Фрагмент для ознакомления
2
Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов).
Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.
Теоретическими и методическими аспектами дизартрии занимались исследователи: О.В.Правдина, Е.Н.Винарская, Р.И.Мартынова, Л.А.Чистович, Е.Ф. Соботович, А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Архипова и другие.
Е.Ф. Архипова относит к дизартрии все двигательные расстройства речи, за исключением тех, которые связаны с поражением кортикальной области двигательных органов слова. Подобные расстройства проявляются в клинической картине в виде моторной афазии и апраксии [6, с. 102].
Логопеды Н.С. Лавская и Т.П. Ковалева обращают внимание на значение дизартрических расстройств речи в локальной диагностической роли, особенно на артикуляционные расстройства. Однако эти расстройства описываются нечетко, включая различные нарушения темпа, ритма и интонации речи, а также невнятное произношение звуков. Эти нарушения подробно описываются только при избирательных поражениях двигательных нервов черепно-мозговой системы [33, с. 512].
О.В. Правдина описывает дизартрию как отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств [44]. Согласно ее определению, дизартрия представляет собой расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает просодическая сторона звукового потока [47, с. 68].
К. Беккер и М. Совак определяют дизартрию как нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При дизартрии нарушается способность членения речи и артикуляции в целом [51].
Работы Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботовича включают рассмотрение вопросов, связанных с диагностированием, дифференциацией обучения и логопедической работой с детьми дошкольного возраста, страдающими от стертой формы дизартрии. Проблемы дифференциальной диагностики данного нарушения произношения и организации соответствующей логопедической помощи остаются актуальными в свете высокой распространенности этой патологии.
Стертая форма дизартрии отличается от других форм этого расстройства. Хотя она характеризуется легкими и незаметными нарушениями произношения, эти нарушения обычно не вызывают трудностей в понимании. Люди с этой формой дизартрии могут иметь некоторые проблемы с артикуляцией, голосом или речевым ритмом, но они не так заметны или мешают общению.
Стертая форма дизартрии отличается от других форм этого расстройства особенностями в проявлении и тяжести симптомов. Дизартрия представляет собой нарушение артикуляции. Характерные черты стертой формы дизартрии выражаются в затрудненной и нечеткой артикуляции звуков, что сильно затрудняет понимание речи и ее правильное восприятие окружающими.
Одной из основных особенностей стертой формы дизартрии является смещение артикуляционных точек, что приводит к искажению звуков и снижению их понятности. Речь страдающего от данной формы дизартрии человека становится неразборчивой и непонятной для окружающих, что затрудняет общение и создает препятствия в различных сферах жизнедеятельности.[3]
Кроме того, стертая форма дизартрии проявляется значительным снижением скорости речи, что усложняет ее восприятие и понимание. Артикуляционные движения у человека со стертой формой дизартрии становятся затрудненными и несколько дезорганизованными, что приводит к замедлению процесса речи и повышенной утомляемости при попытке высказывания сложных фраз или долгих полных предложений.
В целом, стертая форма дизартрии представляет собой особый тип этого расстройства, характеризующийся легкими и незаметными нарушениями произношения. Раннее обнаружение и диагностика этой формы дизартрии являются важными для предоставления п человеку со стертой формой дизартрии соответствующей терапии и поддержки в улучшении их речи и коммуникативных навыков.
Стертая форма дизартрии отличается от других форм этого расстройства. Хотя она характеризуется легкими и незаметными нарушениями произношения, эти нарушения обычно не вызывают трудностей в понимании.
Люди с этой формой дизартрии могут иметь некоторые проблемы с артикуляцией, голосом или речевым ритмом, но они не так заметны или мешают общению.
Степень выраженности стертой формы дизартрии может быть различной у людей. Некоторые могут иметь едва заметные трудности с произношением, в то время как другие могут иметь легкие нарушения, которые могут быть приняты окружающими как особенность индивидуальной речи или акцент.
Существует несколько причин стертой формы дизартрии, включая генетические предрасположенности, проблемы с мускулатурой губ, языка или гортани, а также нейрологические расстройства и другие медицинские проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
2. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — М.: Академия, 1999. — 480 с.
3. Гвоздев, А.Н. Очерки по общей психологии / А.Н. Гвоздев. — Л.: Наука, 1973. — 187 с.
4. Гвоздев, А.Н. Формирование фонематического слуха у детей / А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин. — М.: Педагогика, 1981. — 320 с.
5. Жукова, Н. С. Логопедия: Основные аспекты диагностики и коррекции устной речи. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с.
6. Жукова, Н. С. Практическое руководство по логопедии. — СПб.: Питер, 2019. — 312 с.
7. Жукова, Н. С., Ефимова, Л. Г., Соколова, А. А. Специфика работы логопеда с дошкольниками. — М.: Владос, 2021. — 210 с.
8. Зернова, П. Современные технологии логопедического обследования / П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р. Шашкина. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2006. — 212 с.
9. Лавская, Н.С. Диагностика речевых нарушений у детей / Н.С. Лавская, Т.П. Ковалева. — М.: Белый ветер, 2002. — 328 с.
10. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей и пути их преодоления / Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
11. Леонтьев, А. А. Психология речи. — М.: Наука, 2022. — 320 с.
12. Леонтьев, А. А., Спиров, Л. Ф. Основы логопедической работы: диагностика и коррекция. — СПб.: Речь, 2021. — 228 с.
13. Лопатина, Л.В. Современные подходы к логопедической диагностики / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович. — СПб.: Речь, 2010. — 320 с.
14. Мартынова, Р.И. Игра и её роль в развитии логопедической работы / Р.И. Мартынова, О.В. Правдина, Е.Н. Винарская. — М.: Дрофа, 2005. — 256 с.
15. Правдина, О.В. Практическая логопедия: Учебное пособие / О.В. Правдина, Е.Н. Винарская, Р.И. Мартынова. — М.: АСТ, 2011. — 384 с.
16. Спиров, Л. Ф. Введение в логопедическую практику. — М.: Альпина, 2021. — 198 с.
17. Спиров, Л. Ф., Чиркина, Г. В. Коррекционная работа логопеда: методические рекомендации. — М.: ВЛАДОС, 2019. — 192 с.
18. ФГОС ДО: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Министерство образования и науки РФ, 2013. — 92 с.
19. Хватцев, М. Е. Логопедия: принципы и методы. — М.: Педагогика, 2018. — 276 с.
20. Хватцев, М. Е. Основы логопедии в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2023. — 262 с.
21. Цымбалова, Н.А. Методики логопедического обследования детей дошкольного возраста / Н.А. Цымбалова, Г.В. Чиркина. — М.: Владос, 2004. — 256 с.
22. Чиркина, Г. В. Вопросы логопедии: теория и практика. — М.: ВЛАДОС, 2022. — 280 с.
23. Чиркина, Г. В., Спиров, Л. Ф. Логопедическая коррекция речевых нарушений. — М.: Владос, 2023. — 224 с.
24. Чиркина, Г. В., Спиров, Л. Ф., Леонтьев, А. А. Современные подходы в логопедии. — СПб.: Питер, 2020. — 230 с.
25. Шашкина, Г.Р. Логопедическая диагностика и коррекция / Г.Р. Шашкина, И.А. Зимина, П. Зернова. — Казань: Казанский университет, 2015. — 290 с.
26. Эльконин, Д. Б. Диагностика и коррекция речевого развития. — М.: Педагогика, 2018. — 290 с.
27. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
28. Эльконин, Д. Б. Умственное развитие в детском возрасте. — М.: Наука, 2017. — 250 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психологические проблемы детской игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1978. — 240 с.
30. Ямасита, Т.Х. Влияние современных технологий на развитие фонематического слуха у дошкольников / Т.Х. Ямасита. — Токио: Университет Китасато, 2018. — 180 с.