Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в науке господствует идея светского государства. Светское государство - это государство, в котором нет официальной государственной религии и ни одна вера не признается обязательной или желательной. Светский характер государства означает, что государство и церковь разделены и не вмешиваются в дела друг друга. Россия - страна, граждане которой исповедуют различные религии, включая христианство, ислам, буддизм и иудаизм: По данным Росреестра от 25 апреля 2017 года, зарегистрировано 29840 религиозных организаций (575 центральных религиозных организаций, 28108 местных религиозных организаций, 170 духовных образовательных учреждений, 483 монастыря и 504 иных религиозных учреждения), относящихся к 68 религиозным течениям.
Кроме того, значительное количество религиозных организаций осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и без образования юридического лица. Такое многообразие религиозной сферы в нашей стране не является уникальным в мировой практике, а представляет собой объективно обусловленную реальность. Оно является результатом длительного и сложного исторического процесса, на который повлияли различные факторы экономического, политического, национального и военного характера. Этот процесс - многовековое географическое расширение нашей страны, вобравшее в себя новые территории и различные народы, проживающие на этих землях, принимающие религии и секты.
Это и развитие экономических связей между Россией и зарубежными странами, и культурные обмены, и миссионерская деятельность, и собственные духовные поиски россиян. В целом современный религиозный ландшафт характеризуется двумя тенденциями: возрождение и рост влияния традиционных деноминаций и развитие новых религиозных движений. Самая крупная и влиятельная конфессия - Русская православная церковь (Московский патриархат) - насчитывает 17 687 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений. Протестантизм образовался в результате слияния ряда независимых церквей, уходящих корнями в Реформацию.
Он включает в себя лютеранскую, евангельскую христианскую, баптистскую, пятидесятническую, адвентистскую, пресвитерианскую и другие деноминации и насчитывает около 4 750 зарегистрированных общин. Общее число прихожан протестантских деноминаций составляет 1,5 миллиона человек. Ислам занимает третье место в России по количеству зарегистрированных общин (по числу приверженцев уступает только православию). В исламском сообществе зарегистрировано 5 513 организаций. Однако число мусульманских общин, не имеющих государственной регистрации, еще выше. У старообрядцев, иудеев, католиков и буддистов зарегистрировано 367, 273, 241 и 259 организаций соответственно.
Существуют также религиозные общины с небольшим количеством приверженцев и одной-двумя общинами. По данным всероссийского опроса общественного мнения, проведенного в апреле 2008 года, 73 % россиян считают себя православными, 6 % - мусульманами и менее 1 % - представителями других конфессий. Еще 3 процента не принадлежат к какой-либо конфессии, но считают себя верующими, 7 процентов колеблются между верой и неверием и 10 процентов относят себя к неверующим. Свобода совести лежит в основе самосознания человека и его права быть человеком. Свободный выбор мировоззрения является основой свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства.
Свобода совести в глобальном контексте является необходимым условием для преодоления раскола человечества и решения целого ряда глобальных проблем, включая социально-экономические, экологические и вопросы безопасности. Свобода совести и свобода вероисповедания относятся к числу фундаментальных прав человека и гражданина, и их гарантия играет решающую роль во всех вопросах прав человека. Пренебрежение этими правами превращает понятия «правовое государство» и «гражданское общество» в фикцию.
На современном этапе развития юридической науки комплексные исследования, посвященные теоретическим и практическим аспектам института свободы совести и вероисповедания в России, встречаются сравнительно редко. Однако существующие работы сыграли не последнюю роль в написании данной статьи. В основу данного исследования легли уже подготовленные работы, статьи и документы. Мы считаем, что это не только добавит значимости работе, но и позволит выстроить ее более полно и логично. В данной дипломной работе, не выходя за рамки рассматриваемой темы, я попытаюсь проанализировать современное состояние этой системы, права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации, то, как реализуется этот закон, и, наконец, постараюсь сделать некоторые выводы и обосновать их.
Целью моего исследования является анализ конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания как правовой системы в современном мире и российском демократическом обществе.
Для определения данной темы были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания»:
- Проследить правовое развитие свободы совести и свободы вероисповедания в России.
Предмет - изучить свободу совести как универсальное и многогранное явление и проанализировать взаимоотношения государства и религиозной веры в Российской Федерации. Объект исследования является правовое регулирование механизмов реализации свободы совести и вероисповедания, выраженное как в нормативно-правовой сфере, так и в практической реализации этих норм. Правовая свобода религиозных убеждений
1. Анализ понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», их закрепление в международных актах
1.1 Содержание и история понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»
В статье 28 Конституции Российской Федерации при определении отношения человека к религии наряду со свободой совести используется термин «свобода вероисповедания». Термин «свобода вероисповедания» используется в международно-правовых нормах, в частности в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других законах. Свобода религии - это право верить в любую религию и исповедовать ее.
Исторически значение этого термина расширялось, и сегодня свобода религии обычно понимается как право не признавать или исповедовать какую-либо религию, не проповедовать ту или иную религию или иное мировоззрение и/или не настаивать на их неприятии. Свобода религии - это синоним свободы вероисповедания и убеждений. Свобода религии означает не только право религиозных организаций различных конфессий свободно действовать в соответствии с законом, но и право любого человека свободно выбирать религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, принимать, изменять, распространять и выражать любое религиозное мнение, участвовать в религиозных культах и обрядах, не принадлежать ни к какой религии.
Необходимость концепции «религиозной свободы» связана, прежде всего, с религиозным многообразием, исторически сложившимся в регионе. Православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм и приверженцы этих различных сект и других религий составляют определенную религию. Приверженность человека определенной религии является реализацией религиозной свободы. Свобода религии означает право человека выбирать религиозную доктрину и беспрепятственно отправлять культ и практику в соответствии с этой доктриной. Таким образом, эта свобода уже первична по своему содержанию.
В субъективном смысле, то есть как право человека, понятие свободы вероисповедания равнозначно. Таким образом, индивидуальные или коллективные права в области религиозной свободы можно определить, как возможности, реализуемые отдельными лицами или общественными (религиозными) организациями, которые де-факто гарантируют свободу выбора мировоззрения, свободу выбора типа и меры поведения.
Индивидуальные права включают:
1) право иметь любые религиозные убеждения (любые 1) право иметь любые религиозные убеждения (принадлежать к любой религии);
2) Право не иметь никаких убеждений и не исповедовать никакой религии;
3) Право на смену религии;
4) Право на создание новой религии;
5) Право исповедовать, пропагандировать и действовать в соответствии с религиозными убеждениями;
6) Право получать религиозное или иное мировоззренческое образование по своему выбору;
7) право предоставлять своим детям религиозное или иное мировоззренческое образование;
8) право защищать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования.
Право на свободу объединения в религиозные организации. Данное право может быть зарегистрировано в установленном порядке в едином государственном реестре юридических лиц; 2) Право на создание и содержание свободно доступных мест собраний и мест отправления культа; 3) Право на свободу выражения и распространения религиозных убеждений и практики без принуждения или вмешательства со стороны государства или извне; 4) Право на свободу объединения в религиозные организации.
Право запрашивать и получать добровольную материальную и финансовую помощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности. Приведенный выше перечень не подходит для строгой научной классификации, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими правами. Из вышесказанного следует, что система религиозной свободы - это система, в которой люди имеют свободу свободно выбирать, иметь, изменять, распространять и выражать свои религиозные или иные убеждения, принимать или не принимать религиозные убеждения, исповедовать или не исповедовать свою религию, индивидуально или совместно с другими, без дискриминации или преследования со стороны государства или общества.
Ее можно определить, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области права свободно выбирать, иметь, изменять, распространять, выражать и действовать в соответствии с ними. Свобода совести - более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Свобода религии - это возможность верить в существование идеального существа, но не в виде кого-то из окружающих нас людей, а в виде особого и божественного существа, самого искреннего и человечного, которое помогает нам выбрать правильный путь, защищает нас от совершения зла и позволяет нам помогать ближнему.
Таким образом, свобода религии является частью свободы совести, поскольку один из аспектов свободы совести заключается в том, что человек может выбрать идеал и поклоняться ему. Можно сказать, что свобода совести связана со свободой религии как общее и специфическое понятие. Поскольку свобода религии включает в себя свободу религиозного выбора и религиозной практики, свобода религии является лишь одним из элементов свободы совести.
Свобода совести и свобода вероисповедания предполагают, что никакая власть (ни государство, ни духовенство конкретной религии) не имеет права вмешиваться в религиозную жизнь человека. Свобода совести означает право верить в Бога в соответствии с учением свободно выбранной религии или быть атеистом, то есть не верить в Бога вообще. Эта свобода особенно важна в государствах, где признана государственная религия, и поэтому на людей оказывается давление с целью заставить их принять эту религию. В государствах без государственной религии эта свобода служила защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах использовалась как прикрытие для пропаганды против официальной религии и преследования Церкви.
Однако, поскольку Россия является светским государством, а Церковь отделена от государственной власти, ее граждане имеют право самостоятельно выбирать и определять моральные основы добра и зла в соответствии со своими религиозными убеждениями или так называемой «общечеловеческой моралью». Следовательно, свобода совести эквивалентна свободе убеждений и мировоззрения без политико-идеологического содержания.
Существуют точки зрения, определяющие свободу совести как выражение отношения человека к религии, которое принимает три формы:
1. право верить в Бога, принадлежать к любой религии;
2. право быть безразличным к религии и атеизму;
3. право быть атеистом, то есть не принадлежать ни к какой религии и активно отрицать существование Бога;
4. право не быть членом религиозной общины, то есть не быть членом какой-либо религиозной общины.
Правовая система свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу реализации соответствующих субъективных прав. Подводя итог первой части, можно сказать, что человек обладает свободой вероисповедания. Эта свобода заключается в том, что никто не принуждается к действиям, противоречащим его совести в религиозных вопросах, и свободен от принуждения со стороны отдельных лиц и социальных групп, а также любых органов власти, как в частной, так и в общественной жизни, только при исполнении своих религиозных убеждений.
Или же, совместно с другими, никто не может быть лишен возможности действовать в соответствии со своей совестью и в соответствующих пределах. Однако при осуществлении религиозной свободы должны соблюдаться моральные принципы личной и социальной ответственности. Гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и поэтому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. Также важнейшей обязанностью гражданской власти является защита и поддержание религиозной свободы с помощью справедливых законов и других соответствующих средств и обеспечение благоприятных условий для процветания религиозной жизни.
1.2. Международно-правовые документы в области свободы совести
Конституция Российской Федерации гласит: «Каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Это включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религию или иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28). Эта формулировка перекликается с подходом, изложенным в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. Однако в Конституции РФ говорится не только об атеистических убеждениях, но и об атеистической пропаганде («распространении религиозных и иных убеждений»). Каждому гарантируется свобода религиозной и атеистической деятельности [10].
На конституционном уровне свобода совести формально связана со свободой вероисповедания, но не отождествляется со свободой убеждений, как раньше. В главе 1 также говорится, что это два самостоятельных понятия, каждое из которых имеет свое юридическое содержание и значение. Однако детальный анализ вышеупомянутых статей Конституции Российской Федерации показывает, что свобода совести и свобода вероисповедания являются единым понятием и составляют единую правовую систему [11]. В эту правовую систему должны входить нормы, которые включены во многие другие статьи Конституции РФ и гарантируют свободу совести и вероисповедания.
А именно: принцип идеологического многообразия (статья 13); светский характер государства и запрет на установление государственной или обязательной религии (часть 1 статьи 14); отделение религиозных организаций от государства и равенство перед законом (часть 2 статьи 14); равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и убеждений, а также от религиозной принадлежности и запрет на любые формы ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности (статья 19); запрет пропаганды и подстрекательства к разжиганию религиозной ненависти и вражды (статья 17, часть 2).
Статья 17 (2) гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что включает в себя религиозные свободы и права. Согласно статье 18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательных и административных органов, местного самоуправления и гарантируются правосудием. Иными словами, все правовые нормы и действия властей должны учитывать интересы веры и верующих.
Невозможно задержать человека по принципу исповедания той или иной религии, если это не нарушает неотъемлемых прав свободы и личности, определенных статьей 22 Конституции Российской Федерации и законами государства. Таким образом, сегодня в нашей стране созданы конституционно-правовые предпосылки, необходимые для реализации всеми лицами (верующими и неверующими) своего права на свободу совести и вероисповедания. Конституции (уставы) наших субъектов также говорят о праве на свободу совести и вероисповедания.
Например, о свободе совести и вероисповедания говорится в статье 25 Конституции Республики Тыва, статье 29 Конституции Республики Коми, статье 7 Закона Челябинской области. Статья 7 Устава Челябинской области (Основной закон) и статья 13 Конституции Республики Саха (Якутия) (Основной закон).
Миссионерская деятельность включает в себя, помимо совершения религиозных обрядов и церемоний, распространение религиозных и иных убеждений непосредственно или через средства массовой информации (различные статьи в газетах и периодических изданиях, теле- и радиопередачи и т.п.), миссионерскую работу, дела милосердия и благотворительности, религиозное воспитание и образование (воскресные школы, теологические факультеты вузов и т.п.), аскетическую деятельность (монастыри, скиты и т. д.), паломничества и другие виды деятельности, определяемые Министерством по делам религий и христианства. Эти права раскрывают основные принципы взаимоотношений между государством и личностью. Учитывая современный подход к правам человека, необходимо дополнить нормативные правовые акты обязательствами государства по отношению к личности.
Иными словами, праву на свободу совести и вероисповедания должны соответствовать определенные обязательства государства по обеспечению этого права, которые являются частью правового статуса личности. В противном случае права и свободы становятся декларативными и пустыми [12]. Следует отметить одно важное для правоприменительной деятельности обстоятельство: права и свободы [свобода совести и вероисповедания], предусмотренные статьей 28 Конституции Российской Федерации, не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения [13].
Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-Ф «О свободе совести и о религиозных объединениях». ФСБ подтверждает право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, исходя из того, что Российская Федерация является светским государством; признает особую роль Православной Церкви в становлении и развитии истории России, ее духовности и культуры признает роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия российского народа, и уважает эти религии, которые не имеют правового превосходства друг над другом и над другими религиями.
Этот нормативно-правовой акт гарантирует свободу вероисповедания и запрещает обязанность раскрывать свое отношение к религии. Принадлежность к той или иной религии может быть основанием для дискриминации или неблагоприятного отношения, хотя многие верующие часто не скрывают этого. Также важно, что в этом документе признается конфиденциальность исповеди. Ни при каких обстоятельствах священнослужитель не может быть обязан разглашать информацию, полученную во время исповеди. Граждане России имеют право на замену военной службы на гражданскую, если их вероисповедание или религия противоречат военной службе [14].