Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Нины Садур, одной из наиболее значимых фигур современной русской драматургии (в данном случае имеется в виду период с 1970-х по настоящее время), до сих пор не получило системного осмысления в академической среде, несмотря на уникальность поэтики. Пьесы Садур объединяют мистицизм, гротеск и глубокий психологизм, формируя художественный язык, который не только отражает социально-культурные противоречия эпохи, свидетельницей которой Садур была, но и остаётся созвучным сегодняшнему дню. Кроме того, произведения Садур тесно связаны с актуальными гуманитарными дискурсами. Например, её внимание к маргинальным нарративам перекликается с запросами современной критической теории, а гендерная проблематика в её пьесах, раскрывающаяся через призму архетипических образов, делает их ценным материалом для феминистского литературоведения. Именно сохранившаяся злободневность произведений Садур определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: существующие исследования творчества Садур сосредоточены на отдельных аспектах произведений или ограничиваются общими характеристиками. Это создает пробел в понимании места её драматургии в контексте современной литературы, а также механизмов формирования её уникального художественного языка.
Объект исследования — современная русская драматургия конца XX — начала XXI века.
Предмет — творческий метод и поэтика пьес Нины Садур.
Цель работы — выявить особенности творческого метода Нины Садур и определить специфику поэтики её драматических произведений.
Это определяет круг задач:
1)охарактеризовать специфику современной русской драматургии как культурного феномена;
2)раскрыть сущность понятия «поэтика художественного произведения» и его ключевые компоненты;
3)проанализировать поэтику пьес Нины Садур, выделив присущие таковой поэтике особенности.
Методологическая основа исследования. Ею послужили работы Грабазея В. В., Громовой М., Полякова Я. М., Балухатого С. Д. и других авторов-исследователей современной драматургии и её поэтики, работы Семеницкой О. В., Воробьёвой Т. Л., Никулиной Е. В. и др., посвящённые вопросам интерпретации творчества Нины Садур.
Методы исследования: структурно-семантический анализ текстов; сравнительно-типологический метод для сопоставления с традициями русской и мировой драмы; герменевтический подход к интерпретации символики; культурно-исторический анализ для связи творчества Садур с контекстом эпохи.
Теоретическая значимость: работа вносит вклад в изучение современной русской драматургии, систематизируя представления о творчестве Нины Садур. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего анализа постмодернистских тенденций в литературе.
Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы в учебных курсах по современной литературе, спецкурсах по драматургии, а также в практике театральных постановок для глубокого понимания авторского замысла.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
современной русской драматургии
1.1 Специфика современной русской драматургии
Драма занимает особое место в системе литературного образования благодаря своей принадлежности одновременно к литературе и театру. Её суть заключается в изображении противоречий действительности через действия и взаимоотношения персонажей, а не через повествование. Как отмечал В.Г. Белинский, драма представляет событие, которое «как бы вновь совершается» перед зрителем или читателем [3, с. 337].
Драма — древний и традиционный род литературы, но при этом она динамично развивается, отражая «дух времени» и нравственные проблемы каждой эпохи. Основой драмы является видимое действие, которое определяет развитие сюжета и речи героев. Ремарки, костюмы и другие элементы играют второстепенную роль, уступая главенство репликам персонажей и конфликту, который направляет сюжет и создаёт иллюзию движения.
Русская драматургия зародилась в народной устной традиции, а её письменная форма развивалась через подражание и переводы [10, с. 17]. С тех пор драматургия прошла долгий путь, отражая социальные и культурные изменения. Так, вершиной XVIII века стали пьесы Д. И. Фонвизина, такие как «Недоросль», которые вывели отечественную драму на новый виток развития, а в XIX веке драматургия достигла новых высот благодаря творчеству А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Островский, в частности, стал основоположником реалистического театра, создавая пьесы, которые до сих пор остаются актуальными. Его внимание к речи героев и социальным проблемам оказало огромное влияние на развитие драматургии [10].
В XX веке драма претерпела значительные изменения. Как отмечают исследователи, такие как Четина Е. М., из неё постепенно исчезла интригующая острота сюжета, уступив место подтексту и психологической глубине [18]. То есть, драматурги стали уделять больше внимания внутреннему миру героев, их эмоциям и чувствам.
Что касается художественного феномена современной драматургии, с 1970-х по настоящее время, то он представляет собой динамичное явление, обладающее как хронологической многомерностью, так и эстетической полифонией; во многом, как отмечает ряд авторов, например, упомянутая выше Четина Е. М., а также Поляков М. Я., это определено его сложными временными рамками, в которые происходила и происходит значительная трансформация социокультурных парадигм и художественных языков [11; 18].
Так, в 1980-е годы, на фоне кризиса социалистического реализма, традиционная русская драма пережила радикальное обновление благодаря «новой волне» авторов, бросивших вызов канонам: такие фигуры, как Людмила Петрушевская с её «прозой жизни», Александр Галин, Виктор Арро, Алексей Казанцев, Владимир Славкин и Людмила Разумовская, переосмыслили драматургию через призму экзистенциального абсурда, гиперреализма и деконструкции бытового дискурса [11]. Их тексты, насыщенные метафоричностью и психологической напряжённостью, стали реакцией на застой общественной мысли, предлагая зрителю не столько «зеркало» реальности, сколько её трещины и изломы.
Переломным моментом стала горбачёвская перестройка, которая, вопреки ожиданиям идеологического аппарата, не привела к возрождению пропагандистской драмы «на злобу дня». Напротив, распад СССР и крах прежней ценностной системы породили «новую драму» 1990–2000-х годов — явление, связанное с именами Николая Коляды, Михаила Угарова, Марии Арбатовой, Алексея Шипенко и других. Эти авторы, отвергая дидактику и пафос, обратились к маргинальным сюжетам, языку улицы и эстетике шока, исследуя травмы постсоветского человека: разорванную идентичность, социальное отчуждение, этическую амбивалентность. Их пьесы, такие как «Мурлин Мурло» Коляды или «Общество анонимных художников» Угарова, стали манифестами эпохи, где документальность сплеталась с гротеском, а приватное вытесняло публичное [11].
Таким образом, современная драматургия формируется как антитеза идеологическим шаблонам: это живой, многоголосый организм, в котором пересекаются постмодернистская игра, неореализм, вербатим и мифопоэтика. Её сущность определяется не столько хронологией, сколько стремлением к художественной правде, недостижимой в рамках каких-либо догм. Если в 1980-е драматурги «новой волны» боролись с цензурой через подтекст и аллюзии, то их последователи в постперестроечную эпоху обрели свободу говорить открыто, однако столкнулись с новыми вызовами: коммерциализацией театра, клиповым сознанием зрителя, глобализацией культурного ландшафта.
Это превратило театр в своеобразную лабораторию испытания гибридных жанров — от иммерсивных постановок до документальных моноспектаклей. Критерием художественности стала не идеологическая «правильность», а способность автора вскрывать экзистенциальные и социальные противоречия. Например, в пьесах Петрушевской («Три девушки в голубом») бытовые диалоги обретают метафизическую глубину, а у Коляды провинциальные персонажи становятся носителями архетипических страхов и надежд [4].
Таким образом, русская драматургия продолжает эволюционировать, интегрируя цифровые технологии, междисциплинарные практики и глобальные нарративы. Однако её ядром изначально была и остаётся рефлексия над «сегодняшним днём», будь то пьесы Ивана Вырыпаева о духовном поиске в эпоху потребления или тексты Полины Бородиной, исследующие гендерные границы [10; 11]. Это искусство, где эстетический эксперимент неотделим от этического вопроса, искусство непрерывного творческого поиска, преодолевающего любые рамки.
1.2 Понятие и сущность поэтики художественных произведений
Поэтика как научная дисциплина и художественная категория занимает центральное место в изучении литературы и искусства. Термин «поэтика» восходит к античности, где он обозначал учение о принципах создания художественных текстов [8]. В современном понимании поэтика — это система средств и приёмов, с помощью которых автор выстраивает свой художественный мир, а также совокупность закономерностей, определяющих структуру, стиль и смысловое наполнение произведения [8]. То есть, поэтика охватывает такие аспекты, как сюжетно-композиционная организация, система образов, языковая выразительность, жанровые особенности, а также взаимодействие текста с культурным и историческим контекстом.
Сущность поэтики заключается в её способности раскрывать внутренние механизмы художественного текста, делая явными скрытые связи между формой и содержанием. Она позволяет понять, как автор трансформирует реальность в художественный образ, как выстраивает диалог с читателем или зрителем и как создаёт уникальный эстетический опыт. Как отмечают Страшкова О.К., Бабенко И.А., Купреева И.В., поэтика не ограничивается анализом отдельных элементов текста: она рассматривает их в единстве, выявляя общие закономерности творческого метода автора [17].
В современной русской драматургии поэтика играет ключевую роль. В отличие от классической драмы, где доминировали строгие жанровые каноны и чёткая структура, современная драматургия тяготеет к экспериментам, смешению жанров и стилей, а также к активному взаимодействию с другими видами искусства, и её поэтика отражает сложность современного мира, где традиционные ценности и формы подвергаются переосмыслению
Одной из ключевых особенностей поэтики современной русской драматургии является её ориентация на документальность и достоверность [17]. В то же время, диалектически, современная драматургия активно использует элементы гротеска, абсурда и мистики, что позволяет авторам выходить за пределы реалистического изображения и обращаться к универсальным, архетипическим темам.
Ещё одной важной чертой поэтики современной драмы является её диалогичность. Драматурги стремятся к созданию открытых текстов, которые оставляют пространство для интерпретации [11]. Это достигается через использование многозначных символов, неоднозначных финалов и сложных характеров, которые не укладываются в привычные рамки «положительных» или «отрицательных» героев.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева Е. 39 классиков и 2 чудные бабы // Современная драматургия. —1993. —№ 2. — С. 178.
2.Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. — Ленинград : "Academia", 1927. — С. 184.
3.Белинский В. Г. О драме и театре : избранные статьи и высказывания / В. Г. Белинский ; подготовка книги и вступ. статья ["Белинский - театральный критик", с. 5-14] Б. А. Островской ; коммент. М. Б. Загорского ; общ. ред. А. М. Лаврецкого. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1948. — С. 540.
4.Воробьёва Т. Л. Поэтика Нины Садур : мистико-мифологические мотивы и образы / Т. Л. Воробьёва // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2021. — №3 (35). — С. 34-42.
5.Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. I-XIV / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред.: т. I, II, III, V: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков (гл. ред.), Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум; т. IV, VI—XIV: Н. Ф. Бельчиков, Н. И. Мордовченко, Б. В. Томашевский – М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952. — С. 1756.
6.Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : [Роман] / Ф.М. Достоевский. — Москва : Дрофа : Вече, 2002. — С. 352.
7.Красников Я.Е. — Категории героя и персонажа в драме в свете исторической поэтики (в неклассический период эпохи модальности) // Litera. – 2023. – № 7. — С. 44-56.
8.Мещанский А. Ю. Поэтика мистического в творчестве Н. Гоголя и Н. Садур / А. Ю. Мещанский // Lingua mobilis №3 (22), 2010. — С. 40-52.
9.Никулина Е. В. креативно-семантическое расширение сценического хронотопа в одноактной драматургии Нины Садур «Красный Парадиз» / Е.В. Никулина // Филология и человек. — 2010. — С. 23-31.
10.Оляшек Б. Пьесы Н. Садур: опыт нетрадиционной драмы / Б. Оляшек // Драма и театр. — Тверь, 2007. — С. 214.
11.Поляков М. Я. О театре поэтика, семиотика, теория драмы / М.Я. Поляков; [вступ. ст. Ю. Борева], Независимая акад. эстетики и свободных искусств. — Москва : А.Д. и Театр, 2001. — С. 384.
12.Пропп В. Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки = Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; коммент. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой; сост., науч. ред., текстол. коммент. И. В. Пешкова. — Москва : Лабиринт, 1998. — С. 511.
13.Садур Н.Н. Чудная баба Пьесы / Нина Садур; [Послесл. В. Розова, Худож. Д. Крымов]. — М. : В/О "Союзтеатр", 1989. — 317, [1] с. ил.; 17.
14.Садур Н. Н. Современная литература: Садур Нина Николаевна: Современная проза, пьесы. - Режим доступа : https://lit.lib.ru/s/sadur_n_n/ (Дата обращения : 21.02.2025).
15.Семеницкая О. В. Поэтика сюжета в драматургии Н. Садур : дис. ... на соиск. учён. степени к-та филологических наук : спец. 10.01.01 русская литература / О. В. Семеницкая. — Самара, 2007. — С. 223.
16.Сизых, O. B. Онтологическая проблематика современной русской прозы [Электронный ресурс] : монография / О. В. Сизых ; отв. ред. А. А. Бурцев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 149 с. Режим доступа : URL: https://znanium.com/catalog/product/1048055 (Дата обращения : 21.02.2025).
17.Страшкова О.К., Бабенко И.А., Купреева И.В. К вопросу об актуальных проблемах исследования истоков жанрового синтеза в поэтике отечественной драматургии XX-XXI веков. — Научный диалог, 2022. — С. 251-262.
18.Четина Е. М. «Новая драма» ХХ-ХХI вв. : проблематика, типология, эстетика, история вопроса / Е. М. Четина // Вестник Омского университета, 2009. — С.37-46.
19.Четина Е. М. «Новая драма»: манифестации и тенденции / Е. М. Четина // Литературоведческий журнал, 2014. — С. 79-83.