Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе в процессе реализации ФГОС НОО обусловлена как изменениями в образовательной системе России, так и возрастанием роли начального образования в формировании личностных и образовательных основ ребенка. Сегодня особое внимание уделяется переходу от традиционной системы обучения к более развитой, ориентированной на личностное развитие ребенка. Это делает исследование актуальным, поскольку необходимо обеспечить комфорт и благополучие детей в новых образовательных условиях, что влияет на их успешность в дальнейшем обучении.
Известные ученые и практики, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, внесли значительный вклад в изучение адаптации детей к школьной среде. Л.С. Выготский подчеркивал важность социальной среды и взаимодействия в процессе обучения, утверждая, что обучение обгоняет развитие и создает «зону ближайшего развития». А.Н. Леонтьев акцентировал внимание на роли деятельности в развитии психики ребенка, в то время как Д.Б. Эльконин анализировал стадии психического развития детей, подчеркивая значимость первого школьного возраста как критического периода. Их работы подтверждают важность изучения адаптации как составного компонента успешного школьного обучения.
Степень изученности проблемы адаптации первоклассников отражает множество исследований на стыке психологии и педагогики. Однако в условиях реализации ФГОС НОО существует недостаток комплексных исследований, ориентированных на конкретные психолого-педагогические стратегии, способствующие адаптации учащихся. Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности механизмов и условий, которые обеспечивают успешную адаптацию детей в процессе начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Существует противоречие между необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся и стандартами, предъявляемыми к образовательной программе.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации в процессе реализации ФГОС НОО.
Объектом исследования выступает процесс адаптации первоклассников к школе.
Предметом — психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации в процессе реализации ФГОС НОО.
1. Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
2.Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
3.Изучить условия адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза работы: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе будет проходить эффективнее, если своевременно провести диагностику уровня адаптации и включить разработанную программу, направленную на адаптацию первоклассников к обучению в школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: материал может быть использован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.
База исследования:
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Методологическую основу исследования составляют идеи известных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития, Б.Г. Ананьев о комплексном подходе к изучению психического развития и А.Н. Леонтьев о значении деятельности в образовании. Спектр психолого-педагогических условий включает в себя создание комфортной образовательной среды, применение индивидуально-ориентированных методов обучения, учет психофизиологических особенностей детей, а также активное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Практическая база исследования может включать в себя апробацию разработанных моделей адаптации в школах различного типа, проведение обучающих семинаров для педагогов и психологов, а также создание методических рекомендаций по адаптации первоклассников.
Структура исследования построена логично, она включает введение, теоретическую часть, где рассматриваются подходы к адаптации в рамках ФГОС НОО, практическую часть с описанием проведенного исследования и анализом результатов, а также заключение с выводами и рекомендациями. Исследование охватывает как теоретические аспекты, так и практические рекомендации, что делает его полезным для педагогов, психологов и родителей, заинтересованных в успешной адаптации детей к школьной среде.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе в процессе реализации ФГОС НОО
1.1 Анализ понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.
Адаптация – (от лат. аdаptаtiо – прилаживание, приноравливание) – приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.
Адаптация социальная (от лат. аdаptо – приспособляю и sосiаlis – общественный) –
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса [7].
Адаптация как психологический и педагогический феномен привлекает внимание ученых уже не первое десятилетие. Это понятие рассматривается с различных позиций и в различных контекстах, начиная от биологического выживания организма в изменяющихся условиях среды и заканчивая социальной адаптацией личности в обществе. В психолого-педагогической литературе концепция адаптации приобретает особенно актуальное значение в связи с необходимостью понимать, как личность интегрируется в образовательное и социальное пространство.
Адаптация в психолого-педагогическом контексте традиционно рассматривается как процесс, в котором индивид приспосабливается к новым условиям обучения или жизнедеятельности. Важным аспектом, подчёркиваемым многими авторами, является наличие у индивида способности к восприятию изменений и к реагированию на них посредством изменения своих поведенческих или когнитивных стратегий. В частности, известный отечественный педагог Л.С. Выготский акцентировал внимание на том, что адаптация включает два уровня: приспособление индивида к условиям среды и внутреннюю трансформацию путем активного взаимодействия с этой средой.
А.В. Петровский предлагает рассматривать адаптацию как активный процесс, в ходе которого субъект не только воспринимает воздействие среды, но и преобразует её, изменяя как внешние условия, так и свою внутреннюю среду. Согласно Петровскому, адаптация не сводится лишь к пассивному приспособлению; это двусторонний процесс, в котором человек выступает активным участником изменений.
Немаловажное значение в изучении адаптации придаётся мнению Д.И. Фельдштейна, который подчеркивает, что успешность адаптации зависит от мотивационного компонента, а также от личностных особенностей индивида, таких как уровень тревожности, устойчивость к стрессу и гибкость мышления. Он приводит примеры из школьной среды, где уровень адаптации может влиять на успеваемость учащихся и их социальные отношения.
Другой отечественный исследователь, И.С. Кон, акцентирует внимание на социальной адаптации, отмечая, что этот процесс тесно связан с социальной идентичностью и ролями, которые индивид осваивает в процессе своей жизни. Кон считает, что социальная адаптация имеет решающее значение в формировании личности, поскольку от неё зависит успешность социальной интеграции и принятия индивида в коллективе.
В.В. Давыдов предлагает увидеть в адаптации образовательный аспект, где учащийся не только пассивно усваивает информацию, но активно использует её в своей деятельности. Этот подход к адаптации подчеркивает её креативное начало, когда акт обучения становится результативным не просто за счет запоминания, а через создание новых знаний и их приложение.
Нельзя не упомянуть и работы В.Н. Мясищева, исследовавшего адаптацию с позиции психодинамической теории. По его мнению, адаптация включает не только поведенческие изменения, но и эмоциональную настройку индивида, что особенно явно проявляется у людей с нестабильной эмоциональной сферой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует, что адаптация — это многослойный феномен, который охватывает не только поведенческие аспекты, но и когнитивные, социальные и эмоциональные процессы. Благодаря работам отечественных авторов, мы видим, что адаптация — это динамика, в которой нет постоянной статичности, а значит, успешность адаптации определяется способностью индивида быть гибким, устойчивым и открытым к новым вызовам.
Адаптация как понятие, рассматриваемое с различных точек зрения, позволяет глубже понять процессы, протекающие в человеческой психике и влияющие на его поведение. Это подтверждает мысли таких известных отечественных авторов, как Выготский, Петровский, Фельдштейн, Кон, Давыдов и Мясищев, которые своим вкладом в науку раскрыли многогранность и значимость этого понятия для педагогики и психологии.
Согласно мнению известного российского психолога Л.С. Выготского, адаптация является ключевым аспектом развития личности. Он подчеркивал, что адаптация связана не только с приспособлением к внешним условиям, но и с активной переработкой опыта. В этом контексте адаптация может быть понята как процесс внутренней трансформации, который позволяет личности сознательно взаимодействовать с окружающей средой.
В трудах А.Н. Леонтьева адаптация рассматривается через призму деятельности. Он утверждает, что успешная адаптация возможна только через активное включение в деятельность. Леонтьев выделяет две стороны адаптации: с одной стороны, это приспособление к новым условиям, а с другой – трансформация этих условий в соответствии с собственными целями и потребностями. Такой подход раскрывает адаптацию как двусторонний процесс, который формирует не только субъект, но и его окружение.
Один из современных исследователей, педагог и психолог В.В. Давыдов, фокусируется на адаптации в образовательной среде. По его мнению, ключевым фактором успешной адаптации ребенка в школе является развитие аутономности в обучении. В.В. Давыдов считает, что чем больше у ребенка возможностей проявлять самостоятельность и критически осмысливать полученные знания, тем успешнее проходит процесс адаптации.
Нельзя не упомянуть и работы Н.Н. Поддьякова, который изучал адаптацию в контексте интеллектуального развития. Н.Н .Поддьяков вводит понятие «интеллектуальная адаптация», подчеркивая, что в основе этого процесса лежит способность к быстрому и эффективному решению новых задач. Он указывает на важность установки на поиск и создание новых знаний, что позволяет учащимся адаптироваться к изменениям в образовательной среде.
Современные исследования, проведенные под руководством российского психолога В.В. Рубцова, акцентируют внимание на социальной адаптации, которая связана с развитием коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Рубцов отмечает, что один из показателей успешной социальной адаптации – это умение устанавливать положительные и конструктивные взаимоотношения с окружающими. Он подчеркивает, что такие навыки очень важны в условиях образовательного процесса, особенно в условиях групповой работы и взаимодействия.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «адаптация» многообразно и многогранно. Это и процесс приспособления, и результат, выражающийся в формировании новых структур и моделей поведения. Адаптация тесно связана с внутренней готовностью личности меняться и развиваться, и от этого качества зависит успешность её функционирования в постоянно изменяющемся мире. Важно отметить, что способность к адаптации может быть развита и корректирована в контексте образовательной деятельности, что позволяет создать более гибкую и устойчивую к переменам личность.
1.2 Роль ФГОС НОО адаптации первоклассников к школе
Адаптация первоклассников к школе — это важный, но зачастую непростой этап в жизни ребёнка и его семьи. Психологи и педагоги акцентируют внимание на том, что переход от дошкольного к школьному обучению связан с целым рядом изменений в жизни ребёнка. Именно здесь вступает в игру Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который играет ключевую роль в этом процессе.
В начальные недели обучения формируются основы для будущей успеваемости, что делает важным изучение готовности детей к школе и их адаптации к коллективному обучению (М.М. Безруких, Л.И. Божович и др.). Во многих исследованиях указывается, что плохая успеваемость может быть связана с недостатками в обобщении, осознанности мыслительных процессов, пассивности и несоответствии между интуитивно-практическим и словесно-логическим мышлением. Готовность к школе включает в себя как интеллектуальные, так и мотивационные, коммуникативные и физические аспекты (А.В. Запорожец и др.). Современные критерии готовности к школе охватывают области речи (Л.Е. Журова и др.), математические навыки (А.М. Леушина и др.), нравственное воспитание (Р.И. Жуковская и др.) и роль школьника (И.А. Домашенко и др.).
Разные компоненты готовности взаимосвязаны (Н.И. Гуткина и др.), обсуждаются различия понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также преемственность воспитания в детском саду и школе (Н.Ф. Алиева и др.).
Т.В. Дорожевец описывает трехкомпонентную модель школьной адаптации:
1) академическая адаптация, отражающая соответствие поведения учащегося школьным стандартам (усвоение учебных правил, активность на уроках);
2) социальная адаптация, показывающая вход ребенка в коллектив одноклассников, установление связей и решение конфликтов;
3) личностная адаптация, затрагивающая самооценку и стремление к развитию в рамках нового социального статуса.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько подчеркивают значимость положительной семейной среды, конструктивных воспитательных методов, эффективного общения с ребенком и тесного взаимодействия с учителем. Поддержка семьи и учителя важна для соблюдения школьного режима.
Начало школьной жизни — ответственный момент. В 6–7 лет дети часто переживают кризис адаптации. Необходимость адаптации возникает из-за смены социальной роли: перевод из статуса дошкольника в ученика, приобретение новых обязанностей и вхождение в общество (М.И. Лисина и др.). Педагог становится связующим звеном, задающим нормы и поведение.
С переходом в школу активности смещаются с игр на учебу, которая требует выполнения задач по правилам, а не по желанию. Этот переход инициируется извне и может быть непривычным. Важна поддержка учителя, она влияет на успех адаптации, так же как и утверждение ребенка среди одноклассников. Активность и инициативность вносят вклад в успешность этого процесса.
ФГОС НОО устанавливает чёткие требования к организации учебного процесса, формированию образовательных программ и методам оценки знаний учащихся. Важный аспект стандарта — ориентация на индивидуальные образовательные потребности каждого ребёнка. Процесс адаптации первоклассников требует создания комфортной образовательной среды, учитывающей психологические, социальные и академические потребности детей.
Эксперты, такие как Л.Ф. Обухова и А.И. Савенков, подчёркивают, что стандарты обучения должны быть не только ориентированы на достижение академических результатов, но и учитывать личностное развитие ребёнка. Обухова, например, считает, что вступление в школьную жизнь — это испытание для многих детей, и задача ФГОС — смягчить эту трансформацию.
Согласно мнению профессора П.И. Пидкасистого, ФГОС НОО направлен на создание условий для личностного роста ребёнка. Он формулирует требования к образовательной среде, которые должны учитывать особенности каждого ребёнка, поддерживать их инициативность и самостоятельность. Это особенно важно для первоклассников, которые только начинают знакомство с новой социальной средой.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М. : Академия, 2002. — 208с.
2.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 2019. — 223 с.
3.Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова // Вопр. психологии. — (Психология и практика). — 2011. — № 4. — С. 42-50.
4.Беличева, С.А. Диагностика школьной дезадаптации / С.А. Беличева. М.: Сфера, 2015. – 360с
5.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2013. – 298 с.
6.Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е.Д. Басова // Воспитание школьников. - 2015. - № 8.- С. 48-54.
7.Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62
8.Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва; 2014г., 432 с.
9.Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Л.А. Венгер. — М. : Просвещение, 2012. – 289 с.
10.Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62
11.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] / Н.И. Гуткина // Психол. наука и образование. — (Ребенок на пороге школы). — 2010. — № 3. — С. 106-115.
12.Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения[Текст] : Санкт-Петербург : Питер, 2008 204 с./
13.Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 232 с
14.Кравцова, Е.Е., Кравцов Г.Г., Готовность к школе. Дошкольное воспитание / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - Москва, 2011. – № 7. – С. 81-84
15.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва, 2013.
16.Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – Москва: Знание, 2017. – С. 121.
17.Кулагина, И.Ю. Школьная дезадаптация и невротические реакции в начальных классах [Текст] / И.Ю. Кулагина // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2013. — № 9. — С. 20-28.
18.Кумарина, Г. Школьная дезадаптация : признаки и способы предупреждения [Текст] / Г. Кумарина // Нар.образование. — 2002. — №1. — С.111-122.
19. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] : учебник для студентов психолого-педагогических факультетов / В. С. Мухина ; Москов. психолого-социал. ин-т. — Москва. : Институт практической психологии, 2018. — 488 с. 49.
20.Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. : Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 2010.
21.Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация / А. А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с
22.Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 2006, с. 22-28.
23.Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире [Текст] / Л.И. Петрова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 335 с.
24.Савина, Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] / Н.Н. Савина // Наука и Шк. — (Вопросы психологии и воспитания). — 2010. — № 3. — С. 118-120.
25.Соловьева, Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 23-31.
26.Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации /Г. И. Симонова // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 36-39.
27.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 63.
28.Хрипкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам [Текст] : [монография] / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. — М. : Педагогика, 2012. — 240 с.
29.Цыба, Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-88
30.Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] : Программа адаптации детей к шк. жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — 2-е изд., испр. — М. : Генезис, 2003. — 128с.
31.31 /Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва, 2017г., 416 с.