Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением игры как средства развития личности младшего школьника на уроках окружающего мира.
Предпосылками для написания данной работы стали требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к формированию у учащихся универсальных учебных действий и личностных качеств, а также необходимость поиска эффективных средств обучения, способствующих развитию познавательной активности и эмоциональной вовлеченности детей младшего школьного возраста.
Целью работы является проанализировать процесс развития личности младшего школьника в игровой деятельности.
Данная курсовая работа состоит из 37 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые решены в ходе исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как: психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте, понятие игры как вида деятельности, ее структура и функции, классификация игр, применяемых в образовательном процессе младших школьников.
Во второй главе проводится анализ опытно-экспериментального исследования применения дидактических игр на уроках окружающего мира во 2 классе. Описаны организация и методы исследования, представлены и интерпретированы результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, сформулированы выводы об эффективности применения дидактических игр для развития познавательных УУД и повышения эмоциональной вовлеченности учащихся, а также даны некоторые рекомендации в отношении дальнейшего использования игровых технологий в образовательном процессе.
Введение
Актуальность работы. Проблема развития личности младшего школьника является одной из центральных в современной педагогике и психологии. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) акцентирует внимание на формировании у детей не только предметных знаний и умений, но и универсальных учебных действий (УУД), личностных качеств, необходимых для успешной социализации и самореализации. Младший школьный возраст (7-10 лет) – сензитивный период для развития познавательной сферы, формирования учебной мотивации, становления самосознания. В этом возрасте закладываются основы личности, формируются важные новообразования (произвольность, рефлексия, внутренний план действий). Однако, традиционные методы обучения не всегда в полной мере способствуют раскрытию потенциала каждого ребенка, развитию его познавательной активности и эмоциональной вовлеченности. В связи с этим, актуальным становится поиск эффективных средств, позволяющих сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и результативным. Одним из таких средств является игра, которая издавна используется в педагогике как метод обучения и воспитания. В контексте ФГОС НОО игра приобретает особое значение, так как способствует формированию всех групп УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, творчества, эмоционального подъема. Исследования психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) доказывают, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняет свою значимость в младшем школьном возрасте, способствуя развитию личности ребенка. Таким образом, актуальность данной курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического осмысления и практического исследования возможностей игры как средства развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО.
Объект исследования – процесс развития личности младшего школьника средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игровая деятельность, как ведущий способ развития ребенка младшего школьного возраста.
Цель работы – проанализировать процесс развития личности младшего школьника в игровой деятельности.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы развития личности младшего школьника посредством игры (психологические особенности возраста, понятие и функции игры, классификация игр);
2. Провести опытно-экспериментальное исследование применения дидактических игр как средства развития личности младшего школьника;
3. Разработать направления дальнейшего применения игры как средства развития личности младшего школьника, основываясь на результатах исследования и анализе учебной программы.
Теоретическая основа работы: Труды классиков отечественной психологии и педагогики: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, посвященные проблемам игры, развития личности, обучения и воспитания младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Учебник по окружающему миру для 2 класса, А. А. Плешаков «Окружающий мир. 2 класс».
Методы исследования:
Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, сравнение);
Эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы), беседа.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников и приложений.
Новизна данной курсовой работы заключается в комплексном подходе к исследованию проблемы применения игры как средства развития личности младшего школьника. В работе не только обобщен теоретический материал по данной теме, но и представлен опыт практического использования дидактических игр на уроках окружающего мира во 2 классе, проведен анализ результатов, разработаны методические рекомендации. В отличие от большинства работ, посвященных игре в дошкольном возрасте, данное исследование акцентирует внимание на возможностях игры в младшем школьном возрасте с учетом специфики учебного предмета «Окружающий мир». Разработанная система дидактических игр и методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для повышения эффективности образовательного процесса.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития личности младшего школьника посредством игры
1.1. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) – это период значительных изменений в психическом развитии ребенка, являющийся важным этапом формирования личности. Поступление в школу кардинально меняет социальную ситуацию развития, систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и его ведущую деятельность.
В этот период происходит постепенный переход от игровой деятельности, которая была ведущей в дошкольном возрасте, к учебной. Учебная деятельность становится основным способом познания окружающего мира и самого себя, формирования новых знаний, умений и навыков. Однако, игра не утрачивает своей значимости. Она продолжает играть важную роль в развитии ребенка, но меняет свою форму и содержание. Игра становится более целенаправленной, подчиненной определенным правилам, и часто используется в образовательном процессе как средство обучения и воспитания [25]. Школьники продолжают активно играть во внеучебное время, предпочитая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные игры, которые способствуют развитию социальных навыков, воображения и физической активности. Важно отметить, что учебная и игровая деятельность не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Элементы игры, включенные в учебный процесс, делают его более интересным и эффективным, способствуют лучшему усвоению знаний и развитию познавательной мотивации [5].
Ключевыми новообразованиями, формирующимися в этот период, являются:
Произвольность, которая выражается в способности управлять своим поведением, вниманием и эмоциями. Ребенок учится следовать правилам, контролировать свои действия и выполнять задания, даже если они не вызывают непосредственного интереса. Развитие произвольности проявляется в умении концентрировать внимание, следовать инструкциям, контролировать свои эмоции и действия.
Рефлексия выражается в способности осознавать и анализировать свои собственные мысли, чувства, поступки, а также действия и мотивы других людей. Рефлексия позволяет ребенку оценивать свои действия с точки зрения их соответствия социальным нормам и требованиям[3].
Внутренний план действий, подразумевает способность планировать и выполнять действия «в уме», прежде чем приступить к их реальному выполнению. Это позволяет ребенку действовать более обдуманно и целенаправленно, предвидеть результаты своих действий.
Эти новообразования тесно связаны между собой и являются основой для дальнейшего развития личности ребенка, его успешной адаптации к школьной жизни и последующей социализации.
В младшем школьном возрасте активно развиваются все познавательные процессы: внимание в младшем школьном возрасте внимание становится более устойчивым и произвольным. Ребенок может сосредотачиваться на учебных задачах, хотя все еще нуждается в поддержке и мотивации со стороны взрослых.
Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. Ребенок учится запоминать информацию целенаправленно, используя различные приемы запоминания (повторение, смысловая группировка, ассоциации). Развиваются различные виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная [7]. Преобладает наглядно-образное мышление, но постепенно формируется словесно-логическое мышление. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация. Значительно обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь, умение строить развернутые высказывания, аргументировать свою точку зрения. Речь становится важным инструментом общения и познания. Эмоциональная сфера младшего школьника становится более сложной и дифференцированной. Ребенок учится распознавать и выражать
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абдульменова З. З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку [Текст] / З. З. Абдульменова. – Начальная школа. – 2008 – №11. – С. 62-64.
2 Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просв. 2011. – 152 с.
3 Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Буйнова. – Начальная школа. – 2005. – №10. – С.38- 40.
4 Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие [Текст] / Е. А. Быстрова, С. И. Львова. – Москва: Дрофа, 2004 – 240 с.
5 Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2016. – 199 с.
6 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – Психология развития: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: «Сфера», 2001. – C. 56-79.
7 Губанов Е. В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски. Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко. – Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 52-62.
8 Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире [Текст] / А. Н Джуринский – Москва : Прометей, 2002. – 71 с.
9 Карлова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е. В. Карлова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
10 Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов – М.: Наука, 1979. – 159с.
11 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочсство. - 9-с изд., стер. - М.: Академия, 2004. – 456 с.
12 Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова. – Начальная школа. – 2004. – №11. – С 49-51.
13 Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Текст] / О. В Коновалова. Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2014. – с.35-36.
14 Куликовская Л. К. Дидактические игры на уроках русского языка: пос. для учителей [Текст] / Л. К. Куликовская. – Алматы: «Теос», 2006. – 40 с.
15 Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В. Б. Лебединцев. – МЦФЭР. – 2012. – № 4. – С. 33-47.
16 Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп В.М. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
17 Петрановская Л. В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя [Текст] / Л. В. Петрановская. – М.: МИРОС-МАИК «Наука. Интерпериодика», 2000. – 144 с.
18 Савченко А. Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А. Я. Савченко. – Киев: рад.шк., 2001. – 176 с.
19 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии DOC / Г. К. Селевко.– Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 60 c.
20 Слепович Е. С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е. С. Слепович. – М.: Педагогика, 2010. – 206 с.
21 Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2012. – 105 с.
22 Тюрина М. К. Игра на уроках русского языка [Текст] / М. К. Тюрина. – Начальная школа. – 2008. – № 2. – С 28-32.
23 Хмилевская Ю. Г. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников [Текст] / Ю. Г. Хмилевская. –Начальная школа. – 2012. – № 11. – С 16-20.
24 Ундзенкова А. В. Русский с увлечением. Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Ушинский К.Д. Избранные труды [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с.
25 Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.
26 Шамардина Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся / Шамардина Т.В. –Д. школы. 2016. N 4. С. 57-62.
27 Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
209 с.
28 Шиленков Р.В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения [Текст] / Р.В. Шиленков // Химия в школе. – 2016. –N 5. – С. 58-61.
29 Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 1986. –144 с.
30 Воронцов А. Б. Выявление уровня познавательной активности младших школьник / А. Б. Воронцов. – М.–1999.–120с.
31 Щуркова Н. Е. Нравственное воспитание / Н. Е. Щуркова. – Воспитание школьников. -1990. - Nº 1. - С. 13-16.