Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Культура досуга 5
1.1. Понятие досуга и его роль в социальной и культурной жизни 5
1.2. Барный досуг как социально-культурное явление 8
Глава 2. Культурно-досуговые мероприятия барах и пабах 13
2.1. Разнообразие культурных форм досуга в барах 13
2.2. Анализ культурно-досуговых мероприятий в барах Екатеринбурга 15
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Досуг неоднозначно рассматривается в научной литературе, поскольку имеет несколько значений, в зависимости от того, с точки зрения какой науки он рассматривается.
Согласно социологической точке зрения, под досугом следует понимать долю всего объема времени, которое проживает человек, которая характеризуется отсутствием трудовой и бытовой занятости, т.е. фактически это свободное время, которое человек может организовывать на свое усмотрение .
С культурологической точки зрения, под досугом понимается комплекс мероприятий, направленных на организацию полезного время препровождения человека в свободное время .
Именно культурологическая точка зрения интересует нас в рамках проводимого исследования, поэтому важно рассмотреть также понятие досуговых программ, под которыми понимается определенное направление деятельности социально-культурного или иного учреждения, которое состоит в формировании специальной тематической или универсальной программы, которая необходима для привлечения населения к полезным или развивающим видам деятельности .
Организация досуга населения – очень важная задача для государства, поскольку люди, досуг которых не организован, склонны к осуществлению деструктивных видов деятельности, поскольку у них возникает скука и нежелание использовать собственные ресурсы для развития своего потенциала в различных направлениях деятельности .
Рассмотрим основные виды досуга, которые описаны в научной литературе .
Первая группа видов досуга связана с тем, что человек должен восстанавливать свои силы. Это могут быть различные активные виды деятельности, прогулки и т.д.
Ко второй группе относятся различные мероприятия, связанные с интеллектуальным развитием и формированием ценноситей духовного плана (театры, телевидение, музеи и т.д.).
Творческая и научная деятельность относятся к третьей группе видов досуга, в частности, это все те виды деятельности, которая лают всестороннее развитие личности человека.
Четвертая группа – виды деятельности, связанные с социальным взаимодействием. Это могут быть студии, клубы, посещение различных мессовых мероприятия с живым общением с другими участниками.
К пятой группе видов досуга исследователи относят конкретную деятельность творческого характера, в частности, конкурсную, походную, клубную и т.д.
Виды досуга распределяются исследователями по тематическим группам, формирование которых основано на направленности досуговой деятельности, которая организуется для людей.
Рассмотрим основные аспекты роли досуга в социальной жизни .
1. Профилактика социальных конфликтов, снижение уровня общественного напряжения.
2. Обеспечение свзяи поколений и общественного согласия.
3. Предоставление возможности получения радости каждым человеком.
4. Возможность решать социальные и семейные проблемы.
5. Исключение из общественной жизни явных и скрытых источников социального напряжения.
Для каждого человека досуг имеет очень важное значение, при чем эта часть жизни решает ряд существенных проблем, с которыми сталкивается личность на протяжении своей жизни. Досуг может стать объединяющим фактором – как для больших, так и для малых социальных групп, он обеспечивает эффективную и конструктивную коммуникацию и помогает удовлетворить как социальные, так и духовные потребности, что очень важно для формирования и развития здоровой личности в благополучном обществе .
Помимо социальной значимости, досуг имеет очень важное значение и для культурной жизни, которое также многоаспектно и довольно подробно описывается в научной литературе.
Рассмотрим основные аспекты роли досуга в культурной жизни .
1. Формирование и распространение ценностей духовного характера.
2. Обеспечение идентичности членов общества.
3. Развитие нравственных идеалов и духовной культуры.
Культурная функция досуга фактически заключается в духовном и эстетическом развитии общества, ведь многие формы досуговой деятельности напрямую связаны с искусством и формированием художественного вкуса. Формирование духовных ценностей может осуществляться в рамках совместной творческой деятельности, а также коллективного участия в интерактивных формах досуговой деятельности, которые предлагаются в различных учреждениях СКД .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что досуг как термин является междисцплинарным явлением, которое, помимо социологии и культурологи, может изучаться в рамках таких научно-практических областей как психология, право, теория и практика массовой коммуникации, искусствоведение, регионоведение, религиоведение и богословская наука и т.д. .
Очень важное значение досуговая деятельность имеет для городской культуры, поскольку каждый житель города старается проводить свое свободное время в соответствии с собственными интересами потребностями, которых у горожанина намного больше, с эстестической точки зрения, нежели у жителей сел и деревень.
В каждом городе должна быть организована локальная система досуговой деятельности, которая должна формироваться посредством выявления интересов и потребностей разных социальных групп и закрпляться в нормативных актах муниципального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, О. В., Савченко, А.Н. Качество городской среды: вопросы организации и социализации общественного пространства / О.В. Артемова, А.Н. Савченко // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2021. – № 2(41). – С. 73–86.
2. Бабосова, Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность [Электронный ресурс] / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2012. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-faktor-vklyuchennosti-molodezhi-v-sotsiokulturnuyu-deyatelnost (дата обращения: 03.03.2025).
3. Беденко, Д.М., Зеленова, Г.В. Аспекты досуга и отдыха в деятельности предприятий общественного питания [Электронный ресурс] // Материалы VIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2016. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028472?ysclid=m7sqiv0s85643425374 (дата обращения: 03.03.2025).
4. Гутыра, В.И. Идентичность современной городской молодежи (на примере столичного и провинциального города) / В.И. Гутыра // Вестник ОмГУ. – 2015. – №1 (75). – С. 160–165.
5. Евсевский, Ф. Библия бармена / Ф. Евсевский. – М.: Евробукс, 2016. – 417 c.
6. Етеревская, И.Н., Петрова, Л.С. Особенности социально-пространственной трансформации открытых общественных пространств современного российского города / И.Н. Етеревская, Л.С. Петрова // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2018. – № 52(71). – С. 175–187.
7. Жиляева, А.А. Досуг как неотъемлемая часть жизни современной молодежи / А.А. Жиляева // Молодой ученый. – 2021. – № 5 (347). – С. 109–110.
8. Загирова, М.С., Абасова, З.У. Современные форматы предприятий общественного питания / М.С. Загирова, З.У. Абасова // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 237–239.
9. Захарова, Е.Е. Общественные пространства как факторы социокультурного развития локальных территорий / Е.Е. Захарова // Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 2(50). – С. 122–127.
10. Ионова, О.В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи [Электронный ресурс] / О.В. Ионова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2016. – № 2 (38). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-dosugovoy-sfery-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 03.03.2025).
11. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социальнокультурной сфере [Электронный ресурс] / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-v-sotsialno-kulturnoy-sfere?ysclid=m7srvcl54v805382407 (дата обращения: 03.03.2025).
12. Капков, С.А. Эволюция общественных городских пространств / С.А. Капков // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2020. – № 1(33). – С. 77–84.
13. Кемерова, Т.А. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.А. Кемерова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 103 с.
14. Лайпанова, З.М., Кубанова, Ф.А. Классификация системы общественного питания [Электронный ресурс] / З.М. Лайпанова, Ф.А. Кубанова // Столыпинский вестник. – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sistemy-obschestvennogo-pitaniya?ysclid=m7st08yvbf630141524 (дата обращения: 03.03.2025).
15. Либерова, М.С. Досуговые предпочтения молодежи [Электронный ресурс] / М.С. Либерова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovye-predpochteniya-molodezhi (дата обращения: 03.03.2025).
16. Литвинов, А.В. Общая характеристика деятельности предприятий по предоставлению услуг общественного питания [Электронный ресурс] / А.В. Литвинов // Материалы XI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018012680?ysclid=m7st58d246423096178 (дата обращения: 03.03.2025).
17. Любецкая ,Т.Р. Барное дело: учебник / Т.Р. Любецкая. – М.: Дашков и К, 2018. – 180 с.
18. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения: учеб. Пособие / Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина, 1995. – 190 с.
19. Милковский, А.В. Барное дело: учебное пособие / А.В. Милковский. – Киев: Кондор, 2015. – 30 с.
20. Население Екатеринбурга [Электронный ресурс] // BDEX. – 2025. – Режим доступа: https://bdex.ru/naselenie/sverdlovskaya-oblast/ekaterinburg/?ysclid=m7sm7cm4ma934089307 (дата обращения: 03.03.2025).
21. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 456 с.
22. Опыт. Официальная группа [Электронный ресурс] // Вконтакте. Социальная сеть. – Режим доступа: https://vk.com/expbar?ysclid=m7smtpttlp605370178 (дата обращения: 03.03.2025).
23. Полякова, Н.В., Поляков, В.В., Залешин, В.Е. Развитие общественного и публичного пространства города и урбанистический дискурс / Н.В. Полякова, В.В. Поляков, В.Е. Залешин // Вопросы теории и практики журналистики. – 2020. – Т. 9. № 2. – С. 363–378.
24. Рестораны Екатеринбурга с шоу-программой [Электронный ресурс] // Restoclub. – 2025. – Режим доступа: https://www.restoclub.ru/ekb/search/restorany-ekb-s-shou-programmoj# (дата обращения: 03.03.2025).
25. Соломонова, Л.В. Особенности осуществления проектирования предприятий общественного питания / Л.В. Соломонова // Молодой ученый. – 2011. – № 11 (34). – С. 161–164.
26. Социология бара [Электронный ресурс] // Comlexbar. – 2021. – Режим доступа: https://complexbar.ru/blog/stati/sotsiologiya-bara/ (дата обращения: 03.03.2025).
27. Филоненко, К.И. Включенное наблюдение за барной стойкой: ценности и практики потребления крафтового пива / К.И. Филоненко // Фольклор и антропология города. – 2019. – № 3–4. – С. 257–267.
28. Хомякова, К.Л. Особенности городских общественных пространств в условиях глобализации / К.Л. Хомякова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2020. – Т. 26. № 4. – С. 232–246.
29. Штомпель, Л.А. Делокализация публичных пространств современного города: культурологический анализ / Л.А. Штомпель // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 6(86). – С. 10–16.
30. Гончар, Л.О. Функціональне спрямування культурно-розважальної діяльності вітчизняних ресторанів // Вісник Маріупольського державного університету. Серія: Філософія, культурологія, соціологія. – 2015. – Вип. 9. – С. 45–52.