Фрагмент для ознакомления
2
Понятие государственных проектов
Государственные проекты — это целевые инициативы, разрабатыва-емые и реализуемые государственными органами, а также учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджетных средств. Они направлены на решение определённых задач, связанных с развитием социальной, эко-номической, правовой и экологической сфер. Такие проекты могут вклю-чать как краткосрочные, так и долгосрочные программы, а также страте-гии на уровне федеральных, региональных или местных органов власти [6].
Государственные проекты выполняют несколько ключевых функций и задач [1]:
1. Улучшение качества жизни. Проекты направлены на улучше-ние условий жизни населения, создание новых рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры.
2. Образование и здравоохранение. Инициативы по повышению качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты граждан.
3. Стимулирование экономики. Проекты могут поддерживать экономический рост, способствуя созданию новых производств и улучше-нию бизнес-климата.
4. Инвестиции в инфраструктуру. Разработка инфраструктурных проектов (дороги, транспорт, связь), что положительно сказывается на до-ступности и качестве услуг.
5. Экологическая защита. Проекты могут быть нацелены на охра-ну окружающей среды, устойчивое использование ресурсов и борьбу с изменениями климата.
6. Социальная справедливость. Реализация проектов, учитываю-щих интересы всех слоёв населения и содействующих социализации уяз-вимых групп.
7. Укрепление правопорядка. Инициативы, направленные на по-вышение безопасности граждан, включая проекты по борьбе с преступно-стью и коррупцией.
8. Национальная безопасность. Проекты, связанные с обеспечени-ем государственной безопасности и защитой интересов страны.
9. Инновации и научные разработки. Поддержка научных иссле-дований и внедрение новых технологий в различные сферы, что может способствовать экономическому и социальному прогрессу.
10. Гражданская активность. Проекты могут способствовать во-влечению населения в процессы принятия решений и реализации различ-ных инициатив, что укрепляет демократические практики [3].
Организация управления государственными проектами включает не-сколько уровней:
1. Федеральный уровень. Координация и контроль на уровне центральной власти, принятие стратегических решений.
2. Региональный уровень. Реализация проектов в рамках субъек-тов федерации, адаптация федеральных программ к местным условиям.
3. Местный уровень. Оперативное управление проектами, обеспе-чение выполнения задач на практике.
Государственные проекты как объект управления требуют комплекс-ного подхода и систематизации всех процессов. Эффективное управление проектами способствует не только успешной реализации планов, но и по-вышению качества жизни граждан, развитию инфраструктуры и улучше-нию социально-экономического положения в стране. Успех проектного управления зависит от правильно выстроенной структуры, целенаправ-ленных усилий и вовлечения всех заинтересованных сторон [2].
1.2. Нормативная база разработки государственных проектов
Разработка и реализация государственных проектов в России осу-ществляется в рамках установленной нормативной базы. Эта база включа-ет различные законодательные и подзаконные акты, регулирующие про-цесс планирования, финансирования и исполнения государственных про-ектов. Рассмотрим основные элементы нормативной базы [1].
1. Конституция Российской Федерации. Основной закон страны, ре-гулирующий права и обязанности граждан, а также полномочия органов власти, включая вопросы, касающиеся государственного управления и со-циально-экономического развития.
2. Федеральные законы. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О государственном (муниципальном) заказе": регулирует закупки това-ров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, включая про-екты. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Рос-сийской Федерации": определяет условия, при которых могут разрабаты-ваться образовательные проекты на государственном уровне. Федераль-ный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг": определяет правила по финансированию государственных проектов через выпуск об-лигаций и других финансовых инструментов.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы Президента, направленные на развитие отдельных сфер экономики и соци-альной политики, часто становятся основой для создания и реализации проектных инициатив.
4. Постановления Правительства Российской Федерации. Постанов-ления о выделении бюджетных средств, которое регулирует финансовое обеспечение государственных проектов. Постановления о государственной программе, которые устанавливают обязательные правила и требования к реализации программ на федеральном уровне.
5. Нормативные акты министерств и ведомств. Каждое министерство и ведомство, участвующее в реализации государственных проектов, раз-рабатывает свои методические рекомендации и инструкции, касающиеся проектного управления и оценки.
6. Методические рекомендации и стандарты. Стандарты, касающиеся проектного управления, планирования и исполнения государственных проектов, определяют требования к проектной документации и процессам. Методические рекомендации по подготовке и реализации государственных программ. Разработаны Минэкономразвития и представляют собой руко-водство по выполнению проекта от идеи до реализации [2].
7. Стратегии и программы. Стратегия социально-экономического развития России - основополагающий документ, определяющий приори-тетные направления работы государственных проектов. Государственные программы- краткосрочные и долгосрочные программы, отражающие стратегию развития в определённых отраслях или сферах [4].
1.3. Элементы управления государственными проектами в Прави-тельстве РФ
Управление государственными проектами в Правительстве Россий-ской Федерации основывается на ряде ключевых элементов, которые по-могают обеспечить эффективность, прозрачность и успешную реализацию проектов. Рассмотрим основные из них.
1. Стратегическое планирование: определение долгосрочных и крат-косрочных целей, которые должны быть достигнуты в рамках проектов; создание программ, которые связывают цели с конкретными проектами и мероприятиями, а также устанавливают приоритеты для их реализации.
2. Организационная структура: распределение полномочий: опреде-ление ролей и обязанностей участников проекта (федеральные органы, ре-гиональные власти, муниципалитеты, а также частный сектор); формиро-вание межведомственных рабочих групп или проектных офисов с участием экспертов из различных областей [3].
3. Финансовое управление: определение бюджетов для проектов, включая источники финансирования, расчеты необходимых затрат и кон-троль за расходами; обеспечение прозрачности в использовании бюджет-ных средств, включая системы мониторинга и отчетности.
4. Мониторинг и оценка: показатели эффективности: Разработка и применение ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки успеха реализации проектов; проведение регулярных аудитов и контрольных ме-роприятий для анализа выполнения проектов и выявления проблем.
5. Коммуникация и взаимодействие: взаимодействие с заинтересо-ванными сторонами; определение методик взаимодействия с гражданами, бизнесом и НКО, вовлечение общественности в процессы принятия реше-ний; обеспечение доступности информации о ходе реализации проектов для общественности и СМИ.
6. Методология проектного управления: внедрение общепринятых методов управления проектами, таких как PMBOK, PRINCE2 или адапти-рованные российские стандарты; разработка стратегий управления риска-ми, связанных с реализацией проектов, включая предварительный анализ возможных угроз [5].
7. Обучение и развитие кадров: проведение тренингов и курсов для государственных служащих и специалистов, работающих в сфере проект-ного управления; участие в международных форумах и конференциях для обмена лучшими практиками и инновационными идеями в области управ-ления проектами.
Вывод по главе 1
Государственные проекты играют важную роль в развитии общества и экономики страны, обеспечивая решение актуальных проблем и развитие ключевых секторов. Их успешная реализация способствует не только улучшению качества жизни граждан, но и обеспечивает устойчивый рост и развитие государства в целом. Государственные проекты как объект управления требуют комплексного подхода и систематизации всех процес-сов. Эффективное управление проектами способствует не только успешной реализации планов, но и повышению качества жизни граждан, развитию инфраструктуры и улучшению социально-экономического положения в стране. Успех проектного управления зависит от правильно выстроенной структуры, целенаправленных усилий и вовлечения всех заинтересован-ных сторон [2].
Нормативная база разработки государственных проектов в России складывается из множества законов, указов, постановлений и стандартов. Она обеспечивает порядок и последовательность в планировании, финан-сировании и реализации проектов, что важно для достижения стратегиче-ских целей государственного и муниципального управления. Основное внимание уделяется прозрачности и эффективности использования бюд-жетных средств, а также вовлечению заинтересованных сторон в процесс реализации проектов [6].
Элементы управления государственными проектами в Правительстве РФ формируют целостную систему, направленную на эффективное дости-жение поставленных целей и задач. Последовательное применение этих элементов позволяет улучшать качество выполнения проектов, повышать прозрачность и уверенность граждан в действиях государственных орга-нов, а также обеспечивать устойчивое развитие страны.
Глава 2. Региональная политика в сфере туризма в Ямало-Ненецком автономном округе
2.1 Анализ сферы туризма Ямало-Ненецкого автономного округа
Ямало-Ненецкий автономный округ, являясь важным центром Арк-тической зоны России, обладает колоссальным туристическим потенциа-лом. Его привлекательность для путешественников обусловлена не только уникальными природными и культурными достопримечательностями, но и возможностью погрузиться в быт и традиции коренных народов, населя-ющих этот край. Рост туристической индустрии и сферы гостеприимства нуждается в комплексных мерах и оперативных действиях по решению ря-да ключевых вопросов. Среди них – совершенствование правовой базы, улучшение транспортной инфраструктуры, создание сильного бренда для туристической территории, расширение спектра предлагаемых услуг и преодоление нехватки квалифицированных кадров.
Ямало-Ненецкий автономный округ давно привлекает внимание как российских, так и зарубежных путешественников, становясь всё более по-пулярным туристическим направлением.
В первой половине 2015 года Ямало-Ненецкий автономный округ принял 35 712 туристов, что свидетельствует о 30,3% росте популярности региона по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Более 96% гостей Ямало-Ненецкого автономного округа в период с января по июнь 2015 года были гражданами России (34 327 человек). В число иностранных туристов, посетивших регион, вошли 1 385 человек из различных стран, включая Голландию, Финляндию, Францию, Словению, Болгарию и Китай. Ямало-Ненецкий автономный округ, благодаря своей уникальной природной привлекательности, пользуется популярностью у туристов из стран Европы, Канады и Северной Америки.
Национальный проект "Туризм и гостеприимство" с амбициозными задачами стартует в 2025 году. К 2030 году проект нацелен на существен-ное увеличение вклада туризма в экономику страны, до 5% от ВВП, а так-же на рост турпоездок до 140 миллионов и трикратное увеличение экспор-та туристических услуг. Такая динамика развития отрасли неизбежно по-требует увеличения количества квалифицированных кадров. В прошлом году наблюдалось уже заметное по данным исследований, увеличение ва-кансий в туристической сфере на 20% по всей стране.
Внутренний туризм демонстрирует устойчивый рост, свидетельством чего служат результаты опросов, где более половины россиян предпочтут путешествовать по своей стране, а значительная часть из них уже три года подряд не покидает ее границы.
Туризм в арктических районах России пока что недоступен для ши-роких масс из-за высокой цены путешествий, ограниченной инфраструк-туры, суровых климатических условий и недостаточной информационной поддержки. Однако, отдельные регионы, такие как Ямало-Ненецкий авто-номный округ, предпринимают шаги для преодоления этих барьеров. Уникальные культурные особенности, древние традиции и девственная природа этого региона создают благоприятные условия для развития ту-ризма. В регионах активно реализуются проекты, направленные на то, чтобы заинтересовать молодежь, школьников и студентов, работой в дан-ной сфере.
2.2. Реализуемые проекты в сфере туризма в регионе
Стремительное развитие Ямало-Ненецкого автономного округа, дальнейшая экономическая перспектива, богатое историческое прошлое, самобытное культурное наследие коренных малочисленных народов Се-вера, развитие туристического направления Ямала - всё это привлекает сюда отечественных, и особенно иностранных учёных, журналистов, биз-несменов, туристов. Мир хочет узнавать и изучать этот удивительный край. И уже никого не удивляет появление иностранцев в ЯНАО. Поэтому современный молодой человек обязательно должен владеть иностранным языком (в частности - английским), знать культуру, историю своего родно-го края, быть коммуникабельным, чтобы суметь общаться с иностранцами, рассказывать о своём родном крае на иностранном языке, если появиться такая возможность и необходимость [15].
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и занимает об-ширную площадь 750,3 тыс. км2. Более половины его территории нахо-дится за Полярным кругом. Территория округа располагается в основном в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности. Разнообразны при-родные условия ЯНАО — от тайги до арктической тундры, от заболочен-ных равнин до Полярно-Уральского высокогорья. Горная часть округа занимает неширокую полосу вдоль Полярного Урала. На территории округа много рек. Округ можно назвать страной озер, большинство их сравнительно невелики и неглубоки, но отдельные озера, как Яррото, Шу-рышкарский Сор, имеют площадь 200 кв. км, а глубина озера Большое Щучье достигает 136 м. Большинство озер ледникового происхождения. Наличие озер можно смело назвать одной из характерных черт ландшафта Ямало-Ненецкого автономного округа. Озер насчитывается здесь десятки тысяч [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / Н. Т. Аврамчикова, Л. В. Ерыгина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 142 с.
2. Аврамчикова, Н. Т. Эффективное государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Н. Т. Аврамчикова, И. П. Рожнов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 167 с.
3. Адамская, Л. В. История государственного и муниципального управления: учебное пособие / Л. В. Адамская, А. Ж. Зубец, Н. Л. Красюкова. – Москва: Прометей, 2023. – 326 с.
4. Акмалова, А. А. Система государственного и муниципального управления: учебник / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 414 с.
5. Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Баталова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 389 с.
6. Белоконь, А. В. Научные основы деятельности органов исполнительной власти: учебное пособие для вузов / А. В. Белоконь, А. А. Долгополов, А. Н. Жеребцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 127 с.
7. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для вузов / Л. Г. Березовая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 429 с.
8. Бизнес-планирование в туризме: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва: Дашков и К, 2021. – 310 с.
9. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризм: учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская ; под ред. проф. Е.И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 318 с.
10. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 202 с.
11. Бренева, А. В. Современное состояние арктического туризма в ЯНАО / А. В. Бренева, М. В. Гудковских // География и туризм. – 2020. – № 2. – С. 83-85.
12. Бугорский, В. П. Правовое и нормативное регулирование в индустрии гостеприимства: учебник и практикум для вузов / В. П. Бугорский. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 165 с.
13. Ваел, Э. А. Анализ системы развития туризма в Ямало-ненецком автономном округе / Э. А. Ваел, А. А. Попкова // Вузовская наука: проблемы подготовки специалистов: Материалы Международной научно-практической конференции, Тюмень, 01 декабря 2020 года / Отв. редактор М.Л. Белоножко. Том Выпуск 19. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 335-341.
14. Ваел, Э. А. Оценка туристических ресурсов Ямало-Ненецкого автономного окурга / Э. А. Ваел, А. А. Попкова // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ (СНГ-2021): Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тюмень, 29 октября 2021 года - 2021. – С. 140-146.
15. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 314 с.
16. Логинов, Д. А. Оценка туристического потенциала и туристской привлекательности в Ямало-Ненецком автономном округе / Д. А. Логинов, Н. Ю. Ведерников // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2021. – Т. 8, № 2. – С. 24-34.
17. Логинов, Д. А. Развитие туризма на Ямале / Д. А. Логинов, Н. Ю. Ведерников // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 7. – С. 184-188.
18. Нарайкина, В. В. Концепция туристического маршрута по объектам архитектурного и историко-культурного наследия арктической зоны Ямало-Ненецкого автономного округа / В. В. Нарайкина, А. Б. Храмцов // Арктика: современные подходы к производственной и экологической безопасности в нефтегазовом секторе - 2023. – С. 246-250.
19. Роль транспорта в развитии туризма ЯНАО / А. В. Нифантьева, М. Д. Нифантьев, Т. В. Туйчина, А. А. Тимербулатова // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Омск, 07–08 октября 2021 года / Под общей редакцией Е.В. Кулагиной. – Омск: Омский государственный технический университет, 2021. – С. 22-25.
20. Ямало-Ненецкий автономный округ. Туризм в цифрах [Электронный ресурс]//СОТИ – Режим доступа: https://nbcrs.org/regions/yamalo-nenetskiy-avtonomnyy-okrug/statistics/ (Дата обращения: 03.03.2025).