Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В условиях глобализации и стандартизации культурных процессов проблема сохранения региональной идентичности приобретает особую значимость. Урал, как уникальный историко-культурный и промышленный регион, обладает богатым наследием, которое формирует основу локальной идентичности его жителей. Однако без системной работы по популяризации истории и культуры эти элементы могут утрачиваться. Исторические вузы и музеи Урала выступают ключевыми институтами, которые не только сохраняют память о прошлом, но и конструируют образ региона через образовательные программы, научные исследования и музейные проекты. Изучение их роли важно для понимания механизмов формирования идентичности и разработки стратегий её укрепления в современных условиях.
Цель исследования: Выявить и проанализировать роль исторических Вузовских музеев Урала в формировании уральской идентичности, а также определить пути оптимизации их деятельности в этом направлении.
Объект исследования: исторические вузовские музеи Урала.
Предмет исследования: Роль исторических вузовских музеев Урала в формировании уральской идентичности.
Задачи исследования
1. Определить сущностно-содержательную характеристику понятия «региональная идентичность» Урала;
2. Проанализировать влияние вузовских музеев Урала на формирование исторического сознания социума;
3. Рассмотреть музейные экспозиции истории Урала;
4. Выявить проблемы и перспективы развития институтов (вузов и музеев) в контексте сохранения региональной самобытности.
Глава 1. Исторические музеи Урала как феномен формирования региональной идентичности
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «региональная идентичность» Урала
В современном мире, где глобализация стирает культурные границы, сохранение региональной идентичности становится важным условием поддержания исторической памяти и духовной самобытности сообществ. Региональная идентичность — это сложный социально-культурный конструкт, отражающий связь человека с территорией через призму истории, традиций, ценностей и коллективных представлений. Для Урала, региона с многовековой историей, уникальным промышленным наследием и этнокультурным разнообразием, эта проблема приобретает особую значимость.
Уральская идентичность формируется под влиянием множества факторов: от природных ландшафтов (горы, реки, леса) до ключевых исторических событий (освоение рудных богатств, становление горнозаводской цивилизации, вклад в Победу в Великой Отечественной войне). Она вбирает в себя как наследие коренных народов (манси, башкиры, татары), так и культуру переселенцев, создавших здесь мощный индустриальный каркас. Важную роль в её конструировании играют исторические нарративы, транслируемые через образование, искусство и музейные практики.
В контексте данной работы ключевым аспектом является роль исторических вузовских музеев как институтов, которые не только сохраняют эти элементы, но и интерпретируют их, делая доступными для новых поколений. Понимание сущности феномена «региональной идентичности» позволяет выявить механизмы её формирования и оценить вклад музеев в этот процесс.
Понятие «идентичность» в научной литературе трактуется многогранно, отражая широкий спектр подходов. Одни исследователи акцентируют её как глубинное индивидуальное свойство — ядро личности (self), определяющее уникальность индивида. Другие рассматривают идентичность через призму коллективного феномена, подчеркивая устойчивое единство группы, основанное на общих признаках и тождестве её членов. В социально-политическом контексте идентичность выступает фундаментом деятельности, мотивированной не прагматичными интересами, а чувством принадлежности, становясь основой для действий, направленных на отстаивание общих ценностей. При этом ряд концепций трактует её как динамический продукт социальной активности — результат процессов коллективного самоосмысления, который формирует потенциал для совместных действий.
В этом многообразии трактовок региональная (территориальная) идентичность выделяется как особая категория, отличная от этнической. Её суть заключается в солидарности людей, объединенных проживанием на одной территории в настоящем или прошлом. Такая идентичность проявляется в самоотождествлении человека с конкретным местом — будь то регион, город или район — и служит основой для формирования устойчивых сообществ. Эти группы сплачиваются вокруг общих ценностей, демонстрируют сходные реакции на социальные изменения и готовность к коллективным действиям. Однако, по словам Л.В. Смирнягина, региональная идентичность обладает двойственным потенциалом: она может стать ресурсом для созидательных инициатив, направленных на развитие территории, или, напротив, инструментом деструктивной мобилизации, усугубляющей конфликты [27].
Региональная идентичность возникает вследствие глубоких процессов территориальной интеграции, проявляющихся через региональную специализацию и профилизацию. Формирование этой идентичности происходит разными путями и включает как объективные основания, так и субъективное восприятие.
Кульминационным этапом развития региональной идентичности становится формирование регионального самосознания. Этот процесс означает преобразование исторического пространства, изначально задаваемого извне — наблюдаемого независимо от восприятия самих участников событий, — в пространство, создаваемое самими участниками социальных взаимодействий. Е.В. Головнева считает, что это пространство наполняется особыми значениями, которые выражаются через культурные символы (например, социальные мифы о уникальных чертах местности, элементы традиций, приметы малой родины, дизайн среды), поддерживаются коллективной памятью, ценностями и нормами, формируются благодаря образам и особенностям быта (таким как одежда, питание, лексикон) [3].
Для больших регионов, включая Урал, региональная идентичность в основном формируется путем создания территориальной общности, развивающейся под влиянием длительного совместного проживания людей на одной территории. Этнологи определяют этот вид идентичности как «примордиалистскую» [21]. На Урале постепенно образуется сообщество с уникальными ценностями, которое представляет собой цельную общественную структуру, имеющую свою систему ценностей, разнообразные экономические отрасли и социальные роли. Этот процесс получил дополнительный импульс благодаря раннему становлению Урала как горнозаводского региона еще в XVIII веке.
Процесс региональной идентификации Урала существенно повлияло образование в XVIII веке местной горной администрации (Уральское горное управление) одновременно с развитием крупной горнометаллургической промышленности. В сферу компетенции этого управления входили предприятия, расположенные в Сибирской, Казанской и Оренбургской губерниях. Во второй и третьей четвертях XVIII века это учреждение ещё не было чисто уральским. Оно контролировало горнометаллургические хозяйства Западной и Восточной Сибири. Однако надрегиональный характер этого института нашёл отражение в его названиях, таких как "Канцелярия Главного правления Сибирских, Казанских и Оренбургских заводов". Тем не менее, уже в этот период создание территориально-отраслевой системы управления с центром в Екатеринбурге способствовало ускорению региональной консолидации Урала. Екатеринбург стал центром, который объединил Среднее и Южное Приуралье, а также Зауралье. Работа региональной системы управления горнозаводской промышленностью ускорила выделение Уральского горнопромышленного региона уже в XVIII веке, который окончательно приобрёл самостоятельный административно-территориальный статус во второй половине XIX века.
Урал оказался удачливым и в плане рефлексивной региональной идентификации, которая достигается через исследование литературных и визуальных источников различного характера — путеводителей, заметок путешественников, научных исследований фольклора, диалектов, этнографии, истории, художественных произведений и прочих видов искусства. Важно отметить, что "внешняя" конструкция образа региона, созданная, скажем, столичными учёными или писателями, столь же важна, как и "внутреннее" понимание значения места в стране и единства родного края местными жителями.
Одним из индикаторов процесса формирования региона и появления краевой идентичности стало включение территорий в схемы районирования, разработанные современниками. Например, известный географ, историк и экономист К.И. Арсеньев в своём главном труде "Начертание статистики Российского государства" (1818–1819 годы) выделил "Уральское пространство" как отдельный регион. Важный вклад в отечественную экономическую географию внёс выдающийся российский учёный Д.И. Менделеев. В состав выделенной им Восточной области вошли Вятская, Казанская, Уфимская, Оренбургская, Пермская и Самарская губернии. Экономическое будущее Восточной области Менделеев видел в благоприятном сочетании богатейших сырьевых ресурсов с развитой транспортной сетью (реки Волга и Кама) [21].
Исследование 2021 года позволило определить ключевые моменты А.Н. Махинин, М.С. Коваленко:
1. На основании анализа научной литературы сформулировано авторское определение региональной идентичности как формы социокультурной самоидентификации, выражающейся в совокупности локальных традиций и уникальных особенностей конкретной территории. К ним отнесены историко-культурное наследие, символические маркеры, социально-экономический уклад и природно-географическая специфика региона.
2. Выявлены базовые элементы, формирующие региональную идентичность:
o Образ региона – комплекс ментальных представлений о территории;
o Знаковые места – семиотически значимые объекты, несущие культурно-историческую нагрузку;
o Локальные нарративы – мифы, предания и исторические сюжеты, создающие коллективную память сообщества.
3. Создан диагностический инструментарий для оценки региональной идентичности (на примере Воронежской области), интегрирующий современные методологические подходы. Его отличительной чертой является многоаспектность: инструмент позволяет оценить идентификацию с регионом через призму когнитивного восприятия, эмоциональной вовлеченности, ценностной оценки и практической деятельности респондентов.
4. Применение методов математической статистики (факторный анализ, ранговый дисперсионный анализ) подтвердило соответствие опросника критериям валидности и надежности. Это обеспечивает возможность его использования в психолого-педагогических исследованиях для изучения динамики идентификационных процессов в региональном контексте [20].
Таким образом, мы видим, что региональный идентитет формируется поэтапно, выстраиваясь через административные практики, научные классификации, литературные опыты, повседневное осмысление и другие аспекты, стремящиеся отразить "естественные" процессы регионального структурирования, определения места и функций региона в экологическом, геоэкономическом, этносоциальном и иных контекстах. Региональная идентичность не является статичным явлением: можно говорить о её социальных, гендерных, локальных и других вариациях, а также о непрерывных исторических изменениях, отражающих новые обстоятельства и вызовы времени.
1.2. Влияние вузовских музеев на формирование исторического сознания и идентичности уральцев
Актуализация индустриального наследия через взаимодействие музеев и вузов выступает ключевым инструментом формирования исторической памяти и локальной идентичности молодежи Урала. Пример Нижнего Тагила, по словам И.Ю. Матвеевой, демонстрирует, как интеграция образовательных, музейных и просветительских практик позволяет вовлечь студентов в изучение объектов индустриальной культуры (заводы-музеи, индустриальные ландшафты, арт-проекты). Успешными формами работы стали учебные курсы («История и культура Урала», «Музееведение»), проекты типа «PRO Город», фотовыставки, квесты и конференции, объединяющие усилия вуза, музеев и архивов [18]. Однако сокращение гуманитарных дисциплин в учебных планах требует пересмотра подходов: усиления междисциплинарности, внедрения интерактивных методов (ИКТ, арт-инсталляции, велоквесты) и системного партнерства между институциями. Критически важным становится сохранение индустриального наследия не только как исторического свидетельства, но и как ресурса для развития территории. Для этого необходимо активнее использовать сохраняющиеся дисциплины («История», «Философия»), включая в их содержание краеведческие сюжеты, а также разрабатывать историко-педагогические методики, учитывающие возрастные и психологические особенности восприятия. Опыт Нижнего Тагила подтверждает, что эффективность работы зависит от систематичности, разнообразия форматов (выставки, фестивали, онлайн-проекты) и вовлеченности студентов в исследовательскую и волонтерскую деятельность [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алакшин А. Э. Научно-исследовательская работа в современном музее: концепция и практика (на примере деятельности государственного исторического музея Южного Урала) //Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2017. – №. 4 (14). – С. 7-9.
2. Ворошин С. Д. Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2017. – Т. 17. – №. 1. – С. 89-103.
3. Головнёва Е. В. Региональная идентичность: теоретические аспекты изучения //Уральский исторический вестник. – 2013. – №. 2. – С. 81-88.
4. Головнёва Е. В. Региональная идентичность: теоретические аспекты изучения //Уральский исторический вестник. – 2013. – №. 2. – С. 81-88.
5. Голомидова М. В., Дмитриева А. В. Отражение территориальной идентичности в топонимическом ландшафте малых городов Урала //Вопросы ономастики. 2023. Том 20.№ 2. – 2023. – Т. 20. – №. 2. – С. 144-173.
6. Грибан И. В., Сердюков А. А., Лыта С. В. Музей истории вуза как средство сохранения исторической памяти: из опыта Уральского государственного педагогического университета //Педагогическое образование в России. – 2018. – №. 12. – С. 11-17.
7. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи. Опыт мониторинговых исследований 90-х годов /Е. А. Гришина. — М., 2000.
8. Журавлева Л. А. и др. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики //Образование и право. – 2020. – №. 8. – С. 297-302.
9. Журавлева Л. А., Синько В. Н. Воспитательный потенциал виртуального музея университета //Теория и практика управления сельским хозяйством. – 2019. – С. 392-396.
10. Запарий В. В. Проблемы сохранения индустриального наследия в России и на Урале и государственные структуры //Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII—XXI вв. Т. 1.—Екатеринбург, 2014. – 2014.
11. Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования уральской идентичности в медиадискурсе Свердловской области //Политическая лингвистика. – 2019. – №. 2. – С. 119-131.
12. Казакова-Апкаримова Е. Ю. Идеология областничества как фактор формирования региональной идентичности (на примере Сибири и Урала) //Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – №. 12. – С. 46-52.
13. Казакова-Апкаримова Е. Ю. Идеология областничества как фактор формирования региональной идентичности (на примере Сибири и Урала) //Вестник Вятского государственного университета. – 2014. – №. 12. – С. 46-52.
14. Колпаков И. С. Музей истории университета как центр гуманитарного знания: из опыта интеграции экспонатов художественного отдела музея истории ПГУ в систему гуманитарного образования Прикамья //Фундаментальные исследования. – 2005. – №. 2. – С. 132-134.
15. Кряжевских М. Ю., Кардапольцева В. Н. Миссия музея как результат профессиональной саморефлексии //Вестник культуры и искусств. – 2020. – №. 1 (61). – С. 38-44.
16. Кузнецова Н.С., Рыжкова О.В. Популяризация творчества современных художников в пространстве музея вуза // Грибушинские чтения – 2011. На стыке традиций, эпох, континентов. Кунгур, 2011. С. 438–440.
17. Лахтионова Е. С. Уральский федеральный университет как центр российского движения за сохранение индустриального наследия / Е. С. Лахтионова // Индустриальное развитие региона и мира: история и современность: сборник материалов Всероссийской научной конференции, 19-20 октября 2018 г., Екатеринбург, УрФУ. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. — С. 51 – 57.
18. Матвеева И. Ю., Рыжкова О. В. МУЗЕЙ И ВУЗ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА //Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+. – 2020. – С. 133-142.
19. Матвеева Л. Д. и др. Проблемы музеефикации индустриального наследия Южного Урала //Сервис plus. – 2018. – Т. 12. – №. 2. – С. 24-35.
20. Махинин А. Н., Коваленко М. С. Региональная идентичность как вид социокультурной идентичности: проблемы описания и диагностики //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – №. 3 (59). – С. 532-542.
21. Побережников И. В. Уральская региональная идентичность: у истоков формирования //Десятые Татищевские чтения.—Екатеринбург, 2013. – 2013. – С. 140-145.
22. Побережников И. В. Уральская региональная идентичность: у истоков формирования //Десятые Татищевские чтения.—Екатеринбург, 2013. – 2013. – С. 140-145.
23. Просвирнина О. И. Формирование региональной идентичности как приоритетная задача музея конца XX века (на примере деятельности музеев Челябинской области). – 2023.
24. Разумов Р. В., Горяев С. О. Трансляция региональной идентичности в урбанонимии российских городов: современное состояние //Вопросы ономастики. 2020. Том 17.№ 2. – 2020. – С. 201-219.
25. Рыжкова О. В. Историко-культурное наследие Урала в контексте высшего профессионального образования //Десятые Татищевские чтения.—Екатеринбург, 2013. – 2013. – С. 443-446.
26. Рыжкова О.В. Формирование городской идентичности как составляющая учебно-воспитательной деятельности педагогического вуза // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: социальные трансформации и историческая память: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 22 ноября 2019 г. / отв. ред. Н. Ю. Мочалова. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2019.– С. 149–153.
27. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности //Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. – 2007. – №. 17. – С. 21-49.
28. Шилкова Т. В., Ефимова Н. В., Соколова Т. Л. Роль анатомического музея в образовательной деятельности ВУЗа //Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9. – №. 2 (31). – С. 300-307.