Фрагмент для ознакомления
2
Впервые понятие "предприниматель" было введено в научный оборот английским экономистом (ирландского происхождения) Р. Кантильоном (1680– 1734). В главе XIII своего труда» очерк общей природы торговли«, опубликованного (после его смерти) в 1755 году, он дал анализ предпринимателя как человека, который» покупает по определенной цене, чтобы продать по неизвестной цене " [3].
Малые предприятия по своей сути не являются организационно-правовой формой управления, то есть просто потому, что они есть. Субъекты малого предпринимательства различных организационно-правовых форм могут быть небольшими, и понятие «малый» в лучшем случае может дать определенные характеристики отдельным формам. Например, специфика крестьянского (сельскохозяйственного) хозяйства вытекает не из размеров, а из характера, принципов организации этой формы хозяйствования.
Малый бизнес как составляющая предпринимательства в целом характеризует размер, параметры этого явления по отношению к конкретному субъекту. Поскольку мы говорим о малых формах, это означает, что размеры от самого низкого, минимально возможного до определенного уровня фиксированы [8].
Ряд современных экономистов (Блинов А. О., Рубе В. А., Демьяненко А. Н.) едины в том, что именно малый бизнес является одним из ключевых факторов Возрождения и развития российской экономики. Это слой мелких собственников, которые своим массовым характером определяют уровень социально-экономического и, в определенной степени, политического развития страны [13].
Все формы деловой активности обычно делятся на три основные группы: крупные, средние и малые предприятия, критериями которых обычно являются количество сотрудников, размер активов и годовой оборот.
Считается, что крупные предприятия определяют техническую и экономическую мощь страны, средние – формируют конъюнктуру внутреннего рынка, а мелкие – являются неотъемлемой частью рыночной экономической системы. Мы сосредоточены на изучении малых предприятий, которые производят значительную часть мирового валового внутреннего продукта и обеспечивают работой почти половину рабочей силы планеты [25].
Основная функция малого предприятия - создание широкого ассортимента продукции (работ, услуг) в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Он создает условия для преодоления монополии и развития конкуренции в экономике, способствует расширению сферы применения труда, росту экспортного потенциала страны. Конечно, малые предприятия сотрудничают с крупными, дополняя их, и в то же время противостоят крупным компаниям, создавая конкурентную среду [7].
Малый бизнес основан на тех же принципах и предположениях, что и предпринимательство в целом. Поэтому попытки построения теории малого бизнеса как особой экономической категории неизбежно приводят к повторению, дублированию общих принципов предпринимательства. Но это не означает, что разработка теоретической основы для функционирования малого бизнеса неуместна. Существует много специфических моментов в применении общих принципов предпринимательства в малых формах управления, например, при использовании инвестиций, страховании рисков [19].
Критерии оценки для рефералов малого бизнеса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии оценки для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса [9].
Критерии Преимущества Недостатки
Среднее
количество сотрудников ориентация на один из основных производственных ресурсов сложность сбора точной и достоверной статистической информации; вероятность искусственного занижения численности работников в связи с регистрацией не соответствует ТК РФ
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) доступ к информации; простота определения; доступность и простота идентификации; ориентация на установление доходов от основных видов деятельности; согласование методов определения сектора малого бизнеса с международной практикой; ориентация государственной поддержки необходимость периодической индексации, в первую очередь, на уровень инфляции; возможность введения ограничений на деятельность, когда численность занятых не достигает предельного уровня; ограничение доступа экономических субъектов, которые не соответствуют этому критерию, к бюджетным ресурсам, выделяемым государством на поддержку и развитие экономики. развитие малых предприятий; отраслевые функции;
Структура уставного капитала возможность привлечения внешних источников финансирования; увеличение уставного капитала (запасов) размер капитала не регулируется; существуют ограничения на создание дочерних компаний.
В России категория малого или среднего бизнеса определяется в зависимости от наиболее важного условия - количества сотрудников или размера выручки от реализации оказанных товаров или услуг [15].
Перечислим категории субъектов малого и среднего предпринимательства, без учета НДС, а также условия размера предельного дохода от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год: микропредприятия - 60 млн рублей; малые предприятия - 400 млн рублей; средние предприятия - 1000 миллионов рублей [22].
К субъектам малого предпринимательства также относятся микропредприятия с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без НДС не более 60 млн рублей.
Следует отметить, что в условиях рыночной экономики субъекты малого предпринимательства развиваются в двух направлениях: самостоятельное развитие предприятия и интеграция малого предприятия в деятельность крупного предприятия посредством производственных связей и развития новых технологий, а также организация и развитие малого бизнеса. сбыта продукции и поставок сырья [6].
К преимуществам малого бизнеса можно отнести: быстрое реагирование на меняющийся рыночный спрос и быструю адаптацию к запросам потребителей; широкомасштабное использование местных сырьевых ресурсов и производственных отходов; специализация на производстве конечной продукции в небольших количествах, в первую очередь ориентированных на потребности потребителей. местные рынки; меньшая капиталоемкость; - простота управления бизнесом; принятие циклических колебаний в экономике и т. д.
В целом, подводя итоги, можно сделать вывод, что современная экономика характеризуется сложным сочетанием различных масштабов производства - крупного с тенденцией к монополистическим структурам и мелкого, которые формируются под влиянием многих факторов [17].
Малые компании, представляющие собой более массовую форму коммерческой работе, могут решать подобные острые социальные трудности, как: вовлечение в активную финансовую деятельность существенного числа людей и, следовательно, понижение уровня безработицы; расширение конкурентоспособной среды и ослабление конкурентной борьбы; переориентация работе небольших компаний на создание дефицитных продуктов и услуг и наполнение соответственных открытых рыночных ниш; создание существенной прослойки маленьких владельцев и создание нужных критерий для формирования среднего класса как залога финансовой и социальной стабильности в обществе [14].
1.2 Анализ развития предпринимательской активности в РФ
В современной России успех рыночных преобразований и оздоровление экономики напрямую зависят от взаимодействия государства и предпринимательского сектора. Этот вопрос не теряет своей актуальности, поскольку траектория социально-экономического развития страны во многом определяется характером взаимоотношений между государственными структурами и бизнес-сообществом. Принятые правительством решения и действия государственных служащих по отношению к предпринимателям, а также восприятие этих решений и действий самими бизнесменами, оказывают непосредственное влияние на ход экономических реформ и особенности формирования российского предпринимательства. Именно этот аспект является предметом данного анализа, в котором используются исторический метод, сравнительный анализ и метод описания [16].
Нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности начала формироваться в 1986 году с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». В начале 90-х годов эта база была расширена постановлениями Совета Министров СССР № 590 от 19.06.1990 и № 790 от 08.08.1990, которые устанавливали критерии для малых предприятий в различных отраслях и определяли систему льгот для предпринимателей. В декабре 1990 года были приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В период 1991-1992 годов принимались законодательные акты, адаптированные к изменениям в экономике. Важными вехами стали Постановление Правительства РФ № 446 от 11.05.1993 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 409 от 24.04.1994 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства на 1994-1995 гг.», в которых государственная поддержка рассматривалась как инструмент развития конкуренции и предоставления льгот приоритетным направлениям [1].
Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» был принят 14 июня 1995 года. Закон определил субъектами малого предпринимательства коммерческие организации, в которых доля РФ, субъектов общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а средняя численность работников не превышает установленные законом лимиты. К субъектам малого предпринимательства также относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [2].
В 90-е годы организационно-правовая среда для бизнеса характеризовалась нестабильностью законодательства, нехваткой необходимых законов и неисполнением существующих, а также отсутствием эффективных механизмов защиты предпринимателей от монополии региональных властей и государственных предприятий. В этой ситуации региональные власти сыграли ключевую роль в создании стабильной правовой среды, гарантирующей права собственности и стимулирующей деловую активность, расширение сети государственных, общественных и частных институтов, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
За два десятилетия реформ отношение предпринимателей к власти претерпело значительную эволюцию: от единодушной поддержки действий, направленных на трансформацию общества на принципах частной инициативы и политической демократии в 1992 году, до сдержанного негативизма в оценках властных институтов в 2010 году. Это связано с глубокими изменениями в стране. В 1992 году страна стояла перед выбором между продолжением реформ, несмотря на социальные и экономические издержки, и возвратом к тоталитарному режиму. В дальнейшем ситуация изменилась, и общество прошло точку невозврата к коммунистическому прошлому, хотя и с большими трудностями.
В середине 90-х перед государством встала принципиально новая задача: создать экономическую базу, организационные и юридические рамки для развития бизнеса; разработать и ввести в действие "правила игры" для экономических агентов, выступая в роли беспристрастного арбитра, следящего за их соблюдением. Однако российское правительство оказалось не готово к этому вызову. Предприниматели высказывали серьезные претензии к правящей элите в отношении экономической политики и исключения их из процесса разработки и принятия важных государственных решений. В феврале 1996 года был проведен первый Всероссийский съезд малых предприятий, организованный общественными объединениями предпринимателей при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. В нем приняли участие около 3000 делегатов со всей страны. Целями съезда были привлечение внимания властей к проблемам бизнеса, достижение конкретных мер по улучшению делового климата и консолидация предпринимательского сообщества [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2.Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
3.Акимов, О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Глобол, 2022. - 192 с.
4.Антонова, М.П. Развитие малого и среднего предпринимательства в России. - М.: Дело, 2022. - 88 с.
5.Буров, В.Ю. Основы предпринимательства. – Чита, 2023. – 441 с.
6.Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – С. 1855-1868.
7.Карцова, Н. В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях // Молодой ученый. - 2024. - № 2. - С. 2-8.
8.Кондраков, Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства: практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 446 с.
9.Косьмин, А. Д. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации. – М.: Креативная экономика, 2021. - 266 с.
10.Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. – М.: КНОРУС, 2022. – 544 с.
11.Лайпанова З.М. Малое предпринимательство: понятие, цель и значение // International Agricultural Journal. – 2022. – Т. 63. – № 1. – С. 17.
12.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2022 – 272 с.
13.Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление: учебник / под ред. Г.Л. Багиева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 582 с.
14.Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 152 с.
15.Маркова, А. А. Исследование проблем развития малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. - 2024. - № 23. - С. 54-59.
16.Методология мониторинга развития малого предпринимательства в регионах России / Под ред. Т. А. Дуброва. – М.: Дашков и К, 2015. - 248 с.
17.Пожаров, А. Ю. Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - 2024. - № 11. - С. 177-178.
18.Рогачев Е.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. - 2023. - № 4 (451). - С. 358-362.
19.Селютин И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России // Modern Science. – 2022. – № 2–1. – С. 94–96.
20.Сорокина, Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 142 с.
21.Тарасова Н.В. Экономическая безопасность предприятий малого и среднего бизнеса // Концепт. – 2022. – № 2–2 (41). – С. 58–64.
22.Тисленко Д.Р. Специфические особенности малого бизнеса в РФ // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (28). – С. 143–147.
23.Тепман, Л. Н. Концепции организации малого и среднего бизнеса: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 287 с.
24.Филимонова, Н. М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2022. - 222 с.
25.Шевелев С. Ю. Развитие предпринимательства в России: организационные и экономические аспекты. - СПб.: Питер, 2021 - 126 с.
26. Постановление от 25 апреля 2021 г. N 259 Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе" на 2021 - 2030 годы