Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, работающих с детьми в школьной среде. Посещая школу и находясь в школьной среде, дети выполняют определенные задачи и реализуют свои личные цели, такие как психическое и личностное развитие, социализация и образование. Взрослые в школьной среде сопровождают ребенка, чтобы создать благоприятные социально-психологические условия для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог вместе с учителем может сопровождать ребенка на протяжении всего школьного процесса и помогать ему, с одной стороны, максимально использовать предоставляемые образовательные и развивающие возможности, а с другой - адаптировать свои личностные особенности к внешним условиям школьной жизни.
Метод работы и философия школьного психолога - поддерживающий. Это означает построение образовательного процесса в соответствии со следующим положением [2,23-24]: следовать естественному развитию ребенка в данном возрасте и стадии социокультурного развития. Поддержка ребенка основывается на тех личных достижениях, которыми он реально обладает. Она следует логике развития ребенка и не ставит искусственных целей или задач извне. Это положение очень важно для определения работы школьного психолога. Он работает с потребностями конкретного ребенка или группы детей.
Таким образом, важнейшим аксиоматическим принципом предлагаемой модели школьной психологической практики является безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка и приоритет его развивающих потребностей, целей и ценностей. Он заключается в создании условий для самостоятельного и творческого развития ребенком своей системы отношений с миром и с самим собой, для осуществления каждым ребенком личностно значимого жизненного выбора. Внутренний мир детей автономен и независим. Взрослые могут играть важную роль в формировании и развитии этого уникального мира.
Однако взрослый (в данном случае психолог) не должен становиться для ребенка внешним психологическим «костылем». В процессе поддержки взрослый побуждает ребенка к принятию самостоятельных решений, создавая ситуации выбора (интеллектуального, этического, эстетического), и помогает ему взять на себя ответственность за собственную жизнь. В основе концепции поддержки лежит задача создания максимальных условий для личностного развития и обучения ребенка в рамках объективно данной ему социальной и образовательной среды. В процессе решения этих трех задач - воспитания, социализации и психологического развития - постоянно возникают мелкие и серьезные конфликты и противостояния.
Так, требования образовательной среды могут вступать в противоречие с возможностями ребенка. Как действовать в таких ситуациях? Под кого подстраиваться? Нужно ли «исправлять» ребенка и приспосабливать его к предъявляемым требованиям или что-то менять в учебной среде? Очевидно, что приоритетом должен быть ребенок и его реальные и потенциальные возможности. Задача психолого-педагогического сопровождения - создать условия для того, чтобы этот ученик учился наиболее успешно. С другой стороны, гибкость и адаптивность образовательной среды не безгранична. Чтобы сохранить первоначальные цели и направленность, к ребенку должны предъявляться определенные требования в отношении его способностей, наличия определенных интеллектуальных задатков, желания учиться и целеустремленности в приобретении знаний.
Если эти требования рациональны и оправданы логикой самого образовательного процесса, то задача психолога - адаптировать к ним ребенка [3,25]. То же самое можно сказать и о среде социализации. Среда также должна быть адаптируемой к конкретному ребенку, но не безграничной. Существует множество требований, норм и строгих правил, которые дети должны усвоить, принять и применять в своем поведении и общении.
Невозможно дать общий алгоритм разрешения подобных конфликтов. Индивидуальные случаи должны решаться с учетом приоритетов внутреннего мира ребенка и значимости системы необходимых и достаточных требований, предъявляемых образовательной и нормативной средой. Именно психолого-педагогическое сопровождение является гарантией справедливого и эффективного решения, и в этом процессе педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят оптимальное сочетание адаптации школьной среды к ребенку и ребенка к школьной среде.
Психологическое сопровождение детей в образовательных учреждениях осуществляется преимущественно педагогическими средствами, через взаимодействие учителей и традиционные формы школьного обучения и воспитания. По крайней мере, такая скрытая форма воздействия видится более выгодной, чем прямое вмешательство психологов в жизнь детей и их взаимоотношения в школе и семье. Это делает роль педагога в психологической практике особой. Педагог является соратником психолога в разработке стратегии поддержки каждого ребенка и основным исполнителем этой стратегии. Психолог помогает учителю «подстроить» процесс обучения и общения под ученика. Сопровождение рассматривается как процесс, общее направление деятельности психологической службы гимназии и неотъемлемая часть образовательного процесса [7,36].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азова О. И. Логопедия. Дизорфография. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.- 334 с.
2. Александрова Н.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. -2015. — № 6. — С. 48-102.
3. Арсеньева М.В. Инновационные технологии в работе с детьми с нарушениями речи // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – 2015. — № 2. – С. 89-92.
4. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Лайда, 2012. — 208 с.
6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
7. Гамазкова И. Л. Доскажи словечко. — Дрофа, 2013. – 156 с.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 320 с
9. Денисова О. П. Психология и педагогика. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 240 с. Дименштейн М. С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми . — М.: Теревинф, 2015. — 241 с.
10. Дмитриев М.Ю. Психолого — педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014.- № 3. — С. 180-184
11. Ждиоева А.Р. О психолого-педагогическом сопровождении развития дошкольника // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 4.- С. 38-41 Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика. — М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 448 с.
12. Зволейко Е.В. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога и педагога // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — — № 2. — С. 60-66.
13. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 221 с.
14. Крайг Г. Психология развития: учебное пособие. — СПб. Литер, 2005. — 992
15. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. — 218 с.
16. Лосева А.А. Дети с ограниченными возможностями здоровья // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования . — 2015. — № 20. — С. 89-94.
17. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 152 с.
18. Островский Э.В. Психология и педагогика. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 с.
19. Солодовникова Т.В. Генезис понятия «педагогическое сопровождение» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4 (89). — С. 38-44
20. Эльконин Д. Б. Детская психология : развитие ребенка от рождения до семи лет. — М.: Учпедгиз, 1960. — 375 с.
21. Яколвева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2012. — № 4 (263). — С. 46-50.