Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Разработка и использование учебных карт является важной составляющей современного образовательного процесса. Учебные карты играют ключевую роль в визуализации географической информации, способствуют лучшему усвоению пространственных знаний и формированию картографической компетентности учащихся. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и широкого внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс, вопрос выбора эффективного программного обеспечения для создания учебных карт приобретает особую актуальность. Современные ГИС-пакеты, графические редакторы и картографические онлайн-сервисы открывают новые возможности для разработки высококачественных учебных карт, однако требуют детального анализа их функциональных возможностей, удобства использования и соответствия требованиям к учебным картографическим материалам.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе программного обеспечения, применимого для создания учебных карт, с целью выявления наиболее эффективных инструментов и технологий для их разработки. В работе будет проведена оценка возможностей различных картографических программ и сервисов для создания учебных карт разных типов, что позволит обосновать выбор оптимального программного обеспечения с учетом специфики учебной картографии.
Цель исследования – провести сравнительный анализ программного обеспечения, используемого для разработки учебных карт, и разработать авторскую учебную карту Кыргызстана с применением выбранного программного инструментария.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы разработки учебных карт.
2. Провести обзор программного обеспечения, применяемого для создания учебных карт.
3. Выполнить сравнительный анализ возможностей рассмотренных программ для целей разработки учебных карт по ключевым критериям.
4. Обосновать выбор программного обеспечения для создания авторской учебной карты Кыргызстана, разработать ее и оценить качество.
Объект исследования – процесс разработки учебных карт с использованием современных программных средств.
Предмет исследования – сравнительные характеристики программного обеспечения, применяемого для создания учебных картографических материалов.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения картографии, теории и методики обучения географии, а также общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В работе использованы специальные картографические методы, включая методы образно-знакового моделирования и сравнительно-географический анализ.
Обзор источников. Теоретические основы разработки учебных карт рассмотрены в работах отечественных ученых-картографов А.М. Берлянта, И.П. Заруцкой. Вопросы использования учебных карт в образовательном процессе освещены в трудах методистов-географов И.В. Душиной, В.П. Максаковского. Современные подходы к применению ГИС-технологий и геоинформационного картографирования в школьном географическом образовании рассмотрены в работах Г.Ю. Грюнберга, А.А. Лобжанидзе, Л.Ю. Матвеева.
Степень изученности темы. Теоретические и методические аспекты создания учебных карт достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Однако комплексный сравнительный анализ современного программного обеспечения, применяемого для разработки учебных картографических материалов, представлен фрагментарно. Большинство исследований фокусируются либо на возможностях отдельных ГИС-пакетов, либо на использовании картографических онлайн-сервисов в образовании. Таким образом, работа направлена на восполнение существующего пробела в систематизации и сравнении различных программных инструментов для создания учебных карт.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами-географами, методистами и другими специалистами в области школьного картографического образования для обоснованного выбора эффективного программного обеспечения при разработке учебных картографических материалов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ КАРТ
1.1. Понятие и виды учебных карт
Учебные карты представляют собой особый вид картографических произведений, предназначенных для использования в образовательном процессе. Они являются важным средством визуализации географической информации и играют ключевую роль в формировании пространственных представлений и картографических умений учащихся [4, с. 134; 7, с. 201].
Согласно определению, данному А.М. Берлянтом, учебная карта – это картографическое произведение, специально разработанное для применения в учебном процессе с целью обучения, воспитания и развития обучающихся [4, с. 134]. Учебные карты отличаются от других видов карт особой тематикой, содержанием, способом оформления и методикой использования в учебных целях.
По тематике учебные карты подразделяются на несколько основных видов [7, с. 202-203; 10, с. 65-66]:
- физические карты, отображающие природные особенности территории (рельеф, гидрографию, растительность и др.);
- политические карты, показывающие административно-территориальное деление, границы государств и их столицы [1, с. 2-3];
- экономические карты, характеризующие размещение и развитие различных отраслей хозяйства [2, с. 6; 3, с. 272];
- исторические карты, раскрывающие процессы и события прошлого;
- тематические карты, посвященные конкретным географическим объектам, явлениям или процессам.
Учебные карты различаются по масштабу, охвату территории (от локальных до глобальных), способу изготовления (рукотворные, печатные, электронные) и другим признакам.
В зависимости от масштабного ряда выделяют крупномасштабные (1:10 000 – 1:100 000), среднемасштабные (1:200 000 – 1:1 000 000) и мелкомасштабные (1:2 500 000 – 1:10 000 000) учебные карты [1, с. 2-3; 8, с. 6].
Использование учебных карт в школьном и вузовском географическом образовании имеет давние традиции. Они позволяют наглядно представить пространственные характеристики различных географических объектов и явлений, способствуют формированию у обучающихся картографической компетентности, развитию умений работать с картографическими материалами [10, с. 65-66; 14, с. 9-16; 17, с. 9-17].
Физические карты помогают изучать особенности рельефа, климата, природных ресурсов и других компонентов природной среды. Политические карты дают представление об административно-территориальном устройстве стран и регионов, расположении столиц и крупных городов. Экономические карты используются для характеристики размещения промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры [2, с. 18; 3, с. 272; 5, с. 135].
Таким образом, учебные карты являются незаменимым инструментом в арсенале средств обучения географии.
1.2. Требования к учебным картам
Учебные карты, как особый вид картографических произведений, должны отвечать ряду специфических требований, обусловленных их целевым назначением и особенностями использования в образовательном процессе.
Одним из ключевых требований к учебным картам является их научная достоверность и актуальность [4, с. 135; 7, с. 203]. Картографическая информация, отображаемая на учебных картах, должна быть точной, полной и соответствовать современному состоянию объекта картографирования, что особенно важно для политических и административных карт, где необходимо отображать актуальные границы государств, расположение столиц и крупных городов [1, с. 2-3].
Не менее значимым требованием является информативность учебных карт, то есть их способность в полной мере раскрывать содержание учебного материала по географии [7, с. 203-204]. Карта должна наглядно и доступно отображать основные географические объекты, явления и процессы, соответствующие программным требованиям и возрастным особенностям обучающихся. При этом содержание карты должно быть оптимальным, без перегрузки второстепенной информацией.
Важную роль играет также дидактическая направленность учебных карт, предполагающая их соответствие целям, задачам и содержанию учебного предмета [7, с. 204; 10, с. 66]. Карты должны быть разработаны с учетом методических особенностей преподавания географии, способствовать формированию у обучающихся картографических умений и навыков, а также географических представлений и понятий.
К учебным картам предъявляются требования наглядности, доступности и выразительности графического оформления [4, с. 135-136; 7, с. 204]. Карты должны быть хорошо читаемыми, с четкой и понятной системой условных знаков, понятной цветовой гаммой и шрифтовым оформлением. Важно, чтобы визуальное восприятие карты не вызывало затруднений у обучающихся.
Особое внимание уделяется также методическому сопровождению учебных карт. Они должны быть дополнены методическими рекомендациями по их использованию в учебном процессе, системой вопросов и заданий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся [7, с. 204-205; 10, с. 66].
Наконец, к учебным картам предъявляются требования технологичности и практичности [4, с. 136; 7, с. 205]. Они должны быть удобными в использовании, отличаться прочностью, долговечностью и возможностью многократного применения. Для электронных учебных карт важно, чтобы они были совместимы с различными программными средствами и устройствами.
Таким образом, соответствие учебных карт перечисленным требованиям обеспечивает их эффективное использование в образовательном процессе, способствует лучшему усвоению географических знаний и формированию картографической компетентности обучающихся.
1.3. Роль учебных карт в образовательном процессе
Учебные карты играют ключевую роль в географическом образовании, выступая в качестве важного средства визуализации пространственной информации и формирования картографической культуры обучающихся.
Одна из основных функций учебных карт заключается в наглядном представлении географических объектов, явлений и процессов [7, с. 201; 10, с. 65-66].
Карты позволяют обучающимся увидеть и осмыслить пространственные характеристики изучаемых географических объектов, их взаимосвязи и закономерности, способствуя более глубокому и прочному усвоению географических знаний.
Использование учебных карт в образовательном процессе также способствует развитию картографических умений и навыков обучающихся [7, с. 201-202; 10, с. 66].
Работа с картами предполагает формирование умений ориентироваться на местности, определять географические координаты, читать условные знаки, анализировать и интерпретировать картографическую информацию. Систематическое применение учебных карт помогает сформировать картографическую компетентность, необходимую для успешного изучения географии.
Учебные карты способствуют развитию пространственного мышления и воображения обучающихся [14, с. 9-16; 17, с. 9-17]. Работа с картографическими материалами позволяет учащимся представлять географические объекты в трехмерном измерении, устанавливать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Административно-территориальное деление (Кыргызская республика). – 1:2500000 // Атлас 9 класс. – Б.: «Новое знание», 2012. – С. 2-3.
2. Атлас. Экономическая география Кыргызской республики. 9 класс. С комплектом контурных карт. – Б.: «Новое знание», 2012. – 18 с.
3. Бараталиев О., Алымкулова Н. Экономическая и социальная география. 9класс. Б.: «Инсанат», 2012. – 272 с.
4. Берлянт, А.М. Картоведение: учебник для вузов / А.М. Берлянт. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
5. Джунушалиева К.К. Изучение географии Кыргызской Республики в школе (8-9 классы). – Бишкек, 2012. – 135 с.
6. Максаковский, В.П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
7. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общей редакцией Е. А. Таможней. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 321 с.
8. Тяжелая промышленность (Кыргызская республика). – 1:2500000// Атлас 9 класс. – Б.: «Новое знание», 2012. – С. 6.
9. Асанов, У. А. Создание многоотраслевой научной электронной энциклопедии Кыргызстана на базе программы StarDict / У. А. Асанов, У. Н. Бримкулов, К. З. Момуналиев // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2013. – № 4. – С. 18-25.
10. Бабушкина, А. А. Особенности применения картографических произведений на уроках географии / А. А. Бабушкина // Молодой ученый. – 2024. – № 8 (507). – С. 65-67.
11. Букова, А. А. Сравнительный анализ программных средств для организации командной работы в высшей школе / А. А. Букова // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 10-12.
12. ГИС. Обзор программного обеспечения / Н. М. Гришин, О. Н. Колбина, А. Д. Соловьева, С. Ю. Степанов // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. – 2014. – № 3(14). – С. 33-36.
13. Горячкин, Б. С. Сравнительный анализ средств разработки ментальных карт / Б. С. Горячкин, И. А. Наседкин // Наукосфера. – 2021. – № 5-2. – С. 126-133.
14. Дронов, В. П. Концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе / В. П. Дронов, А. А. Лобжанидзе, Д. Л. Лопатников // Наука и школа. – 2018. – № 3. – С. 9-16.
15. Жигулина, О. В. Использование геоинформационных систем на уроках географии / О. В. Жигулина, Э. А. Бочарникова // Молодой ученый. – 2014. – № 12 (71). – С. 255-257.
16. Зелинская, Г. А. Структурирование учебных материалов на основе понятийных карт / Г. А. Зелинская, М. М. Зелинский // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. – 2008. – Т. 5, № 5(43). – С. 43-47.
17. Лобжанидзе, А. А. Географическое образование как основа глобальноговзаимопонимания в современном мире / А. А. Лобжанидзе // Географическая среда и живые системы. – 2020. – № 2. – С. 9-17.
18. Лысенкова, А. М. Программное обеспечение для работы с растровой и векторной графикой / А. М. Лысенкова // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 88-93.
19. Маликова, З. Т. Создание гидрографической карты Кыргызстана / З. Т. Маликова, А. Шарабидин Кызы // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8, № 5. – С. 129-132.
20. Манкевич, Д. В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе / Д. В. Манкевич // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – № 11. – С. 86-90.
21. Молокина, Т. С. Современная интерактивная карта для учебных целей и ее место в классификации электронно-цифровых карт / Т. С. Молокина, А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. – Т. 1, № 2. – С. 37-40.
22. Обзор компьютерных средств по проектированию технологических карт урока / Ю. Е. Сахаров, Т. С. Зверева, А. А. Бородина, О. А. Наумова // Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 226-231.
23. Прима, А. М. Роль интеллектуальных карт в образовательном процессе / А. М. Прима // Омск: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования», 2022. – С. 59-62.
24. Усупова Н.С., Абдыраева Ж.Д. Педагогическое образование Киргизской Республики: современное состояние и основные проблемы// Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 5. – С. 107-112.
25. Филиппов, Н. И. Сравнительный анализ картографических сервисов Google Maps и Yandex Maps / Н. И. Филиппов, А. В. Лошаков // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 4-3(72). – С. 128-133.
26. Шарабайко, О. Г. Сравнительный анализ программного обеспечения для создания интерактивных электронных образовательных ресурсов / О. Г. Шарабайко, И. В. Шеститко // Теория и методика профессионального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 88-102.
27. Lyubimova A.V., Khromova N.Y. Comprehensive analysis of GIS package features for solving cartographic problems in the field of natural resource management. – 2020. – № 2. – Р. 11-19.
28. ArcGIS. Геоинформационные системы // DOCPLAYER, 2018. – URL: https://docplayer.ru/36395544-Arcgis-geoinformacionnyesistemy.html (дата обращения 06.03.2025).
29. QGIS – The Leading Open Source Desktop GIS // QGIS, 2018. – URL: https://qgis.org/ru/site/about/ (дата обращения 06.03.2025).
30. Административная карта Кыргызской Республики. 1:1000000 Бишкек, 2015. – URL: https://realcom.kg/pechatnaya-produktsiya (дата обращения 06.03.2025).
31. Возможности AutoCAD Map 3d – URL: http://www.autodesk.ru/products/autocad-map-3d/overview (дата обращения 06.03.2025).
32. ГИС INTEGRO // ГИС INTEGRO, 2019 – URL: http://www.gis-integro.ru/ (дата обращения 06.03.2025).
33. ГИС MapInfo Professional 12.0 – URL: http://www.estimap.ru/Програмноеобеспечение/PBMapInfo/MapInfoProfessional/tabid/48/Default.aspxа (дата обращения 06.03.2025).
34. Электронный атлас Кыргызской Республики. – URL: https://www.discoverkyrgyzstan.org/ru (дата обращения 06.03.2025).