Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования: в настоящее время интерес к вопросам человеческой агрессии носит всеобщий комплексный характер. К феномену агрессивности человечество проявляло интерес еще издревле, а в наше время она является предметом активных дискуссионных научно-практических исследований.
Если рассматривать статистику, то тревожным феноменом служит рост агрессивности среди молодежи.
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, который напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для данного сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Объект исследования: виды агрессии и агрессивного поведения.
Предмет исследования: сущность видов агрессии.
Цель исследования: исследование сущности видов агрессии.
Задачи исследования:
- изучение понятия агрессии,
- анализ понятия агрессивного поведения,
- выявление подходов к классификации видов агрессии,
- обзор и анализ эмпирических исследований по теме исследования.
Гипотеза исследования: выявление видов агрессии зависит от доминирующего подхода представителей психологической науки к определению агрессивного поведения и агрессии.
Теоретическое обоснование исследования: изучением различных аспектов психологии агрессии занимались зарубежные ученые А.Адлер, К.Левин, К.Томас, З.Фрейд, К.Хорни, Р.Фишер, У.Юри, Д.Морено, Д.Мид и другие. В нашей стране известны исследования по проблемам агрессивного поведения А.Я.Анцупова, Ф.М.Бородкина, Н.В.Гришиной, А.И.Донцовой, А.А.Ершова, Л.А.Петровской, А.И.Шипилова, А.Н.Сухова.
Отечественные исследования агрессии с позиции деятельностного подхода разворачивались по следующим направлениям: выявление взаимосвязи агрессивности и противоправного поведения (О.Ю. Михайлова, Д.В. Ольшанский, Ф.С. Сауфанов, С.Л. Соловьёва); поиск методов и средств социальной профилактики агрессивности (Г.А. Аванесов, Ю.Е. Иванова, Н.А. Ратинова, Е.В. Харитонова); определение закономерностей формирования агрессивности и соответствующего поведения на различных этапах онтогенетического развития (С.Б. Дохолян, Н.А. Дубинко, Ю.В. Егошкин, Ю.Б. Можгинский, Л.М. Чепелева) и т. д.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ И ВИДОВ АГРЕССИИ
1.1 Подходы к рождению феномена агрессии в психологической науке
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессивного поведения, его природы и факторов, влияющих на его проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. Познавательным и эмоциональным процессам;
4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них [9]:
Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
С позиции индивидуальной психологии А. Адлера главный источник поведения (читай агрессии) лежит в мощном стремлении к достижению превосходства и совершенства, которое развивается у человека в ответ на свою неприспособленность в природе как биологического существа и неполноценности отдельных своих органов. По всем своим параметрам человек уступал животным – в остроте зрения и тонкости нюха, в силе мускулов и отточенности зубов, в прыгучести и скорости бега. Совокупность этих недостатков не вызвала у человека только пассивное чувство переживания и комплекс своей неполноценности, а стала источником развития, движения к совершенству. Это развитие происходит с каждым из нас до 4-5 лет, это происходило с человечеством в период его «детства». Чувство неполноценности может стать причиной развития невроза, что наблюдается у детей с психофизическими дефектами в определенных макро- и микросоциальных условиях. Однако, это не фатально, и патологическое развитие можно предотвратить воспитанием и научением. Все важные проблемы, которые человек призван решать в своей жизни, А. Адлер относит к социальным, тем самым, приписывая человеку наличие социального интереса (общественного чувства). Именно чувством своей неполноценности и социальным интересом объясняет Адлер необходимость компенсации слабости человека в естественных и социальных условиях. Социальным интересам служит и агрессивность. Комплекс неполноценности порождает в человеке агрессивность [8].
Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).
К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции [7].
Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений» [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаев, В.А. Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема инклюзивного образования/В.А. Азаев, Е.Н. Буслаева// European research. - 2021 - № 9(10) - С. 10-14.
2. Антипин, В.Б. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества/В.Б. Антипин, Е.В. Герман// Омский научный вестник. – 2018. - № 5(122). – С. 160-162
3. Быструшкин, С.К. Психофизиологические аспекты агрессивного поведения/С.К. Быструшкин//Сибирский педагогический журнал - 2023- № 3 - С. 266-269.
4. Бэрон, Р. Агрессия//Р.Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
5. Виноградова, Н.С. Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков/Н.С. Виноградова, В.М. Заенчик //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2023. - № 3(7). - С. 62-65
6. Гладышев Ю. В. Особенности взаимосвязей механизмов психологической защиты с видами агрессии у юношей // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 21-29.
7. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция/К.Ю. Гуляева// Омский научный вестник. – 2019. - № 3 (55). – С. 107-110.
8. Демко, Е.В. Оценка эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности/Е.В. Демко// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2023. - № 4 (169). – С. 23-28.
9. Ениколопов, С.Н. Модель принятия собственной агрессивности/С.Н. Ениколопов, Л.В. Кан, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова//Форум агрессологии. Т.1. № 1 - 2011. - М.: ERGO, 2021. – С. 27-42
10. Зубова Л.В., Кириенко А.А. К вопросу о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности подростков. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-podrostkov
11. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2022. – 368 с.
12. Клеп, И.П. Социально-психологические особенности агрессивного поведения молодежи неформальных объединений: автореф. дисс...к. психол. н./И.П. Клеп. - М.: РГСУ, 2023. - 24 с.
13. Коповой, А.С. Агрессивное поведение подростков. Монография/А.С. Коповой. – Саратов: Слово, 2017. – 109 с.
14. Корытченкова, Н.И. Интегральные характеристики агрессивности личности/Н.И. Корытченкова, О.А. Ахвердова, С.С. Смагина// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. - № 4 (68). – С. 152-156.
15. Козловская, Н.В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков/Н.В. Козловская// Известия Саратовского университета – 2019. - т. 15. - № 4. – С. 88-93.
16. Мельников, В.М. Агрессивность в контексте психологической науки/В.М. Мельников//Вестник Бурятского гос. ун-та. - 2019. - № 2 - С. 184-187.
17. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений/И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова//Вестник Башкирского ун-та. - 2021. - № 4 - Т. 15. - С. 1326-1329.
18. Тимохина Т. В., Гончарова Е. В. Исследование уровня агрессии у студентов-первокурсников // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 54-65.