Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста является одной из основных задач современного образовательного процесса. Самостоятельность способствует лучшей адаптации ребенка к окружающему миру, развитию навыков самообслуживания и формированию ответственного отношения к своим обязанностям. В условиях быстро меняющегося мира, где способность быстро принимать решения и действовать самостоятельно становится важным качеством, необходимость в воспитании самостоятельности приобретает особую актуальность.
Организация дежурств в детском саду является эффективным способом вовлечения детей в трудовую деятельность, что помогает развивать у них чувство ответственности, аккуратности и дисциплины. Выполняя простые, но значимые задачи, дети учатся планировать свое время, взаимодействовать с окружающими и осознавать важность своего вклада в общее дело. Таким образом, изучение методов и форм организации дежурств для дошкольников актуально как с точки зрения педагогической практики, так и с позиции подготовки детей к будущей социальной и учебной деятельности.
Современные исследования показывают, что успешная адаптация детей к школьному обучению во многом зависит от уровня их самостоятельности и способности работать в команде. Организация дежурств предоставляет детям возможность развивать эти важные навыки в безопасной и контролируемой обстановке, что делает данную тему значимой и востребованной в контексте дошкольного образования.
Проблема воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста получила значительное освещение в психолого-педагогической литературе. Работы таких исследователей, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский и др., заложили фундаментальные основы понимания роли труда и коллектива в воспитательном процессе. Эти учёные подчеркивали важность включения детей в трудовую деятельность для формирования у них чувства ответственности, инициативы и самодисциплины.
В современных исследованиях проблема самостоятельного поведения рассматривается с учетом новых социокультурных условий и требований общества. Педагоги и психологи, такие как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, С.Н. Николаева, активно разрабатывают методики, направленные на повышение уровня самостоятельности у дошкольников через включение их в разнообразные виды деятельности, включая трудовые обязанности.
Однако, несмотря на значительные достижения в изучении вопросов трудового воспитания, организация дежурств как одного из способов воспитания самостоятельности остается недостаточно разработанной областью. В частности, существуют пробелы в систематическом подходе к разработке методик, учитывающих возрастные особенности детей, их индивидуальные способности и интересы. Необходимость дальнейшего изучения и разработки эффективных методов организации дежурств для воспитания самостоятельности у дошкольников подчеркивает актуальность и новизну данной темы.
Цель: Исследовать, как организация дежурств способствует развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста, и разработать планы занятий для повышения эффективности этого процесса.
Задачи:
1. Провести анализ существующей психолого-педагогической литературы по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Описать методические основы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
3. Разработать планы занятий для развития трудового воспитания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста через организацию дежурств.
Предмет исследования: Методы и формы организации дежурств, направленные на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста
Первоочередной задачей общества в сфере воспитания и образования является нравственно-трудовое воспитание подрастающего поколения. Это обусловлено потребностью формирования у детей почтения к труду во всех его проявлениях, как к деятельности человека, так и к природному миру, их окружающему. Именно такой подход способствует развитию у ребенка тяги к труду, осознанного подхода к процессу обучения и стремления к продуктивной деятельности. В дальнейшем эти качества сформируют его жизненную позицию, укрепят чувство собственного достоинства и определят его ценность для общества.
Трудовое воспитание подразумевает целенаправленное вовлечение детей в разнообразные виды общественно полезной деятельности, организованные с педагогической точки зрения. Его цель – передать им первоначальный производственный опыт, практические трудовые навыки и умения, а также стимулировать развитие креативного мышления, трудолюбия и осознания себя частью рабочего коллектива.
В дошкольных учреждениях трудовое воспитание играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, знакомя его с трудовой деятельностью взрослых и вовлекая в доступные виды труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет труд как совокупность следующих элементов: уважение к собственным усилиям, работе окружающих и результатам, которые она приносит; положительное восприятие разнообразных видов трудовой и созидательной деятельности; проявление творческого подхода и умение независимо раскрываться в различных формах работы и творчества.
Дошкольное трудовое воспитание должно быть построено таким образом, чтобы дети понимали важность и необходимость труда для личного развития и для общего блага. Важным фактором раскрытия творческого потенциала и талантов является положительное отношение к труду и получение удовольствия от работы.
Участвуя в трудовой деятельности, ребенок дошкольного возраста переосмысливает свое место в мире и меняет представление о себе. Достижения в труде существенно влияют на самооценку, что, в свою очередь, укрепляет положение ребенка в коллективе детского сада.
Трудовая активность способствует развитию не только физической силы у детей, но и стимулирует их интеллектуальные возможности. Ключевым моментом является помощь ребенку в осознании важности и ценности его вклада для общества. Необходимо формировать у него мотивацию к работе и любопытство к разным видам деятельности, а также поощрять участие в коллективном труде [8].
Главная роль труда в развитии личности состоит в том, что он ведет от осознания собственной ценности к пониманию себя. В процессе работы дети обретают разнообразные способности, практические навыки и умения. Трудовая деятельность стимулирует формирование новых моделей мышления.
Совместная работа позволяет ребенку освоить искусство взаимодействия, коммуникации и кооперации, что значительно улучшает его социальную адаптацию. Поэтому труд занимает существенное место в образовательном процессе [23].
Д.Б. Эльконин полагал, что в период дошкольного детства устанавливается особая взаимосвязь между вещами и системой социальных связей.
То есть, ребенок начинает видеть не просто отдельные предметы, но и их значение в контексте человеческих взаимоотношений. Эта стадия развития характеризуется интеграцией понимания предметного мира и осознанием социальных норм.
Формируется понимание того, как предметы используются в общении, игре, взаимодействии между людьми, что приводит к новому взгляду на окружающую реальность [6].
Деятельность, связанную с трудом в дошкольном периоде, обычно классифицируют по четырем основным направлениям:
Во-первых, это навыки самообслуживания, направленные на самостоятельное выполнение повседневных задач.
Во-вторых, хозяйственно-бытовая деятельность, включающая помощь в поддержании порядка и чистоты в окружающей среде.
В-третьих, труд, связанный с взаимодействием с природой, такой как уход за растениями или животными.
В-четвертых, ручная и художественная деятельность, включающая в себя различные виды творчества и рукоделия [16].
Самостоятельный уход за собой охватывает действия по личной гигиене, такие как одевание, употребление пищи и выполнение гигиенических процедур. Степень осознанности и тщательности выполнения этих действий индивидуальна для каждого ребенка, что делает развитие навыков самостоятельности важным на протяжении всего периода дошкольного детства.
В область самостоятельной деятельности дошкольников также входит проявление заботы о себе, поддержание порядка, например, приведение в порядок постели и подготовка места для занятий творчеством, а также уборка игрушек и расстановка книг [11].
Второй тип деятельности, доступный детям для изучения, - это труд, связанный с хозяйственно-бытовым трудом. Он охватывает такие занятия, как мытье посуды, приведение в порядок комнат и другие похожие обязанности.
В отличие от труда по самообслуживанию, который в первую очередь ориентирован на удовлетворение собственных нужд, домашний труд носит общественно полезный характер. Ребята приучаются организовывать и сохранять чистоту и порядок вокруг себя [25].
Уход за окружающей средой представляет собой специфическую форму трудовой деятельности. Она включает в себя культивирование огородных культур, уход за флорой и фауной, поддержание чистоты аквариумов, ландшафтный дизайн и другие аналогичные действия. Этот вид занятости благоприятно влияет на становление трудовых компетенций, развитие моральных принципов и является фундаментом экологического сознания.
Работа с природными объектами обладает особыми свойствами. Она содействует не только развитию трудовых навыков, но и нравственному, эстетическому, интеллектуальному и физическому росту. В свою очередь, ручной и декоративно-прикладной труд ориентирован на удовлетворение эстетических запросов. В процессе этой деятельности создаются изделия из природных материалов, бумаги, картона, ткани и древесины. Это стимулирует воображение и креативность, укрепляет мелкую моторику, формирует такие качества, как усидчивость и целеустремленность, и обучает завершению начатого. В дошкольных учреждениях декоративное творчество представлено двумя направлениями: создание поделок и украшение помещений к торжествам, оформление экспозиций и т.п. [17; 12].
Ключевая задача нравственно-трудового воспитания дошкольников – это становление должного восприятия работы. Эффективное достижение этой цели возможно лишь при условии принятия во внимание отличий трудовой деятельности от игры и прочих занятий, а также возрастных особенностей ребенка.
Следовательно, трудовое воспитание – это систематическая, совместная работа педагога и воспитанников, ориентированная на формирование сознательного подхода к труду и его итогам, развитие универсальных трудовых умений и заинтересованности в трудовой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева, Е. Л. Организация дежурств в детском саду: методические рекомендации / Е. Л. Агаева, Л. В. Романова. – Москва: Детство-Пресс, 2020. – 80 с.
2. Алексеева, В. В. Формирование трудовых навыков у дошкольников через организацию дежурств / В. В. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, инновации, перспективы. – 2021. – № 3. – С. 34-38.
3. Волкова, И. С. Организация дежурств в уголке природы как средство экологического воспитания дошкольников / И. С. Волкова // Экологическое образование в современном мире. – 2023. – № 2. – С. 12-17.
4. Гришаева С. А., Колосова О. А. Социально-психологические предпосылки формирования самостоятельности молодежи // Вестник ГУУ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-predposylki-formirovaniya-samostoyatelnosti-molodezhi (дата обращения: 23.02.2025).
5. Егорова, О. В. Методика организации дежурств в столовой в дошкольном учреждении / О. В. Егорова // Педагогический поиск. – 2020. – № 4. – С. 67-72.
6. Зубова Э.Н. «Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности»
7. Иванова, С. П. Организация дежурств по занятиям как элемент развития самостоятельности у дошкольников / С. П. Иванова // Дошкольная педагогика. – 2022. – № 5. – С. 23-28.
8. Кирсанова У. В. Труд как рычаг в становлении личности ребенка // Проблемы Науки. 2015. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trud-kak-rychag-v-stanovlenii-lichnosti-rebenka (дата обращения: 23.02.2025).
9. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-proyavleniya-doshkolnikami-initsiativy-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.02.2025).
10. Козлова, М. А. Трудовое воспитание в детском саду: организация дежурств / М. А. Козлова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2023. – 96 с.
11. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. :Академия, 2020 – 416 с.
12. Коптева Т. Е., Ежкова Н. С. Ручной художественный труд как средство развития детей дошкольного возраста // Символ науки. 2024. №2-2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ruchnoy-hudozhestvennyy-trud-kak-sredstvo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.02.2025).
13. Лебедева, Н. И. Организация дежурств в разных видах деятельности дошкольников / Н. И. Лебедева // Теория и практика дошкольного образования. – 2021. – № 2. – С. 56-61.
14. Макарова, И. П. Методика организации дежурств в уголке природы для детей дошкольного возраста / И. П. Макарова // Начальная школа плюс До и После. – 2022. – № 8. – С. 34-39.
15. Микерина A. С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-problemy-formirovaniya-samostoyatelnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.02.2025).
16. Мустафаева Р. Р. Виды и формы трудового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Форум молодых ученых. 2017. №5 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-trudovogo-vospitaniya-detey-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 23.02.2025).
17. Пантелеева Н. Г., Кобелева О. В., Третьяков А. Л. Педагогическое сопровождение трудовой деятельности дошкольников на природе // Московский педагогический журнал. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-trudovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-na-prirode (дата обращения: 23.02.2025).
18. Петрова, А. С. Дежурства как средство развития трудолюбия у детей дошкольного возраста / А. С. Петрова // Педагогическое мастерство. – 2023. – № 1. – С. 78-83.
19. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д.В. Сергеева. - Москва, 2021. – 45 с.
20. Силяева, М. А. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства / М. А. Силяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46054/ (дата обращения: 23.02.2025).
21. Тихонова, Л. В. Дежурство как средство формирования положительных взаимоотношений в группе детского сада / Л. В. Тихонова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2022. – № 4. – С. 90-95.
22. Федорова, Е. А. Организация дежурств в дошкольной образовательной организации / Е. А. Федорова // Современное образование: актуальные вопросы и перспективы развития. – 2023. – С. 45-50.
23. Черненко Ю. В., Амангелди кызы Р. Сущность трудового воспитания ребенка в современных условиях // НИР/S&R. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-trudovogo-vospitaniya-rebenka-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 23.02.2025).
24. Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 43–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28689 (дата обращения: 23.02.2025)
25. Шершнева Е. И., Тимонова Л. М. Формы и методы трудового воспитания дошкольников // Интерактивная наука. 2022. №8 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-trudovogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 23.02.2025).
26. Шинкарёва Н. А., Амосова Е. Л. Особенности и организационо-педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-organizatsiono-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-samostoyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.02.2025).