Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства. В главе 2 не только закреплены законом права и свободы человека и гражданина, но и определено, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство использовать различные правовые средства для обеспечения защиты и регулирования конституционных прав и свобод.
Президент России является гарантом прав и свобод человека. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод человека относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Эта функция является основным определяющим элементом судебной системы, то есть весь механизм государства, все государственные органы участвуют в обеспечении прав и свобод.
Осуществление этой многогранной деятельности требует наличия в государстве определенных структур и органов, которые бы постоянно контролировали исполнение законов и других нормативных актов, а также соблюдение Конституции Российской Федерации. Одним из таких правозащитных механизмов (органов) российской правовой системы была и остается прокуратура, которая контролирует соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на ее территории.
Правовое государство немыслимо без полного признания прав человека и создания эффективной системы гарантий их защиты. Содержание и значение отношений личности и государства определяются не только объемом прав и свобод, но и уровнем их обеспечения и защиты. Поэтому одной из основных проблем является совершенствование системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также отдельных ее элементов. Судебная защита занимает значительное место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина, однако публичная защита гражданских прав включает функцию внесудебного правозащитного механизма, в котором Прокуратура Российской Федерации играет существенную роль.
Ежегодно в Прокуратуру Российской Федерации обращается около 2 миллионов граждан, и в каждом пятом случае принимаются меры прокурорского реагирования. Таким образом, развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает совершенствование правозащитной работы составляющих этой системы, в том числе российской прокуратуры.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия реализации принципов организации и деятельности прокуратуры.
Объектом исследования являются особенности реализации принципов организации и деятельности прокуратуры.
Предметом исследования является прокуратура.
Цель исследования: выявить эффективные условия реализации принципов организации и деятельности прокуратуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические этапы развития прокуратуры России.
2. Описать организацию деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы).
3. Проанализировать организацию и деятельность прокуратуры в России.
5. Выявить основные проблемы системы органов прокуратуры и пути их решения.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Исторические этапы развития прокуратуры России
Российская прокуратура богата историческими событиями. Развитие российской прокуратуры можно разделить на три исторических этапа, неразрывно связанных с историей нашего государства: прокуратура царской России, прокуратура советского государства и Прокуратура Российской Федерации. Первым этапом, для которого характерно становление и становление прокуратуры в России, является период с 1722 по 1917 год.
В документе, изданном в январе 1722 года, говорится, что Генеральный прокурор и главный прокурор должны присутствовать в Сенате и в любой коллегии прокуроров, которая должна отчитываться перед генеральным прокурором. Задача прокуратуры заключалась в уничтожении или уменьшении зла, порождаемого беспорядками в бизнесе, несправедливостью, взяточничеством и беззаконием. Именно Петр Великий заложил основные принципы, на которых основывалась российская прокуратура на протяжении трех столетий [12].
На первом этапе своего развития прокуратура неоднократно не только получала новые полномочия, но иногда и теряла некоторые из них. Например, при Екатерине I генеральный прокурор, не уделявший должного внимания государственному надзору, перестал иметь столь же высокое значение в государстве.
Но уже в 1730 году Анна Иоанновна восстановила прежний высокий статус прокурора. Прокуратура получила право осуществлять широкую надзорную деятельность. Прокурору было предоставлено право созывать заседания Сената и исправлять законы, если были обнаружены существенные недостатки, издавая соответствующий приказ. 7 ноября 1775 года знаменательно для прокуратуры. Указом Екатерины II. через "Учреждение по управлению губерниями Всероссийской империи" прокуратуру можно рассматривать как централизованную систему. Этот указ содержал отдельную главу "О должности прокурора и солиситора", в которой вводилась четкая организация, устанавливался порядок назначения прокуроров и солиситоров, их основные права и обязанности в области судебного и общего надзора.
Новый век и новый правитель, Александр I, коренным образом изменили деятельность прокуратуры. Таким образом, согласно манифесту "Об учреждении министерств" было образовано восемь новых министерств, а генеральный прокурор и министр юстиции стали одним и тем же должностным лицом. Первый министр юстиции и, соответственно, генеральный прокурор Г.Р. Державин стремился разработать нормативные акты и упорядочить прокурорскую деятельность.
Министр сформулировал основы, на которые прокуроры должны опираться при выполнении своих обязанностей так, что в уголовном процессе прокуроры обеспечивают, с одной стороны, предотвращение предвзятых допросов, бесчеловечных пыток и преследований всех видов в целях презумпции невиновности, но, с другой стороны, бездействие и смягчение наказания за преступления. Также впервые в истории были собраны статистические данные о преступлениях в России для их анализа, подведения итогов работы и планирования последующих мероприятий. Реформы Александра II наложили отпечаток на деятельность прокуратуры. Итак, судебная реформа 1864 года, но стоит отметить, что она произошла не в одночасье, а длилась почти тридцать лет, коренным образом изменила российскую судебную систему, что, естественно, не могло не сказаться на прокуратуре [15].
Начинают развиваться институт адвокатуры, суд присяжных и институт судебных следователей. Требования к персоналу прокуратуры возрастают. Впервые в судебном процессе вводится принцип "несогласия", когда прокурорам поручается возглавить прокуратуру. Прокурор, по словам А.Ф. Кони, находится на процессе. Он как судья, выступающий публично. Его задача состоит в том, чтобы сгруппировать и проанализировать все, что компрометирует обвиняемого, и если его резюме с необходимым и обязательным учетом всех обстоятельств в пользу обвиняемого создаст убеждение в виновности последнего, то объясните это суду.
Судебная реформа 1864 года внесла много новшеств в деятельность прокуратуры, которая до 1917 года не претерпела кардинальных изменений. 24 ноября 1917 года Декретом (о суде) институт судебной власти и надзора прокуратуры был упразднен. Все законы, противоречащие постановлениям Центрального Исполнительного комитета Советов, объявлялись недействительными. Ленин сказал, что этим [декретом] мы расчистили путь для настоящего народного суда, и не столько силой репрессий, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без всяких формальностей.
Однако пять лет спустя советское правительство пришло к выводу, что социалистическое государство невозможно построить без единого органа, который бы самостоятельно и эффективно следил за соблюдением законности, и 28 мая 1922 года было принято "Положение о прокурорском надзоре". С этого события советская прокуратура начинает свое развитие как самостоятельный орган. Советская прокуратура, как и в царские времена, претерпела ряд изменений. В 1923 году произошли изменения, и появилась "Прокуратура Верховного суда СССР", которая получила полномочия выдвигать законодательные инициативы, а также право совещательного голоса в высших органах власти. Десять лет спустя прокуратура становится независимым государственным учреждением.
Годы Великой Отечественной войны оставили неизгладимый след в деятельности Прокуратуры СССР. Надзор за соблюдением законности в эти трудные годы должен был быть очень серьезным. Фактически встал вопрос о дальнейшем существовании государства. Прокуроры работали днем и ночью, не только в тылу, чтобы следить за состоянием законности, потому что от этого зависело, получит ли фронт все необходимое для продолжения борьбы, но и на передовой. После великой победы требовалось одно: восстановить страну и вернуться к нормальной жизни. Сделать это в столь короткие сроки было невозможно без прокурорского надзора за строгим соблюдением законности. Конец 20-го века принес нашей стране трудности. Распад СССР, экономические трудности, связанные с переходом экономики в новое русло, распространение преступности.
Прокуратура сталкивается с новыми вызовами и трудными задачами. 17 января 1992 года был принят Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", который заложил основу для развития прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с этим законом прокуратура является единой централизованной федеральной системой органов. Полномочия современной прокуратуры обширны, а ее значение в жизни страны огромно. Ведь именно прокуратура, как и 300 лет назад, должна следить за соблюдением законности, восстанавливать нарушенные права и законные интересы человека и гражданина.
§2. Организация деятельности органов прокуратуры
в Российской Федерации (основные функции, принципы)
В настоящее время государственно-правовое строительство в России характеризуется особенно интенсивным развитием. Происходит глубокая реформа основных отраслей действующего законодательства, в ходе которой не только существенно изменяются и дополняются существующие нормы, но и возникают качественно новые правовые нормы, предметом которых являются ранее нерегулируемые общественные отношения.
Хорошим примером, демонстрирующим масштаб этой тенденции, является реформа Гражданского кодекса Российской Федерации, которая так или иначе повлияла на каждый структурный компонент этого нормативного правового акта. Представляет интерес развитие института несостоятельности в виде новеллы отечественного законодательства - процедуры несостоятельности физических лиц. Относительно недавно изменились процессуальные аспекты проверки законности и действительности судебных актов, закрепленные в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Был введен КоАП РФ, который существенно изменил уже существующие процедуры отправления правосудия по делам об административных правонарушениях. Особая часть УК РФ дополнена рядом новых преступлений, а законодателями поддержаны инициативы по гуманизации уголовного права, в том числе по декриминализации отдельных преступлений [13].
В то же время параллельно этой тенденции идет столь же сложный и трудоемкий процесс поиска оптимальной модели системы исполнительной и судебной власти, которая позволила бы путем преобразования концепции их деятельности и перераспределения функций повысить эффективность работы этих органов на федеральном и региональном уровнях. Сложившаяся ситуация предъявляет особенно высокие требования к качеству системы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.
3. Абдулин, Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / Р. С. Абдулин. — 3-е изд., испр. и доп. — К.: Издательство Курганского государственного университета, 2016. — 220 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
5. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. 120 с.
6. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учеб. пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 192 с.
7. Декрет Совета Народных Комиссаров (О суде) №1 от 24.11.1917. Ленин В.И. Собрание сочинений. Т. 26. С. 421.
8. Ергашев, Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник для вузов / Е. Р. Ергашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
9. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. 27 с.
10. Кони, А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи / А. Ф. Кони. — М.: Эксмо, 2021. — 640 с.
11. Лапин С.Ю. Особенности прокурорского надзора за рассмотрением заявлений и предварительным следствием по делам о нарушении права интеллектуальной собственности // Следственная практика. - М., 2002.
12. Магизов Р.Р. Судебный контроль в уголовном процессе России: понятие, виды и процессуальные формы // Следователь: Федеральное изда-ние. - М., 2004. - № 4.
13. Муратова Н.Г., Чулюкин Л.Д. Понятие и правовая природа судебного контроля по уголовным делам // Российский судья. - М.; Юрист, 2004. - № 3.
14. Наумов А. О законодательном закреплении понятия прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия // Уголовный процесс. 2005. № 2. С. 119.
15. Петрухин И. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием // Российская юстиция. 2002. № 3. С. 61.
16. Прокурорский надзор : учебник и практикум для вузов / А. Ф. Смирнов [и др.] ; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13962-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 88 — URL: https://www.urait.ru/bcode/511848/p.88 (дата обращения: 20.02.2025).
17. Черепанов М.М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.
18. Черников Д.Л. Роль прокуратуры в обеспечении законности м противодействии преступности: актуальные вопросы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 139–145.
19. Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений // Налоги (газета). 2008. № 12. С. 89–94.