Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы продуктового подхода в корпоративном образовании 6
1.1 Корпоративное образование как элемент системы управления знаниями 6
1.2 Теоретические и нормативно-правовые аспекты построения корпоративного образования в РФ 9
1.3 Сравнительный анализ традиционного и продуктового подходов в построении системы корпоративного образования 13
2 Анализ существующих систем корпоративного образования 18
2.1 Типологизация программ корпоративного образования и критерии их сравнения 18
2.2. Анализ подходов к формированию продуктовое предложение в программах корпоративном обучении 22
2.3 Анализ успешных кейсов компаний, применяющих продуктовый подход в формировании и реализации программ корпоративного обучения 26
3 Разработка и внедрение продуктового подхода при формировании и реализации программ корпоративного образования 31
3.1 Разработка подходов к формированию и реализации программ корпоративного образования основе анализа потребностей целевого сегмента рынка 31
3.2 Разработка программы продвижения программ корпоративного образования: позиционирование, УЦП. 36
3.3 Оценка эффективности продуктового подхода формирования образовательных продуктов 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Фрагмент для ознакомления
2
В условиях динамичного развития бизнеса корпоративное образование должно не только соответствовать текущим требованиям организации, но и быть инструментом стратегического развития компании. Традиционные образовательные программы все чаще уступают место более гибким и ориентированным на потребности бизнеса моделям. В этом контексте все большую популярность приобретает продуктовый подход, который предполагает разработку корпоративных образовательных программ как полноценного рыночного продукта с учетом спроса, потребностей сотрудников и бизнес-целей организации.
Продуктовый подход в корпоративном образовании основывается на применении маркетинговых принципов к разработке и реализации образовательных программ. В отличие от традиционного подхода, где обучение рассматривается как отдельная HR-функция, продуктовый подход включает анализ рынка, позиционирование образовательных программ и оценку их эффективности с точки зрения бизнес-результатов.
Основные принципы продуктового подхода:
Ориентация на потребителя – анализ потребностей сотрудников и их карьерных ожиданий.
Гибкость и адаптивность – возможность корректировки содержания программ в зависимости от изменений в компании и на рынке.
Коммерческое мышление – разработка образовательных программ как рыночного продукта с учетом конкурентных преимуществ.
Использование цифровых технологий – автоматизированный подбор программ, персонализированное обучение, применение Big Data и искусственного интеллекта для анализа эффективности.
Продуктовый подход к корпоративному обучению включает несколько ключевых этапов, связанных с анализом целевой аудитории, разработкой уникального ценностного предложения (УЦП), выбором каналов коммуникации и оценкой эффективности программ. (табл. 6)
Таблица 6
Основные подходы к формированию продуктового предложения в корпоративном обучении
Этап Описание
Анализ потребностей Исследование потребностей сотрудников, целей компании, определение ключевых компетенций.
Разработка УЦП Формирование уникального ценностного предложения, которое делает программу конкурентоспособной.
Выбор форматов обучения Определение оптимального сочетания очного, дистанционного и смешанного обучения.
Позиционирование Определение преимуществ программы, сегментация сотрудников по категориям.
Продвижение образовательных программ Внутренний маркетинг: вовлечение сотрудников, информирование через корпоративные платформы.
Оценка эффективности Использование KPI для оценки влияния обучения на бизнес-результаты.
Данные из Таблицы 6 показывают, что успешное формирование продуктового предложения в корпоративном обучении требует комплексного подхода, включающего маркетинговые стратегии и анализ данных.
Одним из ключевых аспектов продуктового подхода является анализ целевой аудитории. В отличие от стандартных учебных программ, которые создаются без учета индивидуальных предпочтений сотрудников, продуктовый подход предполагает сегментацию аудитории и персонализацию обучения.
Методы анализа потребностей:
Опросы и интервью – выявление ожиданий сотрудников от корпоративного обучения.
Анализ HR-данных – исследование карьерных траекторий и компетентностных пробелов персонала.
Мониторинг рынка – изучение лучших образовательных практик в отрасли.
Примером эффективного анализа потребностей сотрудников является применение системы адаптивного обучения, где содержание курса корректируется в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных предпочтений обучаемых. Динамика внедрения адаптивных образовательных программ в корпоративном секторе представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Рост использования адаптивных образовательных технологий в корпоративном обучении (2015-2025 гг.)
График подтверждает, что компании все чаще используют персонализированные образовательные программы, что повышает их эффективность и вовлеченность сотрудников.
После анализа потребностей разрабатывается уникальное ценностное предложение образовательной программы. Оно включает:
Определение ключевых преимуществ программы (например, ускоренное повышение квалификации, практическая ориентированность).
Дифференциацию от существующих аналогов – выделение конкурентных преимуществ корпоративных курсов.
Персонализацию контента – адаптацию учебных материалов под разные группы сотрудников.
Современные корпоративные программы обучения используют сочетание различных форматов, включая:
Дистанционные курсы и вебинары – удобство доступа, возможность обучения в любое время.
Гибридные программы – сочетание онлайн- и офлайн-форматов для максимальной эффективности.
Геймификацию и VR/AR-технологии – повышение вовлеченности и эффективности обучения.
Применение цифровых решений делает обучение более интерактивным и позволяет компаниям анализировать прогресс сотрудников в режиме реального времени.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальные документы и нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации, ред. от 01.01.2023 г.
3. Национальная система квалификаций РФ. Официальный портал Министерства труда РФ.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Министерство науки и высшего образования РФ.
5. Государственная программа поддержки корпоративного обучения в РФ. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
Монографии, учебники, учебные пособия
6. Александров, Ю. И. Психофизиология: Учебник для университетов. — М.: Юрайт, 2014.
7. Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.
8. Николаева, Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. — М.: Академия, 2023.
9. Вахрушев, В. И. Корпоративное обучение: теория и практика. — М.: Юрайт, 2019.
10. Нестеренко, С. В. Управление знаниями в организации. — СПб.: Питер, 2021.
11. Сидоров, А. В. Организационное обучение: современные тенденции. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
12. Ильина, Т. Г. Цифровая трансформация корпоративного обучения. — СПб.: Питер, 2022.
13. Рудаков, П. В. Инновационные технологии корпоративного обучения. — СПб.: Питер, 2022.
Книги двух и более авторов
14. Булатов, А. С., Большакова, И. И., Виноградов, В. В. Экономика: Учеб. для вузов / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. — 894 с.
Научные статьи и аналитические отчёты
15. IBM Corporate Learning Report (2023). Corporate Training Efficiency Study. IBM Press.
16. Bersin, J. The 70-20-10 Model for Learning and Development. Deloitte Insights, 2021.
Интернет-источники
17. Официальный сайт СберУниверситета. Корпоративное обучение в Сбербанке. URL: https://sberuniversity.ru (дата обращения: 05.03.2025).