Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. С древних времен семья считается одной из ключевых ячеек общества, представляя собой уникальную социальную среду с собственными правилами и нормами поведения. В семье ребенок впервые сталкивается с процессом социализации, находит примеры для подражания и наблюдает реакции на свои действия. То, что он увидит в семейной обстановке, останется с ним на всю жизнь. Воспитание, которое он получит, вероятно, будет передано им своим детям в будущем. Это подчеркивает значимость качественного воспитания личности ребенка, так как именно в детстве он формирует свой первый «багаж знаний» о мире вокруг.
Школьный возраст является одним из наиболее важных периодов для формирования личности, когда семейная атмосфера и опыт, получаемый в семье, играют ключевую роль в развитии ребенка. Этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому важно внимательно следить за всем, что происходит в семье в этот период.
Детство — это ключевой этап в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период формируются основы личности, которые впоследствии определяют характер и мировосприятие. На развитие личности влияют различные факторы, такие как детский сад, школа и окружение, однако ничто не может заменить влияние семейного воспитания.
Многочисленные исследования психологов и педагогов со всего мира подтверждают значимость семейного воспитания, так как именно семья способна воспитать полноценную личность. В большинстве случаев именно от семейного воспитания зависит дальнейшая жизнь ребенка, его характер и поступки. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в формировании человека.
Не случайно существуют различные программы, которые сосредотачиваются на воспитании самих родителей, ведь именно они служат примером для своих детей. Кроме таких программ, имеются и другие, которые направлены на помощь детям, чьи родители либо не справляются со своими обязанностями, либо вовсе не выполняют их.
Степень разработанности проблемы. Вопросы семьи и семейного воспитания беспокоили людей с древнейших времен. Проблемы формирования личности обсуждались в трудах великих мыслителей прошлого, таких как Платон и Аристотель, которые уделяли значительное внимание развитию личности.
Тем не менее, тема воспитания остается актуальной и продолжает активно исследоваться в наше время. Среди наиболее значимых ученых, внесших значительный вклад в изучение воспитания, можно отметить Л. И. Божовича, С. Л. Рубинштейна, Б. Д. Эльконина и многих других. Хотя они занимались множеством различных вопросов, их работы существенно обогатили науку о воспитании.
Хотя воспитание начало изучаться еще в древности, сегодня мы все еще не знаем о нем многого. Существует множество вопросов, над которыми трудятся современные исследователи этого процесса, а также специалисты из различных областей науки.
Объект исследования – процесс воспитания личности учащегося.
Предмет исследования – роль воспитания в семье как условие формирования личности учащегося.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о наличии связи между стилем семейного воспитания и успеваемостью учащихся в школе.
Цель исследования – изучить особенности воспитания в семье, как основу формирования личности учащихся.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты семейного воспитания учащихся;
- проанализировать сущность семейного воспитания;
- исследовать семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема;
- выявить психолого-педагогические особенности учащихся;
- провести экспериментальное исследование.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психологической, социологической и педагогической литературы, касающейся воспитания детей в семье и формирования их личности.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания учащихся
1.1. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема
Семья является одним из ключевых механизмов, способствующих взаимодействию между личностью и обществом, а также интеграции и определению приоритетов их интересов и потребностей. Она формирует у человека представления о жизненных целях и ценностях, о необходимых знаниях и правильном поведении. Наставления родителей, их пример, обстановка в доме и семейная атмосфера формируют у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Значимость семьи как воспитательного института объясняется тем, что именно в ней ребенок проводит наиболее важный период своей жизни. По силе и продолжительности воздействия на личность ни один другой институт воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность [5].
В настоящее время множество наук, таких как экономика, право, социология, демография, психология и педагогика, занимаются изучением проблем семьи. Каждая из этих дисциплин, исходя из своего предмета, акцентирует внимание на различных аспектах функционирования и развития семейных отношений. Педагогика, в частности, анализирует воспитательную роль семьи в современном обществе, рассматривая цели и средства воспитания, права и обязанности родителей, а также их взаимодействие со школами и другими детскими учреждениями. Она также выявляет резервы и недостатки семейного воспитания и предлагает пути их преодоления [11].
Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, созданную для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого из её членов. Она формирует у человека представление о доме не только как о физическом пространстве, но и как о месте, где царят любовь, понимание и защита.
Семья является ключевым институтом социализации для подрастающих поколений. Она представляет собой уникальную среду для жизни и развития детей и подростков, качество которой зависит от различных характеристик конкретной семьи. К таким характеристикам относятся:
демографический – структура семьи (большая, включающая других родственников, или состоящая только из родителей и детей; полная или неполная; однодетная, малодетная или многодетная);
социально-культурный – уровень образования родителей и их активность в общественной жизни;
социально-экономический – имущественное положение и занятость родителей;
технико-гигиенический – условия проживания, оснащенность жилья и особенности образа жизни.
Семейное воспитание представляет собой целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении к личному достоинству и чести ребенка. Оно включает в себя психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей ребенка и в соответствии с ценностями семьи и общества [14].
Семейное воспитание представляет собой сложную и многогранную систему, которая формируется в рамках конкретной семьи с участием родителей и родственников. На этот процесс оказывают влияние такие факторы, как наследственность, биологическое здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическое положение, социальный статус, образ жизни, количество членов семьи, место проживания и отношение к ребенку. Все эти аспекты взаимосвязаны и в каждом случае проявляются по-разному.
Основной целью семейного воспитания является развитие личностных качеств, которые помогут детям успешно адаптироваться к взрослой жизни и преодолевать трудности и преграды, возникающие на их жизненном пути.
Задачи семейного воспитания заключаются в создании оптимальных условий для роста и развития ребенка, передаче опыта формирования и сохранения семьи, воспитания детей и уважительного отношения к старшим. Также важно обучить детей полезным практическим навыкам, которые помогут им в самообслуживании и поддержке близких.
Содержание семейного воспитания охватывает различные аспекты, включая умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и другие направления [7].
Особое внимание в семейном воспитании уделяется нравственному воспитанию, которое включает в себя формирование таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимательность, милосердие, честность и трудолюбие.
Семья и школа являются двумя основными и равноправными участниками процесса социализации личности в детском и подростковом возрасте. Педагогическое воздействие может быть направлено не только на детей, но и на взрослых членов семьи, а также на семью в целом как на коллектив. Работа педагогических коллективов с семьями включает три ключевых аспекта педагогической поддержки: образовательный, психологический и посреднический, которые тесно взаимосвязаны [6].
Образовательный аспект охватывает два направления: помощь семьям в обучении и воспитании детей. Поддержка в обучении направлена на предотвращение проблем, возникающих в семье, и на формирование педагогической культуры родителей. Деятельность педагогических коллективов включает просвещение родителей по различным вопросам семейного воспитания:
• педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
• значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;
• взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
• воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
• на психику ребенка;
• поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
• трудовое воспитании в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
• организация режима труда, отдыха, учебы и досуга детей в семье.
Педагоги оказывают помощь в воспитании, прежде всего, родителям, предоставляя им консультации, а также работают с детьми, создавая специальные воспитательные ситуации для своевременной поддержки семьи и максимального использования ее воспитательного потенциала.
Психологический аспект педагогической помощи состоит из двух основных элементов: социально-психологической поддержки и коррекции. Социально-психологическая поддержка ориентирована на формирование комфортной атмосферы в семье в моменты краткосрочных кризисов. Наилучшие результаты в этой работе может достичь школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: необходимо определить проблему, проанализировать межличностные отношения в семье и положение ребенка в ней. С использованием различных методик выявляются причины, способствующие возникновению конфликтов в семье [3].
Посреднический компонент педагогической помощи состоит из трех ключевых элементов: содействие в организации, координации и информировании по вопросам семейного воспитания. Содействие в организации фокусируется на планировании семейного досуга, включая создание клубов по интересам, организацию семейных праздников, летнего отдыха и другие мероприятия. Координация направлена на активизацию работы различных ведомств и служб для совместного решения проблем конкретной семьи и положения ребенка в ней (например, передача ребенка в приемную семью и т.д.). Информационная поддержка обеспечивает семью необходимыми сведениями по вопросам обучения, воспитания и социальной защиты.
Педагогические навыки и знания в области воспитания детей развиваются через практические занятия для родителей. Эти занятия могут проводиться как в конце родительских лекций и собраний, так и в виде самостоятельной формы работы. Практикумы для родителей предоставляют возможность для всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания [17].
Одной из наиболее распространенных форм массового формирования педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские собрания. К сожалению, зачастую они ограничиваются обсуждением поведения и успеваемости учащихся. Однако, как показывает практика, родительские собрания могут сыграть важную роль в педагогическом просвещении родителей. В ходе таких собраний необходимо разрабатывать совместные программы по формированию личности школьника и согласовывать планы совместной деятельности школы и семьи для их реализации [18].
Для того чтобы заинтересовать родителей, необходимо организовывать конференции, которые в основном будут посвящены обмену опытом в воспитании детей. Темы таких мероприятий должны быть конкретными и актуальными для родителей.
Кроме того, индивидуальные консультации для родителей имеют большую ценность, так как в личной беседе можно обсудить самые важные и деликатные вопросы, поделиться проблемами, связанными с воспитанием детей и т.д. Педагог должен совместно с родителями искать способы решения возникающих трудностей и недостатков [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмалов, А.Ю. Семейное воспитание: психология и педагогика родительства : монография. – Челябинск : Печатный двор, 2023. – 160 с.
2. Ананьева, М. А. Семейная педагогика / М. А. Ананьева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 16 декабря 2017 года) / редакционная коллегия: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 232-233.
3. Бакаева, О. Н. Семейная педагогика : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Дошкольное образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Дошкольное образование. Дополнительное образование / О. Н. Бакаева. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 78 с.
4. Безрукова, А. А. Семейная педагогика / А. А. Безрукова, А. А. Столяров, И. Б. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 декабря 2018 года) / редактор О. Н. Широков. – Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 30-31.
5. Варенцова, Н. А. Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности / Н. А. Варенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 145-148.
6. Михайлова, М. В. Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания / М. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 485-493.
7. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания : учебное пособие / С. В. Бобрышов, Л. В. Суменко, И. В. Кольцова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Бобрышова. – Москва : Знание-М, 2020. – 368 с.
8. Пискарева, О. В. Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей / О. В. Пискарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 207-210.
9. Перышкова, С. А. Роль семейного воспитания в психопрофилактике подростковых девиаций / С. А. Перышкова, Н. А. Соломонова // Сб.: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент-платформы. – Мичуринск, 2019. - С. 151-153.
10. Разов, П. В. Молодая семья в современном российском социуме. Образ и качество жизни : монография / П. В. Разов, И. В. Преснякова-Осипова, С. А. Юшкова. – Москва : ИНФРАМ, 2022. – 209 с.
11. Рябова, С. Н. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка / С. Н. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 311-314.
12. Семейная педагогика: учебно-методический комплекс по дисциплине : курс лекций / составитель О. Ф. Горбунова. – Абакан : Издательство ХГУ имени Н. Ф. Катанова, 2019. – 164 с.
13. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник / под редакцией В. П. Сергеевой. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 197 с.
14. Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников / С. А. Никитина, А. Н. Слатвинская, Т. А. Полётова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 181-182.
15. Семейное воспитание и обучение: педагогическая поддержка семейного воспитания и педагогическое просвещение родителей в год семьи : монография / В. А. Алещенков, А. С. Атигаев, Ю. В. Ерещенко [и др.]. – Самара : НИЦ «ПНК», 2024. – 136 с.
16. Семья как социальный институт : учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / составитель О. А. Михалькова. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 52 с.
17. Середа, О. Ю. Понятие семейного воспитания, детско - родительских отношений, нарушения семейного воспитания / О. Ю. Середа, Е. Е. Ревенко, К. С. Сазонова // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ и ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ исследования: АКТУАЛЬНЫЕ вопросы, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 20 сентября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. – С. 65-70.
18. Сорокина, Е. В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания / Е. В. Сорокина // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 2. – С. 61-68.
19. Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников / Г. С. Кузьминых, Е. С. Югова, И. А. Веткина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-20.
20. Фенелонова, М. В. Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей / М. В. Фенелонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 418-420.