Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В начальной школе закладываются основы языковой грамотности. Знание лингвистической терминологии помогает учащимся лучше понимать структуру языка, его правила и особенности. Изучение терминов способствует развитию аналитических навыков. Учащиеся учатся не только запоминать правила, но и осмысленно их применять, что важно для дальнейшего обучения.
Четкое понимание терминологии облегчает процесс изучения грамматики, орфографии и пунктуации. Это особенно важно для младших школьников, которые могут испытывать трудности с абстрактными понятиями. Знание лингвистической терминологии является основой для более глубокого изучения языка в старших классах и на последующих этапах образования.
Лингвистическая терминология может быть связана с другими учебными дисциплинами, такими как литература и история, что способствует межпредметным связям и более полному восприятию учебного материала. В современных образовательных стандартах акцентируется внимание на развитие метапредметных навыков, где знание терминологии играет важную роль.
Таким образом, изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе является важным аспектом формирования языковой культуры и общего образовательного уровня учащихся.
Объект исследования – процесс изучения лингвистической терминологии
Предмет исследования – уроки по русскому языку в начальной школе
Цель исследования – изучить особенности лингвистической терминологии на уроках по русскому языку.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «термин»;
2. Рассмотреть термин в начальной школе и его изучение;
3. Изучить состав терминов по русскому языку;
4. Проанализировать методические приемы и упражнения.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, представлены цель, задачи, объект и предмет работы.
В первом разделе раскрывается сущность понятия «термин» и его представление на уроках в начальной школе.
Во втором разделе анализируются УМК начальной школы в аспекте изучения лингвистической терминологии.
В заключении даны выводы по работе.
Глава 1. Термины на уроках в начальной школе
1.1. Понятие термина
По мнению исследователей, в области терминологии, около 90% возникающих в языке слов составляют термины. А.А. Реформатский полагает, что «язык… входит структурным элементом в существо науки. Чем наука научнее, тем больше вес языка в ее структуре. Язык входит в науку, прежде всего своей терминологией» .
Слово «термин» обладает множеством определений. Например, в своей монографии «Русская терминология: Опыт лингвистического описания» В.П. Даниленко приводит девятнадцать определений термина и говорит о «рекордном» числе существующих определений; исследуя задачи и тематику исследования научной и научно-технической терминологии Б.Н. Головин приводит семь определений термина . Данно количество разнообразных определений ученые-лингвисты объясняют отсутствием в «момент их порождения» такой отдельной науки, как наука терминоведение.
Еще одной причиной является то, что термин изучается в рамках различных научных дисциплин, и каждая из них акцентирует внимание на тех характеристиках, которые считает наиболее важными. Например, представители частных и естественных наук сосредотачиваются на содержательной стороне терминов и терминосистем. Логики исследуют соответствие терминов категориям понятий и их классификацию. Лингвисты рассматривают термины как языковые единицы, что позволяет анализировать их с точки зрения лексикологии, грамматики и словообразования. Попытки обобщить и объединить в одном определении различные аспекты термина не принесли успешных результатов.
Д.С. Лотте считал, что «терминология – это система терминов той или иной области знания, соответствующая системе взаимосвязанных понятий рассматриваемой дисциплины» . По мнению Д.С. Лотте, термины обладают рядом характерных признаков, таких как однозначность в рамках терминосистемы, краткость, способность точно передавать строго определенное понятие, а также отсутствие многозначности, синонимии и омонимии. Он определял термин как специфическое слово в лексическом составе естественного языка, которое, в отличие от обычного слова или словосочетания, должно иметь ограниченное и четко фиксированное содержание, независимо от контекста . Впоследствии количество требований увеличилось до пятнадцати. На сегодняшний день многие лингвисты и терминоведы критикуют существующие требования к терминам и отказываются от концепции термина как уникального слова в лексической системе языка. В.М. Лейчик описывает термин как «лексическую единицу конкретного языка, предназначенную для специальных целей и обозначающую общее, конкретное или абстрактное понятие в рамках определенной области знаний или деятельности .
Согласно данной точке зрения, это определение не отрицает наличие у терминов всех семантических и формальных характеристик языковых лексических единиц, но акцентирует внимание на том, что слово становится термином исключительно в контексте специального языка, служа средством для обозначения специфических понятий. Кроме того, автор утверждает, что термины являются частью терминосистем, которые отражают теории в различных областях деятельности.
Обращение к «Толковому словарю современного русского языка» Д.Н. Ушакова позволяет установить, что термин представляет собой слово, которое является названием строго определенного понятия. Это специальное слово или выражение, принятое для обозначения чего-либо в определенной среде или профессии .
В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем: «термин – слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» .
У Б.Н. Головина, Р.Ю. Кобрина в книге «Лингвистические основы учения о терминах» термин – это «слово или подчинительное словосочетание, имеющее специальное значение, выражающее и формирующее профессиональное понятие и применяемое в процессе познания и освоения научных и профессионально-технических объектов и отношений между ними» .
А.В. Суперанская определяет термин следующим образом: «Термин – это специальное слово (либо словосочетание), принятое в профессиональной деятельности и употребляющееся в особых условиях. Термин – это словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний. Термин – это основной понятийный элемент языка для специальных целей» .
Мы привели только некоторые примеры в определении сущности дефиниции «термин». Как справедливо отмечает В.П. Даниленко, «авторы стараются возможно четче противопоставить термин и нетермин, видя в одних случаях разницу в функции, в других – в сфере употребления, в третьих – в семантике и т.п.» .
Термином называется слово или выражение, предназначенное для обозначения определенного понятия или объекта в конкретной области знаний или дисциплине. Такие термины часто встречаются в научных, технических и профессиональных сферах, где важны точность и ясность языка для эффективного общения и понимания. Они могут иметь особое значение, отличающее их от общепринятых слов, и обычно определяются в специализированных словарях или справочниках. Правильное использование терминов способствует обеспечению точности и четкости коммуникации в определенной области
Термин представляет собой слово или фразу, предназначенные для обозначения конкретного понятия или объекта в определенной области знаний или профессиональной деятельности. Они служат для создания точных и ясных определений, упрощая общение и обмен информацией между специалистами в данной сфере.
В заключение теоретического обзора можно сказать, что разнообразие подходов к изучению ключевых вопросов, связанных с определением термина, подчеркивает сложность и многогранность этого языкового явления.
1.2. Термин в начальной школе и его изучение
Изучение лингвистической терминологии с образовательной и познавательной перспективы способствует формированию системного подхода к усвоению лексических понятий и помогает учащимся познакомиться с термином как элементом лексической системы, а также с его значением.
Учителю важно искать такие условия, при которых изучение лексической терминологии будет наиболее эффективным для младших школьников, так как для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Это развитие происходит в процессе обучения и требует применения специальных упражнений .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368с. – С. 21
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Наука, 2010. 234 с. – С. 34
3. Головин Б.Н. О некоторых задачах и тематике исследования научной и научно-технической терминологии // Ученые записки. Вып. 114. Сер. лингвистическая. Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1970. С. 17–27.
4. Даниленко В.П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания. -М., 1977. - 248 с. – С. 83
5. Канакина В. П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 класс. М.: Просвещение, 2015. 146с
6. Климанова Л. Ф. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 -4 класс. М.: Просвещение, 2015. 143с.
7. Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. Изд. 5- е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2022. - 264 с. – С. 31
8. Лотте Д.С. Краткое методическое пособие по разработке и упорядочению научно-технической терминологии. -М.: Наука. – Академия наук СССР, 1979. 128 с. – С. 5
9. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 390 с. – С. 194
10. ЛьвовМ. Р. Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. 3-е изд., стереотипное.— М.: Исследовательский центр «Академия», 2007.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 2011, 917 с. – С. 793
12. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов. -М.: Аспект-Пресс, 2012. 432 с. – С. 164
13. Савельева Л. В. Гармонизирующая модель начального языкового образования как условие реализации познавательного потенциала школьников //Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2009.
14. Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология: вопросы теории. -М.: ЛИБРОКОМ, 2022. 248 с. – С. 14
15. Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid= 76767. (дата обращения: 25.02.2025)