Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Определение темы работы. Особенности организации власти в государстве.
Актуальность работы. Изучение форм государства сегодня актуально как никогда, потому что мир сталкивается с беспрецедентными вызовами, требующими глубокого понимания политических систем. Форма государства определяет структуру власти, способ принятия решений и распределение ресурсов, что напрямую влияет на стабильность, экономическое развитие и соблюдение прав человека.
В условиях глобализации и роста взаимозависимости стран, знание различных форм правления позволяет анализировать международные отношения, прогнозировать поведение государств и разрабатывать эффективные стратегии сотрудничества. Понимание различий между демократическими, авторитарными и гибридными режимами помогает оценивать риски инвестиций, миграции и политической нестабильности.
Кроме того, изучение государственного управления позволяет людям понять процессы, с помощью которых функционирует правительство. Благодаря полученному таким образом пониманию они могут принимать участие в управлении своей страной.
Целью исследования является анализ существующих в науке форм правления.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть понятие государство;
- проанализировать понятие «форма государства»;
- дать характеристику политическим формам правления;
- раскрыть особенности государственного устройств;
- изучить политический режим.
Объектом исследования является государство.
Предметом исследования являются базовые составляющие формы государства.
Обзор используемых источников информации. В работе были использованы такие первоисточники как «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля. Кроме того, комплексное исследование научных проблем, поднятых в исследовании, вызвало необходимость обратиться к трудам российских ученых, занимавшихся анализом различных аспектов форм государства: Андрушкевич И.И., Голубев С.В., Ишанова М.В., Лоскутов Н.В., Медушевский А.И., Напалкова И.Г. и др.
Структура работы. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, которые включают в себя пять параграфов и заключение. В первой главе раскрываются теоретические аспекты таких понятий как «государство» и «форма государства». Акцент делается на подходах к пониманию государства в трудах древнегреческих классиков, таких как Платон и Аристотель. Отмечается, что форма государства включает в себя три основных элемента – форму правления, государственное устройство и политический режим. Вторая глава посвящена исследованию базовых составляющих формы государства, где приводятся практические примеры.
Глава 1. Теоретические аспекты государства и формы государства
1.1.Понятие «государство»
С древних времен философы предпринимали попытки объяснить суть такого феномена как государство. Особенно содержательно концепция «государства» была представлена в трудах древнегреческих мыслителей, таких как Платон и Аристотель. У этих мыслителей сложились собственные подходы к определению сути этого феномена.
В Древней Греции во времена Платона афиняне считали свои крупные города и государства совершенными. То есть идеальными в том, что касается их культурных и военных достижений. Однако знаменитый философ Платон считал, что дело обстоит иначе. Платон считал, что «государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается…его создают наши потребности»[ Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. - 2005. - № 2. - С. 158.]. Платон подчёркивал, что в силу того, что индивид самостоятельно не может удовлетворить свои потребности, он стремится жить в сообществе, т.е. создает некую политическую общность.
Чтобы преуспеть в создании «идеального государства», Платон, говоря устами Сократа, развивает свои идеи на нескольких различных уровнях мышления. Поскольку «идеальное государство» должно управляться идеально развитым обществом, Сократ сначала анализирует классовое разделение населения. По мнению Сократа, в идеальном городе граждане были бы разделены на две отдельные группы, из которых первая группа была бы дополнительно подразделена внутри себя.
В своем «идеальном государстве» Платон предложил, чтобы людьми правили философы. По его мнению, правители должны были отбираться после прохождения строгого режима обучения и тестирования, который должен был гарантировать, что они будут физически и умственно сильны, а также обладать правильным характером. Только истинные философы – люди, у которых была страсть к знаниям и которые жили своей жизнью в соответствии с разумом, – были допущены к управлению «идеальным государством». В государстве Платона у каждого человека свое место, т.к. общество поделено на сословия: правители, воины и ремесленники. При этом, государством могут управлять только те люди, которые воспитаны и обучены. В основе воспитательной системы Платона лежит жесткая стратификация, обуславливающая различные функции граждан. Исходя из этого формируются и цели воспитания. Например, работников следует обучать исключительно практическим навыкам (земледелию, строительству и т.д.), что будет соответствовать их природным задаткам. Большое внимание необходимо уделять воинам, потому что в будущем они получат возможность стать правителями.
Для Платона характер города-государства был неразрывно связан с характером и психологией людей, которые жили в этом государстве. В своем трактате «Государство», Платон утверждал, что различия в характерах людей могут быть объяснены балансом между тремя мотивами или импульсами, существующими в их сознании. К ним относятся: во-первых, разум – способность, которая позволяет людям рассчитывать и принимать рациональные решения.; во-вторых, дух – часть разума, связанная с репутацией, статусом и амбициями, которая придает людям смелость действовать или вступать в борьбу; и в-третьих, желание – иррациональный, животный элемент разума, который отвечает за тягу людей к еде, выпивка или другие желания[ Платон. Государство. - М.: Академический проект, 2015. - С. 102-104. ]. Как объяснял Платон, если бы мы рассматривали эти три мотива или импульса в терминах частей тела, разум соответствовал бы голове, дух - груди (или сердцу), а желание - животу.
Трактат «Политика» — это своеобразный подход Аристотеля к теории идеального государства, в которой основное внимание уделяется социальной гармонии и роли образования в формировании политического сознания граждан[ Аристотель. Политика. - М.: Издательство АСТ, 2018. - С. 236.].
У Аристотеля, как и у Платона сложилась свое собственное представление об идеальном государстве. Философия политики Аристотеля основана на его вере в то, что люди по своей сути являются политическими животными. Он утверждает, что государство существует для обеспечения хорошей жизни и что политические структуры должны быть разработаны для достижения общего блага. Центральное место в представлении Аристотеля об идеальном государстве занимает понимание того, что политика является продолжением этики, подчеркивающей роль добродетели в управлении[ Аристотель. Политика. - М.: Издательство АСТ, 2018. - С. 146.].
В своем анализе Аристотель классифицирует различные формы правления и тщательно изучает их эффективность в достижении справедливости. Он утверждает, что идеальное государство — это такое политическое образование, которое уравновешивает интересы личности и общества в целом, что в конечном итоге приводит к созданию гармоничного общества. Этот баланс имеет решающее значение для воспитания гражданских добродетелей и активного участия граждан в общественно-политической жизни страны.
Акцент Аристотеля на цели государства отражает его точку зрения о том, что политическая жизнь должна быть направлена на развитие нравственного совершенства. В рамках этой концепции идеальное государство характеризуется законами, поощряющими добродетель, и гражданами, работающими на общественное благо. С этой точки зрения политическая философия Аристотеля обеспечивает убедительную основу для понимания сложностей государственного управления и этического лидерства.
Аристотель выделил правильные и неправильные формы правления. К правильным он отнес те, которые ставят своей задачей достижение общего блага. Сюда он включил монархию, аристократию и политию. Под неправильными формами он понимал такие государства, где носители власти управляют государством не на благо народа, а на благо самих себя. В этом случае речь идет о таких формах как тирания, олигархия и демократия[ Андрушкевич И.Н. Республика и демократия по классификации Аристотеля // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ.Хроника. Прогноз». - 2006. - № 4. - С. 19. ].
Современное понятие «государства» можно охарактеризовать следующим образом – это ключевой институт политической системы общества, формируемый для организации и поддержки жизнедеятельности населения на конкретной территории посредством публичной власти, обладающей общеобязательным характером[ Новейший политологический словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 70-71. ].
Таким образом, древнегреческие представления о государстве носили нормативный характер. Во взглядах Платона и Аристотеля государство предстает ни в том виде, какое оно на самом деле, а его идеальный вариант, который можно создать, если следовать определенным принципам. В современном понимании государство – это такая политическая организация, которая обладает суверенитетом на своей территории.
1.2.Понятие «форма государства»
Любое государство характеризуется своей специфической сущностью, содержанием и формой. Форма государства показывает то, как оно организовано внутри, включая порядок образования и структуру его государственных органов, то, как устроены взаимоотношения между государственными органами и населением. Кроме того, форма государства отражает методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. В Античности римские юристы отмечали, что «форма дает бытие вещи»[ Морозова Л.А. Теория государства и права - http://dso.college-balabanovo.ru/Bibl/PD/OP/1/TGP.pdf С. 69. ].
Один из известных русских политических философов И.А. Ильин отмечал, что каждый народ обладает «своей уникальной, индивидуальной формой и конституцией, которые соответствуют только ему»[ Напалкова И.Г. Методологические подходы к пониманию категории «форма государства» // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 27-28. ]. Он утверждал, что не существует одинаковых народов, и, следовательно, не должно быть и одинаковых конституционных форм. Описывая общую структуру государства, И.А. Ильин не исключил возможность появления на ее основе различных типов государственных форм, которые могут возникать под воздействием множества экономических, политических, духовных и других факторов, характерных для конкретного народа и влияющих на процесс создания и функционирования государства.
По своей природе, по своему правовому характеру и по своим основным целям государства, по сути, схожи. Всем государствам присущи такие элементы, как население, территория, особенности организации власти и суверенитет.
Однако государства сильно различаются по характеру своей организации, по объему осуществляемых ими полномочий, по взаимоотношениям между их различными органами и по многим другим аспектам.
В науке сложилось несколько подходов к определению сути понятия «форма государства». Например, Д.А. Керимов рассматривает формы государства через призму трех ключевых элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима[ Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учебное пособие. 2-е изд. - Тюмень, 2005. - С. 34. ]. Форма правления определяется им как способ организации верховной власти, порядок ее формирования и осуществления. Д.А. Керимов выделяет монархии (абсолютные и ограниченные) и республики (президентские, парламентские, смешанные).
Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию власти, соотношение центральных и местных органов. Здесь Д.А. Керимов анализирует унитарные государства, федерации и конфедерации, уделяя внимание распределению компетенций и суверенитета.
Политический режим, по Д.А. Керимову, отражает методы осуществления государственной власти, степень участия граждан в управлении, уровень гарантированности прав и свобод. Он противопоставляет демократические и недемократические (авторитарные, тоталитарные) режимы.
Д.А. Керимов подчеркивает взаимосвязь этих элементов, отмечая, что их сочетание формирует уникальную и многогранную картину формы государства.
Другими словами, форма государства — это политическая организация государства или определенный способ осуществления власти, это также взаимоотношения государственных органов и деление страны на территориальные единицы.
Первая составляющая - это форма правления, которая делится на монархию (власть одного) и республику (публичная власть). Следовательно, можно сделать вывод, что форма правления — это своего рода организация высшей или верховенствующей власти в государстве. При этом стоит подчеркнуть, что существенной характеристикой государства является его политико-правовая природа. Это проявляется в организации государственного управления, поэтому наиболее приемлемая классификация основана на сходствах и различиях форм правления.
Вторая составляющая - это политический режим, который делится на демократический (власть народа) и антидемократический (власть партии/отдельного человека). Следовательно, этот компонент представляет собой определенный набор способов и методик осуществления органами власти своих полномочий.
Последний компонент — это формы территориального устройства.
Для получения полной информации о том или ином государстве, все эти три элемента рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом. И попытки изолировать эти три элемента друг от друга не предпринимаются. Например, в науке предпринимались попытки выделить четырехзвенную структуру, которая наряду с формой правления, политическим режимом, формой государственного устройства, включает политическую динамику, характеризующая процессы, происходящие в стране[ Ишанова М.В., Грушко Е.И., Кутелева Е.Н. Форма государства: понятийные интерпретации // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 2. - С. 67. ]. Однако эта структура не получили распространения.
Таким образом, форма государства представляет собой организационно-функциональную структуру, которая отражает способ организации и реализации государственной власти, а также ее взаимодействие с населением. Традиционно она состоит из трех ключевых элементов – это форма правления, политико-территориальная организация общества и политический режим.