Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия имеет богатый ресурсный потенциал для развития фактически всех видов туризма.
Сельский туризм (агротуризм, зеленый туризм) не только оказывает эффективное влияние на экономическое и социальное развитие сельских территорий, но и предоставляет туристам возможность познакомиться с сельской жизнью, поучаствовать в традиционных занятиях населения, провести время на природе и т.д. В настоящее время сельский туризм набирает обороты достаточно высокими темпами и привлекает значительную часть туристов во многих зарубежных странах.
Развитие сельского туризма напрямую зависит от социально-экономических регионов. В настоящее время изменение потребительских предпочтений в сфере рекреационных услуг формирует спрос на новые виды туристических продуктов, которые ранее не были включены в уклад жизни или использовались редко. К таким продуктам относятся ресурсы сельских территорий, что является абсолютно новым направлением для России. Другой научно-практической проблемой является определение и характеристика самого понятия «сельский туризм» применительно ко всему комплексу, представленному рекреацией, возможной в сельской местности.
Понятие «сельский туризм» прочно укоренилось в законодательство Российской Федерации начиная с 2021 года. Все более актуальным для сельских территорий, которые участвуют в туризме, считается открытие сельского гостевого дома. Это предоставляет его владельцу дополнительный доход, расширяет потенциал для общения, творческого подхода к жизни, а также для сохранения культурного наследия нашей большой и красивой страны.
Объект исследования – гостевые дома как фактор развития сельского туризма региона.
Предмет исследования – особенности гостевых домов как фактора развития сельского туризма региона.
Цель исследования – рассмотреть гостевые дома как фактор развития сельского туризма региона.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие сельского туризма;
-рассмотреть понятие гостевого дома;
-рассмотреть перспективы развития гостевых домов как фактора развития сельского туризма;
-рассмотреть гостевые дома в контексте сельского туризма в разных районах России;
-рассмотреть развитие гостевых домов на примере Архангельской области.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
Глава 1. Сельский туризм: теоретический аспект
1.1. Понятие сельского туризма
Единственное зафиксированное в официальном документе (ГОСТ Р 56641- 2015) на федеральном уровне определение сельского туризма звучит следующим образом: «Сельский туризм — деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с оказанием услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности» [1].
Однако мы постоянно сталкиваемся с очень разными интерпретациями этого определения. Часто сельский туризм рассматривается только с точки зрения контакта с сельской жизнью, например, отдых в фермерских домах, работа на ферме и контакт с домашним скотом. Однако в существующей практике данная трактовка относится только к агротуризму, который является одним из направлений сельского туризма.
Сегодня понятие «сельский туризм» трактуется экспертами как «комплексный туризм в сельской местности, способствующий устойчивому развитию сельских территорий».
В статье Мельниковой Е.В. и Солодовниковой Ю.Р. встречается следующая дефиниция: Сельский туризм (или агротуризм) - вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха или участия в сельскохозяйственных работах [5, с. 215]. Культурно-исторические, природные, экологические ресурсы привлекательны для потенциальных туристов к определенной сельской местности. Также его можно определить как туризм сельского гостеприимства.
Агротуризм - вид деятельности, который организуется в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексный спектр услуг по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков [4, с. 151].
Сельскохозяйственный туризм можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле – это осуществление различных видов деятельности, таких как спортивный и оздоровительный туризм, направленных на создание рабочих мест в сельской местности и привлечение целевых групп туристических организаций.
В более широком смысле – это сектор экономической деятельности в территориальном аспекте, когда многие другие экономические сферы подстраиваются под данный вид туризма, чтобы обеспечить благоприятные условия для новых финансовых потоков в местную экономику [3, с. 25]. Туристические объекты размещения, как частные, так и специализированные, должны располагаться в сельской местности и небольших городах без промышленных и многоэтажных зданий. Организационную поддержку оказывают принимающие семьи, организации, заключившие соглашения с семьями, или центры, адаптированные к агротуризму.
Аграрный (руральный, сельский) туризм – отдых в частном секторе: в деревне или на дачном участке.
В последние годы этот вид туризма становится все более популярным в России. Все больше людей хотят уехать в деревню и жить в естественной, спокойной обстановке. Фермерские туристы живут в обычных деревенских домах, но при этом туристы освобождены от различных бытовых проблем, таких как уборка, стирка и ежедневное приготовление пищи. Участие туристов в фермерских и деревенских работах является добровольным. В деревнях существует большое разнообразие развлечений, и каждый может выбрать занятие, которое больше всего соответствует его предпочтениям.
Помимо относительно невысоких цен, неоспоримым преимуществом отдыха в сельской местности является спокойствие и умеренность деревенской жизни, которая позволяет восстановить силы и укрепить здоровье в спокойствии и единении с природой. Красота гор, лесов, рек, озер и пейзажей - отдых за городом это успокаивающая и расслабляющая обстановка, которая усиливается положительным эмоциональным воздействием на туристов. Часто критерием выбора места для загородного отдыха являются живописные, экологические и рекреационные ресурсы местности.
Основой рекреационного потенциала сельских территорий считаются его природные ресурсы, значимая составляющая которых - лесные насаждения и создаваемые ими совокупности факторов среды - микроклимат, фитонциды, звуки, красота, тишина, а также многообразие растительного и животного мира; природные возможности для занятия спортом, охотой, рыбной ловлей, сбором ягод и грибов, лекарственных трав
Среди факторов, которые определяют возможности и перспективы развития сельского туризма в:
- объекты этнографии и археологии;
- уникальные памятники истории и культуры;
- экологически чистая и живописная окружающая природная среда;
- биоразнообразие экосистем лесов, рек, озер;
- гостеприимство сельских жителей и другие.
Привлекательность аграрного туризма - в предоставляемых услугах:
- проживание в старинных крестьянских усадьбах и уютных коттеджах;
- знакомство с традициями и обрядами.
Самым главным критерием сельского туризма является вклад данного вида деятельности в константное развитие сельской территории (экономическое, экологическое, социальное и культурное).
1.2. Понятие гостевого дома
Туризм в XXI в. рассматривается как социальное и политическое явление, и существенно влияет на мировое устройство и экономики многих стран, а также целых регионов. Международный туризм становится все более успешным, количество иностранных туристов растет с каждым годом, что приводит к увеличению валютных поступлений. Примеры со всего мира показывают, что туризм также отвечает за экономическую, социальную и политическую стабильность развитых стран, а географическое положение стран, их природные и климатические ресурсы и достопримечательности также представляют общий интерес благодаря туризму.
На Генеральной Ассамблее Всемирной туристской организации был принят Глобальный этический кодекс туризма и в нем дана объективная рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она содействовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям» [9, с. 455].
Упрощение процедур туризма, значительное увеличение числа людей, способных выехать за границу, введение политики валютного контроля, позволяющей легально обращаться и вывозить большие суммы валюты, и разграничение стабильных групп населения со средними и высокими доходами, достаточными для поездки за границу, - все это приведет к появлению мощных и крупных туристических потоков, перераспределению капитала и приоритетов в туристическом секторе. Это приводит к распределению капитала и помогает оживить туристический сектор и создать новую, более эффективную индустрию туризма. Усиление конкуренции между туристическими операторами усложняет поиск компаниями способов создания конкурентных преимуществ перед другими операторами и укрепления собственных позиций в борьбе за клиентов.
Сейчас происходит изменение в самом содержании понятия «конкурентоспособность» – старое односложное определение, которое связано с ценовой политикой, начинает уступает место комплексному определению данного понятия, в рамках такого определения, такие характеристики, как качество, имидж организации, наличие торговой марки, индивидуальный подход, профессионализм и уникальность, приобретают особую ценность.
Усиление конкуренции среди туристических предприятий с учетом процессов глобализации и интеграции бизнеса привело к появлению новых моделей и форм организации и управления туристической деятельностью организации, которые также неразрывно связаны с процессом получения различных преимуществ в маркетинговых исследованиях, поставке услуг, производстве, продвижении, дистрибуции и продажах, а также в профессионализации рабочей силы [9, с. 455]
Она неразрывно связана с процессом получения ряда преимуществ в повышении и снижении различных рисков. Для многих операторов туристической инфраструктуры борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой. Поэтому организациям нужны деньги, которые они получают за счет привлечения клиентов, повышения лояльности и стимулирования расходов на туристические услуги.
Со временем туристические организации будут уделять все больше внимания привлечению повторных клиентов и стимулированию их дополнительных расходов. Опыт крупнейших стран современного мира наглядно демонстрирует необходимость высокоразвитого и эффективного сектора малого и среднего бизнеса для любой национальной экономики.
Понятие «гостевой дом» стало массово употребляться в конце ХХ века, оно достаточно новое. Но, несмотря на это, оно успело хорошо войти в предпринимательскую среду, и стало популярной формой размещения путешественников.
Гостевой дом — это средство размещения путешественников, часто, в сельской местности, и, от гостиницы гостевой дом отличает набор параметров, которые делают условия проживания в нем приближенными к домашним [8, с. 157].
Преимущества гостевого дома по сравнению с гостиницами:
- более уютная, привычная домашняя обстановка.
- владельцы гостевых домов, действуют так как считают нужным, и в отличие от гостиниц, они не находятся, под пристальным контролем государственных органов. На гостевые дома также не распространяются нормы и правила, которые непреложны для гостиниц.
- также количество этажей, номеров или комнат в гостевом доме не регламентируется.
- налоговые ставки гораздо меньшие для владельцев гостевых домов, чем для владельцев гостиниц.
Туристы, которые приезжают за город на отдых, но не имеют собственного жилья или возможности остановиться у родственников, предпочитают путешествовать по разным местам и часто пользуются услугами гостевых домов. Как следствие, такая форма размещения широко распространена в регионах с развитой туристической индустрией.
Например, к таким регионам можно отнести, курорты Краснодарского края, к примеру в городах: Сочи, Анапа. Геленджик и т.п.
Проживание в гостевом доме дешевле, чем в гостинице, при этом очень удобно и относительно свободно, так как соблюдается независимость постояльца. Гостевые дома обычно хорошо оборудованы и имеют все необходимые удобства для комфортного проживания.
Расходы на содержание гостевых домов не так высоки, поскольку нет необходимости содержать большое количество персонала. Низкая стоимость, небольшие налоговые отчисления и другие положительные моменты для владельцев гостевых домов. А в условиях конкуренции для каждого владельца дома практически всегда имеет значение лучший сервис для клиентов и более комфортные условия проживания, именно это делает эту услугу более востребованной и дешевой.
Сельские гостевые дома всегда отличались множеством особенностей и своим своеобразием. По этой причине данный тип размещения часто используется для организации сельского туризма, так как он значительно дешевле и лучше организован.