Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Базисная характеристика аддиктивной личности – зависимость. Для оценки и отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы; затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; охваченность страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны [9]. Эти признаки необходимо использовать семьям для предотвращения формирования у детей зависимости, и позволит осуществлять профилактику для собственных детей. Влияние семьи на развитие личности, всегда являлось актуальным вопросом во все времена. На протяжении всей жизни семья сопровождала человека во все периоды его развития, и большую часть жизни, как ни странно человек связан с семьей. Многие авторы, в их числе Ю.Е. Алёшина, Л.И. Божович, О.М. Здравомыслова, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина, отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Отсюда следует понимать, семью, не только, как отдельную ячейку общества, но и как ту среду и сумму всех условий, которые способствуют личностному развитию ребенка [1,2,4,7].
Цель работы: рассмотреть условия формирования зависимости у детей и подростков в аддиктивных семьях.
Задачи работы:
1) В первой главе: рассмотреть понятие зависимости, взгляды различных исследователей зарубежных и отечественных от момента появления данного термина до наших дней
2) Во второй главе сделать обзор исследований по теме связи семьи и зависимости, описать, что было уже сделано, а что нет указать на недостатки данных исследований, а также подойти к предпосылкам моего исследования
3) Построить план исследования и описать его замысел
4) Провести исследование, в ходе которого:
а) Выявить уровень интернет зависимости у пользователей
б) Определить насколько выражены те или иные личностные черты у пользователей с разным уровнем вовлеченности в интернет среду
в) Выявить по каким личностным чертам отличаются три группы (разного уровня вовлеченности) между собой
Объект: интернет пользователи.
Предмет: личностные особенности подростков из аддиктивных семей.
Гипотеза: пользователи с разным уровнем вовлеченности в интернет среду будут различаться по выраженности у них личностных особенностей.
Глава 1 Теоретические аспекты условий формирования зависимости у детей и подростков в аддиктивных семьях
1.1 Ключевые понятия исследования аддиктивного поведения личности
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию. Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса.
В последние годы число людей, испытывающих болезненное пристрастие к азартным играм, значительно возросло по всему миру. Это неудивительно, ведь сегодня существует огромное количество способов удовлетворить свою патологическую тягу: игровые автоматы, картежные игры, казино, лотерея, тотализаторы и т.д. В принципе некоторая доля азарта может присутствовать и у совершенно здорового человека, проявляясь в стремлении к победе и превосходству, а также финансовому обогащению. В основе этого лежат исключительно положительные эмоции, которые люди стремятся испытать снова и снова. Именно тогда азарт приобретает аффективную форму при отсутствии рационального контроля над его эмоциональной составляющей. В подобном состоянии аффекта происходит нарушение восприятия, а воля человека концентрируется лишь на одном объекте.
Когда увлечение азартными играми становится пристрастием, в медицине оно именуется аддиктивной зависимостью. При этом проблемных игроков можно разделить на несколько типов. Первый тип – это так называемый «смеющийся» игрок, воспринимающий азартные игры все еще в качестве развлечения. Однако со временем выигрыш становится все более важным, а значит, увеличиваются и ставки, при этом неудачи воспринимаются просто как неблагоприятное стечение обстоятельств или жульничество стороны других игроков. Через довольно короткий промежуток времени такой человек может превратиться в «плачущего» игрока, начать занимать деньги для удовлетворения своей тяги к азартным играм. При этом пристрастие к игре доминирует над остальными сферами жизни. Не смотря на все возрастающие финансовые задолженности и отрыв от реальности, «плачущий» игрок все еще верит в то, что каким-то волшебным образом все его проблемы разрешатся, например, при крупном выигрыше.
После этого наступает стадия отчаяния. «Отчаявшийся» игрок занят только игрой, у него зачастую нет ни постоянного места работы или учебы, ни друзей. Понимая, что его жизнь катится по наклонной, такой человек не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д.
Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции. Компьютерная зависимость В эру компьютерных технологий их использование привносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Безусловно, компьютер облегчает решение множества задач, а соответственно и снижает требования к интеллектуальным способностям личности.
Также снижаются такие важнейшие психические функции, как восприятие, память и мышление. Человек, обладавший определенными позитивными чертами, постепенно может стать излишне педантичным и даже отрешенным. В его мотивационной сфере начинают главенствовать деструктивные и примитивные игровые побуждения. Особенно распространено подобное аддиктивное поведение среди подростков. Проявляться оно может в зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, феномене хакерства и т.д. Обладая неограниченным доступом к сети Интернет и содержащейся в ней информации, человек теряет ощущение реальности.
Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром. Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Было установлено, что среди детей и подростков неким побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть. Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. Дело в том, что в сети каждый способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. У зависимых людей формируется пренебрежительное отношение к контактам с людьми в жизни. Помимо ограничения общения с реальными людьми, могут наблюдаться нарушения сна, скука, подавленное настроение. Увлечение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
4. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.
5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253.
7. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
8. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
9. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология.2005. № 1. С.65-77.
10. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
11. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
12. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996.
13. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
14. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-102
15. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. /П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301
16. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
17. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете /Е.В.Якушина//Педагогика. – 2001. - № 4. – с.21-25
18. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29
19. Gayle P. Communication & Problem-Solving: Developing Your Family's Communication Membrane. [WWW document]. URL http://www.askdrgayle.com.
20. Roedema, T.M., Simons, R.F. Emotion-processing deficit in alexithymia. Psychophysiology, 1999, 36, 379-387.
21. Suler J. Computer and Cyberspace Addiction. 1996. [WWW document]. URL http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html.
22. Young, K.S.Internet addiction: symptoms, evaluation,
and treatment [WWW document]. URL http://www.netaddiction.com.
23. Young, K.S., Rodgers, R.C. The relationship between depression and Internet addiction. [WWW document]. URL http://www.netaddiction.com.