Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Взаимосвязь человека и мира объектов, его окружающего, неизменно привлекала внимание художников, находя различные интерпретации не только в натюрмортах, но и в других живописных жанрах. Актуальность раскрытия художественного замысла через мир вещей, окружающих человека, осмысление их взаимосвязей и влияний друг на друга, сохраняется и в наши дни.
Немало художников использовали в своих произведениях предметы, вещи, представляющие собой элементы натюрморта. Зачастую эти предметы становились не просто важной частью полотна, а чуть ли не ключевыми действующими лицами. Натюрморт часто предстает как относительно независимый, компактный набор объектов или как отдельные предметы, рассредоточенные по пространству картины, всегда неся в себе определенный, заложенный автором смысл. Предметы натюрморта, как правило, выполняют определенную функцию, значение которой направлено, прежде всего, на создание художественного образа произведения, способствуя более полному раскрытию авторского замысла. Изучение роли натюрморта в живописной композиции представляет интерес для искусствоведов, преподавателей художественных дисциплин в высших учебных заведениях, а также для художников в их творческой деятельности.
Начало 20 столетия в русской живописи ознаменовалось расцветом жанра натюрморт, тем не менее, пока этот феномен остается относительно мало исследованным, несмотря на его значение для развития отечественной живописной традиции в целом.
Цель – исследовать особенности репрезентации натюрморта в жанровой системе русской живописи XX века.
Задачи:
1.Изучить историю развития жанра натюрморт.
2.Исследовать традиции и новаторство в русском натюрморте.
3.Рассмотреть специфику развития жанра натюрморта в творчестве русских художников XX века.
4. Проанализировать технические и композиционные особенности натюрморта (на примере творчества П. Кончаловского, К. Коровина и других художников).
Объект – русская живопись XX века.
Предмет – натюрморт в жанровой системе русской живописи XX века.
Методы исследования: искусствоведческий, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методическую основу исследования составили научные труды по культуре и искусству – О.С. Давыдовой, Г.С. Островского, А.П. Садохина, И.С Болотиной и др.
Теоретическая значимость: материал исследования может быть использован при написании выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: работа может быть использована в системе дополнительного образования в рамках профессиональных дисциплин.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Особенности жанра натюрморт в русской живописи
1.1.История развития жанра натюрморт
Изображения, которые мы сегодня определяем как натюрморты, начали появляться еще в XV веке до нашей эры. В древнеегипетских гробницах часто можно встретить рисунки, изображающие пищу, рыбу и мясо. Мотивы натюрморта также прослеживаются в античных фресках и мозаиках. Внутреннее убранство домов также украшалось натюрмортами: арки, двери и мебель декорировались изображениями цветочных гирлянд.
Вплоть до XVI—XVII веков натюрморт существовал как часть более крупных художественных произведений, относящихся к другим жанрам. Это могли быть изображения цветов, столов, сервированных различными предметами, или же убитой дичи на полотнах, посвященных охоте.
Первым произведением, которое можно с уверенностью отнести к самостоятельному жанру натюрморта, считается работа венецианского художника Якопо де Барбари (1460 — 1516). Картина с изображением куропатки, латной перчатки и болта от арбалета, известная также как «мюнхенский натюрморт», была написана в 1504 году, когда де Барбари работал при дворе саксонского курфюрста Фридриха III [1, c. 45].
В XVII столетии натюрморт оформился как независимый жанр, и важную роль в этом сыграли мастера из Голландии и Фландрии. Тогда же появилось и определение «stilleven» (в переводе с голландского – «неподвижная натура», аналогично нем. Stilleben и англ. still-life). Востребованность жанра объяснялась заложенным в предметах скрытым подтекстом, особенно это проявилось в ванитас. Так, череп прямо указывал на бренность существования, а пробивающиеся ростки являлись олицетворением жизни, цветы ассоциировались с любовью, а фрукты – с богатством и плодовитостью [3].
Формирование натюрморта как самостоятельного жанра живописи в России произошло в XVIII веке. Однако этому событию предшествовал продолжительный период, в течение которого постепенно складывались условия для его возникновения. На протяжении этого времени, а также в последующие эпохи, многие живописцы включали в свои картины предметы и вещи, которые выполняли роль элементов натюрморта. Натюрморт, что в переводе с французского означает "мертвая натура", представляет собой жанр изобразительного искусства, а также произведение этого жанра, изображающее неодушевленные предметы, такие как посуда, фрукты, овощи, еда, букеты цветов и атрибуты различных видов деятельности [11].
Натюрморт может существовать не только как самостоятельное произведение, ограниченное рамой и представляющее собой целостную композицию. Он может быть интегрирован в структуру другого жанра, становясь относительно независимой частью композиции картины, либо представлять собой "бытование", когда предметы распределены по отдельности или небольшими группами по всему пространству произведения. Именно последние два аспекта натюрморта будут подробно рассмотрены в данном исследовании.
Натюрморт, как "неживая природа", включает в себя предметы, которые постоянно окружают человека. Паскаль писал о натюрмортах: "Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься". Предметный мир существует своей тихой, замкнутой жизнью до тех пор, пока художник не обратит на него внимание и не раскроет одну из скрытых сущностей предметов, чтобы рассказать о привычках, вкусах и образе жизни человека. Художник через неодушевленные предметы передает красоту и понимание жизни, свои мысли и чувства, свое мировоззрение, что делает натюрморт более значимым и актуальным. Художники включали в композиции предметы, отображающие бытовую обстановку, в которой жил человек. Однако часто натюрморт выходит за рамки своих жанровых задач, его функция не ограничивается простым пересказом сюжета, он становится изобразительным компонентом содержания произведения, его художественной идеей [16].
Натюрморт, как изолированная от внешнего мира совокупность вещей, составленных в композицию, является объектом изобразительного творчества и отдельным видом жанра. Его особенность заключается в том, что "неживая природа" – натура – остается неподвижной в течение длительного времени. Следовательно, характеристики формы предметов, структурные взаимосвязи между ними и признаки, отражающие взаимодействие цветовых отношений, остаются неизменными. При создании натюрморта одни предметы всегда могут быть заменены другими.
Натюрморт – это один из самых доступных и популярных жанров, используемых как в профессиональной художественной практике, так и в обучении изобразительному искусству. Практически ни один курс живописи не обходится без работы над натюрмортом, поскольку именно на нем лучше всего осваиваются основы художественной грамотности: гармония цветовых сочетаний и ритмических построений, выразительность мазков и линий. Понимание композиции обычно начинается с простых натюрмортов, постепенно переходя к более сложным и тематическим композициям. Соответственно, усложняются и задачи, стоящие перед учащимися, например, достижение определенной колористической гаммы или создание тематического образа, который тесно связан с общим художественным замыслом произведения.
Тема "Натюрморт в картине" активно применяется в обучении студентов старших курсов, изучающих композицию и живопись. Они сталкиваются с подобными задачами при работе над сложными учебными постановками и дипломными проектами.
На лекциях по истории искусства, знакомясь с произведениями классических мастеров, в которых натюрморт выступает как элемент раскрытия художественного образа, студенты учатся анализировать композицию, видеть за внешним видом предметов их глубинное значение. Это помогает им в дальнейшем решать более сложные и разнообразные творческие задачи.
Таким образом, натюрморт может существовать не только как самостоятельное произведение, но и как часть более масштабной тематической картины. В этом случае предметы натюрморта становятся активными участниками создания художественного образа, подчеркивая различные аспекты творческого замысла, определяемого содержанием картины.
"Неживая природа" – это не простое упражнение, не произведение, не требующее высокого уровня мастерства и глубоких теоретических знаний. Напротив, создание художественного образа в натюрморте – это сложная задача, требующая значительных энергетических, интеллектуальных затрат, переживаний и эмоций. Художественный образ натюрморта – это не слепое копирование, не бездумное перенесение предметов на холст. В натюрморте, как и в любом другом виде искусства, недостаточно просто передать внешний вид вещей, нужно понять особенности их взаимосвязи и взаимовлияния, которые в итоге формируют новое смысловое значение, не сводящееся к простому соединению отдельных элементов. Важно передать красоту нового сочетания предметов, обратить внимание зрителя на их тихое, порой незаметное присутствие, способное вызвать различные ассоциации, навеянные особенностями взаимодействия их признаков. Через предметы натюрморта можно передать черты и характеры людей, отразить дух времени [6].
Чтобы понять роль натюрморта, необходимо вначале проанализировать общее назначение произведения и его сюжет. Включение натюрморта в композицию всегда продиктовано конкретной целью: он служит для выявления и понимания определенных аспектов художественного замысла живописца. Задача всего произведения в целом отражается и в предметах натюрморта, следуя принципу взаимосвязи всех элементов. Ведь каждая деталь и составляющая композиции направлены на создание художественного образа и выражение авторской идеи [10].
1.2Натюрморт в русской живописи
Натюрморт, кажущийся наиболее ограниченным из живописных жанров, обладает удивительной выразительностью. Зародившись в голландской живописи XVII века как "stilleven" ("неподвижная натура"), он не сразу завоевал признание в русском искусстве.
Ранние проявления этого жанра можно увидеть в древнерусской иконописи, где немногочисленные предметы в религиозных сюжетах создавали ощущение жизни и легкости, контрастируя со строгой религиозностью сцен. Однако в России "мертвая натура" не пользовалась популярностью до своего упадка в Европе. Здесь предпочитали копировать голландских мастеров, не внося существенных изменений. Иван Трофимович Хруцкий, скромный художник, ориентированный на академические тенденции, первым оценил прелесть этого жанра в русской живописи. Его работы официально назывались "живописью цветов и фруктов". От простых композиций с несколькими предметами Хруцкий быстро перешел к масштабным натюрмортам с разнообразными предметами и сложной композицией. В XIX веке натюрморт в России стал более содержательным в работах художников демократического направления, таких как В. Поленов и П. Федотов, но даже здесь "мертвая натура" оставалась частью общей композиции. Среди немногих натюрмортов передвижников выделяются "букеты", например, "Букет" В. Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево). Подобные букеты появляются и в живописи И. И. Левитана во второй половине 1880-х годов. Натюрморт обретает самостоятельность в творчестве Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова к концу XIX - началу XX века [10].
Подлинный интерес к жанру в России возник благодаря меценатам, которые привозили коллекции французской живописи. Именно импрессионизм и импрессионистический натюрморт вызвали особый интерес к этому направлению и обогатили мировую сокровищницу искусства именами русских художников. В то время как И. И. Левитан все еще придерживался определенных канонов (изолированные предметы и нейтральный фон), в работах В. А. Серова и К. К. Коровина уже заметно новое влияние: попытка соединить живую и мертвую природу, как с точки зрения сюжета, так и с помощью художественных средств. Натюрморт объединяется с интерьером, выносится на пленэр, наполняется настроением и эмоциями. "За чайным столом" (1888) Коровина, написанная в усадьбе В. Поленова, фактически задает новое направление традиционному жанру, стирая его границы и соединяя с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью, наполняя его чувственностью и жизненной силой (Приложение, рис. 1).
И. Э. Грабарь, еще один выдающийся представитель "русского импрессионизма", внес свой вклад в популяризацию натюрморта. Художник признавал влияние Клода Моне и других импрессионистов (например, в своих работах 1905 года "Сирень и незабудки" и "Хризантемы" (Приложение, рис. 2), но стремился преодолеть ограниченность этого стиля, усложняя задачи и экспериментируя с новыми художественными приемами [13, c. 23].
В первые десятилетия XX века своеобразный художник по-новому интерпретирует натюрморт, однако его работы, скромные по выбору объектов, динамичные по ритму и строгие по структуре, сложно охарактеризовать как умиротворенные или застывшие. К.С. Петров-Водкин транслирует мировоззрение эпохи через цветовые решения и нестандартные перспективные решения. Тщательный подход и новаторство в создании его натюрмортов удивительным образом гармонируют с изысканной палитрой и заметной искренностью.
Одновременно на российской художественной сцене появляется объединение "Бубновый валет", чьи участники впоследствии стали выдающимися деятелями советского искусства: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк. Признание важности объекта и предметности в противовес пространству является ключевым принципом их творчества, поэтому натюрморт занимает ведущую позицию в их работах [10].
Во второй половине 20 века Владимир Вейсберг пишет натюрморты с бутылками и предметами простой формы, пытается свести цвет до минимума, достигнуть светоносного живописного пространства и перевести живопись в разряд алхимического искусства. Ну и, конечно, в этом жанре отметился мастер «тряпки и ведра с гуашью», харизматичный Анатолий Зверев, творивший свои мощные экспрессивные натюрморты из «неведомого сора», соединивший самым причудливым образом все достижения своих предшественников [5,6].
Даже легкое прикосновение к скромному жанру натюрморта, изначально призванному отображать мир вещей, сотворенных природой и человеком, поражает масштабом своего воплощения в мировой художественной истории и, в частности, в русской живописи, и, несомненно, свидетельствует о бесконечных перспективах его дальнейшего развития, причудливые формы которого нам вряд ли дано предугадать.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. – Москва: Эксмо, 2017. – 220 c.
2.Болотина, И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописи 18-20 веков. - М.: Советский художник, 1989. -189с.
3.Болотина, И.С. Русский натюрморт. Альбом. - М.: Искусство, 2000. -62 с.
4.Давыдова, О. С. Человек в искусстве. Антропология визуальности / О. С. Давыдова. – Москва : ПрогрессТрадиция, 2015. – 151 c.
5.Даниэль, С. От иконы до авангарда: Шедевры русской живописи / С. Даниэль. – Санкт-Петербург: Азбука, 2000. – 368 с.
6.Дятлева, Г.В. Мастера натюрморта. - М.: «Вече», 2002. — 270 с.
7.Ильина, Т. В. История отечественного искусства. от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для академического бакалавриата / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 501 c.
8.Кончаловский, П.П. Краски земли / Вступит. ст. Д. Корзухина. - М.: Советский художник, 1974. - 22 с.
9.Кончаловский, П.П. Художественное наследие / Вступ. ст. А.Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1964. - 544 с.
10.Кузмичева, М.В. Функции натюрморта в структуре картины : На материале русской живописи XVIII - XX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения [Электронный ресурс]: 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2006.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-17/101
11.Пластов, Н. Разговор о натюрморте // Художник. - 1973. - №6.
12.Никитич, Л. А. Эстетика: учебник для студентов вузов / Л. А. Никитич. – 2-е изд. – Москва: ЮНИТИДАНА, 2017. – 207 c.
13.Островский, Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – Москва: Изобраз. искусство, 1987. – 360 с.
14.Ракова, М.М. Русский натюрморт конца 19-начала 20 веков. Альбом. - М.: Искусство, 1970. – 147 с.
15.Ракова, М.М. История Русского искусства. В 2-х томах. - М.: Изобразительное искусство, 1979.
16.Ромашина, Н.А. Технические и композиционные особенности натюрморта в этюде в творчестве русских художников первой половины ХХ века. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-kompozitsionnye-osobennosti-natyurmorta-v-etyude-v-tvorchestve-russkih-hudozhnikov-pervoy-poloviny-hh-veka (дата обращения 26.02.2025)
17.Садохин, А. П. История мировой культуры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 975 c.
18.Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: В 2 т. : Учебник / Н. М. Сокольникова. – Москва: Академия, 2014. – 352 c.
19.Трофимова, Т. И. История искусств (для бакалавров) / Т. И. Трофимова. – Москва: КноРус, 2013. – 680 c.
20.Федоров-Давыдов, А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. - М.: Искусство, 1975. - 740 с.
21.Штаничева, Н.С. Живопись: учебное пособие для вузов / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. – Москва: Академический Проект, 2016. –304 c.