эти организации или вступили в них. Например, корпоративные нормы регулируют отношения между членами религиозных, политических, профсоюзных, культурно-просветительских и других организаций. Органы государственной власти с помощью права устанавливают требования к организации и деятельности этих структур.
Поведение людей регулируется обычаями. Обычай - правило поведения, которое в силу длительного, регулярного и массового использования населением приобрело в общественном сознании статус необходимого в данной ситуации для положительной оценки поведения человека, разграничения справедливого и несправедливого, доброго и злого, честного и лживого и т.п. Обычаи, как элементы социально-культурного наследия народа, классифицируются на нравы, традиции, обряды и проч.
Религиозные нормы регулируют отношение людей, исповедующих ту или иную религию, к церкви, священнослужителям, религиозным праздникам и обычаям... Как правило нормы мировых религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма) содержат морально-этические установления, предписывающие определенные требования.
Право является фундаментом системы нормативного регулирования общественных отношений. Эффективность правового регулирования во многом зависит от того, в какой степени органы публичной власти учитывают специфику действия в обществе других социальных регуляторов.
Нормативизм не только признает наличие самых разнообразных социальных регуляторов, но и учитывает их взаимную связь и влияние на право. Однако, нормативизм, категорически разграничивая право и иные социальные регуляторы, считает недопустимым подмену права - религиозными или национально-культурными обычаями, приоритетами экономической или политической целесообразности. Это означает, что должностные лица и органы публично-правовой власти, руководствуясь принципами нормативизма при осуществлении функций правосудия и обеспечения правопорядка, управления и контроля, не имеют права руководствоваться естественно-правовым, историческим или социологическим правопониманием. В противном случае размывается грань между правом и моралью, правом и обычаями, правом и стереотипами массового общественного мышления. Но самое страшное, что может представлять угрозу государственной безопасности, заключается в том, что административное и судейское усмотрение в процессе правоприменения может подменить закон, а в перспективе всё законодательство сделать декларативным по форме и пустым по содержанию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
Научная литература
3. Башмакова А.М. Тенденции развития современного российского правопонимания // Синергия Наук. – 2023. – № 79. – С. 614-617.
4. Власова Т.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2013. – 584 с.
5. Иванов А.А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М., 2012. – С. 454 с.
6. Калинина Е.В. Соотношение понятий «правопонимание» и «концепция правопонимания» // В сборнике: Право и правосудие в современном мире. Сборник научных статей молодых исследователей. – Санкт-Петербург, 2024. – С. 164-167.
7. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. – СПб., 1999. – 420 с.
8. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма (Норма-ИНФРА), 2022. – 345 с.
9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М., 2002. – 341 с.
10. Лукашева Е.А. К вопросу о правопонимании // Основные концепции права и государства в современной России (По материалам круглого стола в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. – 2003. – №5. – С. 10.
11. Малахов В.П. Теория правосознания. Опыт формирования : монография / В.П. Малахов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2020. – 426 с.
12. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М., 2019. – 429 с.
13. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. – 2003. – №6. – С. 13.
14. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. – 2018. – № 6. – С.23.
15. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. – 2020. – №2. – С.17.
16. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. – М., 1998. – 492 с.
17. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб., 2000. – 437 с.
18. Плисцова И.А. Общая характеристика основных концепций правопонимания // Социально–экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно–практической конференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. – 2017. – С. 226–227.
19. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. – СПб., 2004. – 581 с.
20. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. – М., 2004. – С. 581 с.
21. Раздымалина Н.И. Теория государства и права: практикум. – Воронеж, 2012. – 463 с.
22. Теория государства и права: учебник / под ред. Г.Г. Бернацкого. – СПб., 2020. – 429 с.
23. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997. – 476 с.
24. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 2: Актуальные проблемы права. – СПб., 2020. – 456 с.
25. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М., 2003. – 237 с.