Фрагмент для ознакомления
2
Княгиня Мария Федоровна в Санкт- Петербурге в 1848 г. учреждает свою собственную общину сестер милосердия. В разработанном ей проекте подчеркивалось, что главной целью общины вступается оказание попечения бедным. С этой целью сестрам общины необходимо было нуждавшихся направлять зарабатывать на свое пропитание честным трудом, заботиться об их нравственности. Скорее всего, Мария Федоровна по примеру Свято-Троицкой общины в созданное ею учреждение включает ранее существовавшие ясли, а также богадельню для вдов. Мария Федоровна в первую очередь желала создать специальное учреждение для оказания именно локальной помощи, но уже в 1850 году по причине очень большого притока нуждающихся в общину масштабы помощи заметно увеличиваются.
Важно указать, что девушкам и женщинам, которые хотели стать сестрами милосердия данной общины, на добровольной основе необходимо было помогать бедным, осуществлять уход за пожилыми женщинами, присмотр за грудными детьми работающих матерей, а также обучать рукоделию бедных девушек. 15 мая 1853 г. императором Николаем I был утвержден устав «Общины сестер милосердия Литейной части с состоящими в введении ея отделениями пенсионерок и детских яслей». При этом сама Мария Федоровна привлекать своих сестер милосердия непосредственно к оказанию медицинской помощи не планировала, как это имело место в Свято-Троицкой общине либо в католических конгрегациях сестер милосердия. Сестрой милосердия стать могла практически любая девушка либо вдова после прохождения шестимесячной подготовки, которая имело способность к самопожертвованию, христианскую любовь и терпение к ближнему [10].
Так как Мария Федоровна исповедовала протестантизм, то в ее служили сестры-лютеранки. После кончины 9 октября 1854 г. княгини М.Ф. Барятинской, община переходит в число учреждений ведомства императрицы Марии, при том, как попечительство возложено было на ее дочь княгиню Ольгу Ивановну Орлову-Давыдову, создавшей при этой общине детскую и женскую и больницы. В будущем эта община подвергнется существенным изменения, однако она все же останется семейным делом князей Барятинских, а также и их ближайших родственников.
Практически в один год с общиной княгини Марии Федоровны Барятинской (это 1848 г.) произошло открытие общины сестер милосердия, находящейся в Москве при Дамском попечительстве о бедных. При этом попечительство стала возглавлять Софья Степановна Щербатова – супруга московского генерал-губернатора. Это попечительство было самостоятельной организацией и одновременно находилось под непосредственным августейшим покровительством императрицы Александры Федоровны.
Основная деятельность учреждения заключалась в том, чтобы выявлять людей, по-настоящему нуждающихся в помощи, в особенности, которые боятся просить помощи, и им эту помощь оказывать [21, c. 182].
Многие больные требовали особый уход, и поэтому Дамское попечительство начало приглашать женщин, которые имели желание добровольно себя посвятить служению страждущим. Именно это и повлияло на формирование общины сестер милосердия в рамках рассматриваемого учреждении. При этом поводом к открытию общины слала поразившая Москву эпидемия азиатской холеры в период 1847-1848 годах. Тогда при Дамском попечительстве о бедных была организована Никольская община для оказания медицинской помощи больным.
Сестры этой общины за больными ухаживали на дому в городских больницах. Также они заботились о спокойствии больного, часто ему читали книги и старались убеждать переносить с христианским терпением все телесные страдания. В качестве одной из обязанностей сестер выступала раздача нуждающимся денежных пособий из средств Попечительства – подобная практика имелась в общине княгини М. М. Барятинской. При этой общине открыт был Екатерининский сиротский приют, а также богадельня именно для престарелых женщин.
Никольская община, начиная с первых дней основания, действовала на основе устава Свято-Троицкой общины сестер милосердия. Кроме этого, княгиней С.С. Щербатовой был разработан свой устав непосредственно для своей общины [15]. Необходимо указать, что устав Свято-Троицкой общины и устав проекта Никольской общины разнились. При этом различия прослеживались и в управления общиной, и требований к сестрам милосердия, наконец, устроения их общинной жизни [15, c. 349].
Община, с точки зрения княгини С.С. Щербатовой, должна состоять из свободных девиц и бедных вдов, решивших себя посвятить служению страдающих. Это было отличительной особенностью созданного учреждения. Вовсе не каждая бедная женщина имела возможность вступить в общину. В этом случае преимущество имели дочери вдовы погибших во время войн. Этот момент устава сближает проект непосредственно с уставом сердобольных вдов императрицы Марии Федоровны. Отличительным моментом проекта Никольской общины выступает то, что Софья Степановна старалась выстроить три ступени посвящения желающих в звание сестры, а именно: сестра испытуемая, сестра милосердия, а также сестра сердобольная. То есть вдова или бедная девушка 35-50 лет, имеющая навыки ухаживания за больными, ведущая себя благопристойно, а также умеющая писать и читать, могла быть в общину принята в звании испытуемой сестры. На протяжении года она ухаживала за больными в разных медицинских учреждениях г. Москвы. В случае получения от главных врачей больницы положительного отзыва, попечительница общины эту сестру утверждала в звании сестры милосердия. Также в уставе прописывалось, что испытуемая сестра может за год не успеть получить все необходимые навыки ухода за больными и в этом случае руководство общины ей в данном звании разрешало пробыть еще год. Затем она или получала звание сестры милосердия, или же была вынуждена покинуть общину. Наконец, если сестра в течение 10 лет исправно исполняла все свои обязанности и была примером «христианской кротости», а также «отличной нравственности», тогда она могла получить отличительный знак «сердоболия» по личному ходатайству попечительницы общины непосредственно перед Ведомством учреждений императрицы Марии. Это награждение было таким же, как и у сердобольных вдов. По мнению С.С. Щербатовой, только сердобольные сестры могли допускаться к уходу в частных домах за больными, так как были наиболее заслуживающие доверия и достойные [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анненкова, Э.А. Принцы Ольденбургские в Петербурге / Э.А. Анненкова, Ю.П. Голиков. – Санкт-Петербург: Росток, 2004. – 480 с. – Текст: непосредственный.
2. Блохина, Н.Н. К истории деятельности и профессиональной подготовки «сердобольных вдов» в больницах для бедных Санкт-Петербурга и Москвы в царствование императора Александра I / Н.Н. Блохина. – Текст: непосредственный // Казанский медицинский журнал. – 2016. – Т. 97. – № 2. – С. 306–310.
3. Блохина, Н.Н. К 200-летию создания «Института сердобольных вдов» в Российской империи / Н.Н. Блохина. – Текст: непосредственный // Сибирский медицинский журнал. – 2015. – № 7. – Т. 138. – С. 141-145.
4. Бухтоярова, И.М. Исторические предпосылки складывания института милосердия в России / И.М. Бухтоярова, А.В. Панова. – Текст: непосредственный // Общество. Политика. Экономика. – 2016. – № 1. – С. 6–9.
5. Готовкина, М.С. Структурно-функциональные особенности общин сестер милосердия в середине XIX – начала XX в. / М.С. Готовкина, И.М. Яровая. – Текст: непосредственный // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 3. – С. 197–201.
6. Емченко, Е.Б. Государственное законодательство и женские монастыри в XVIII – начале XX в. / Е.Б. Емченко. – Текст: непосредственный // Церковь в истории России. – Москва, 2003. – С.171–221.
7. Ершов, Б.А. Общины сестер милосердия и Православная Церковь русской провинции в XIX в. / Б.А. Ершов. – Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2010. – Т. 6. – № 11. – С. 204–209.
8. Ефимушкина, Е.В. Российские общины сестер милосердия XIX – начала XX вв. в представлении учредителей: дис. … канд. истор. наук / Е.В. Ефимушкина. – Нижний Новгород 2024. – 236 с. – Текст: непосредственный.
9. Зорин, К.В. Отечественные прототипы общин сестер милосердия / К.В. Зорин. – Текст: непосредственный // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2013. – Т. 1. – С. 87–88.
10. История сестринского дела. – URL: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html (дата обращения: 22.02.2025). – Текст: электронный.
11. Карпычева, Л.А. Из истории женского милосердного движения в России XIX в. /Л.А. Карпычева. – Текст: непосредственный // Милосердие и профессионализм. Сборник стенограмм, докладов и бесед по христианской диаконии. – Санкт-Петербург, 2003. – С. 51-56.
12. Карпычева, Л.А. Покровская община сестер милосердия / Л.А. Карпычева. – Текст: непосредственный // Сестры милосердия России. – Санкт-Петербург, 2005. – С. 69–76.
13. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. – Москва: Правда, 1990. – 622 с. – Текст: непосредственный.
14. Козловцева, Е.Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX – начале ХХ веков / Е.Н. Козловцева. – Текст: непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. – 2004. – № 3. – С. 137-159.
15. Козловцева, Е.Н. К вопросу об утверждении устава Московской Никольской общины сестер милосердия / Е.Н. Козловцева. – Текст: непосредственный // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2017. – Т. 27. – С. 347–349.
16. Козловцева, Е.Н. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале XX века / Е.Н. Козловцева. – Москва: Издательство ПСТГУ, 2010. – 208 с. – Текст: непосредственный.
17. Козловцева, Е.Н. Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX – начале ХХ веков: автореф. дис. … канд. истор. наук / Е.Н. Козловцева. – Москваб 2006. – 22 с. – Текст: непосредственный.
18. Кондрашкина, Л.Г. Участие женщин в деятельности медицинских общественных организаций и учреждений России в XVIII-XIX вв.: дис. … канд. ист. наук / Л.Г. Кондрашкина. – Санкт-Петербург, 2002. – 188 с. – Текст: непосредственный.
19. Олешкова, А.М. Общины сестер милосердия во второй половине XIX – начала XX вв.: институционализм vs гуманизм / А.М. Олешкова. – Нижний Тагил: НТГСПИ, 2019. – 280 с. – Текст: непосредственный.
20. Пахомова, Л.А. Становление и развитие общин сестер милосердия в России в конце XIX – в начале XX века / Л.А. Пахомова. – Текст: электронный // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 51-64. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-obschin-sester-miloserdiya-v-rossii-v-kontse-xix-v-nachale-xx-veka/viewer (дата обращения: 22.02.2025).
21. Правдиковская, Е.Н. Движение сестер милосердия в России и его кризис в начале XX в. / Е.Н. Правдиковская. – Текст: непосредственный // Наука и школа. – 2012. – № 2. – С. 181–183.
22. Постернак, А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия / А.В. Постернак. – Москва: Знание, 2001. – 312 с. – Текст: непосредственный.
23. Постернак, А. В. Статус и деятельность диаконисс Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи (середина XIX – начало XX века) / А.В. Постернак. – Текст: непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – 2017. – № 2. – С. 129-143.
24. Сестры милосердия России: коллективная монография / под общей реакцией Н.А. Белякова. – Cанкт-Петербург: Лики России, 2005. – 391 с. – Текст: непосредственный.
25. Трефилова, Т.А. Роль семьи принца П.Г. Ольденбургского в создании общин сестер милосердия и возрождение памяти о них в современных сестричествах / Т.А. Трефилова. – Текст: непосредственный // Пространство и время. – 2013. № 1. – С. 231–233.
26. Ульянова, Г.Н. Благотворительность в Российской Империи XIX – начало XX века. / Г.Н. Ульянова. – Москва: Наука, 2005. – 403 с. – Текст: непосредственный.
27. Ульянова, Г.Н. Благотворительность и общественное призрение в России ХIХ – начала XX века. Институциональное развитие в контексте формирования гражданского общества / Г.Н. Ульянова. – Текст: непосредственный // Труды Института российской истории РАН. 1997–1998 гг. Вып. 2. – Москва, 2000. – С. 164–217.
28. Шафажинская, Н.Е. Монастырская просветительская культура России / Н.Е. Шафажинская. – Москва: Наука, 2011. – 344 с. – Текст: непосредственный.
29. Шафажинская, Н.Е. Социальная деятельность русского женского монашества в XIX - начале XX в. / Н.Е. Шафажинская. – Текст: непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4. – С. 97-108.