Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 5
1.1 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 5
1.2 Кинезиологические упражнения: понятие, виды, значение 9
Фрагмент для ознакомления
2
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательную область «Физическое развитие» входит решение задачи развития мелкой моторики обеих рук, поскольку у детей развивается мелкая моторика пальцев рук и различные тактильные впечатления, оказывает существенное влияние на развитие речи, уменьшается появление различных ее дефектов и снимается психическое напряжение[1].
В литературе существует множество определений понятия «мелкая моторика».
Слово «моторика» (лат. двигательное движение) обозначает двигательную деятельность тела, отдельных его органов или частей. По мнению В.И. Селиверстова, в понятие моторики авторы вкладывают неодинаковое содержание. Большинство из них акцентируют на двигательные качества человека (скорость, мощность, ловкость) и измеряют их по результатам прыжков, бега и метания. Лучшее объяснение дает А. Гамбергер определял моторику как результат умения и способностей, результат полной возрастной структуры двигательного чувства определенного типа (мимики, врожденных особенностей тела, жестов) [14].
В науке под мелкой моторикой понимают способность выполнять мелкие и точные движения пальцев рук в результате согласованного действия важнейших систем: нервов, мышц и скелета.
Мелкая моторика – это движения, которые задействуют мелкие мышцы и требуют специального развития. Эти движения не являются безусловными рефлексами, такими как ходьба, бег или прыжки. Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими свойствами сознания: вниманием, зрительно-моторной памятью, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, речью, воображением [11].
Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения: от простых (например, удерживание игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).
Развитие мелкой моторики – это постепенный процесс, который индивидуален и различен для каждого ребенка. В начале жизни движения детей непоследовательны, неопытны и неловки, но со временем ребенок развивает мелкую моторику и приобретает разнообразные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы у их ребенка быстрее и эффективнее развивалась мелкая моторика, они будут заниматься с ним развивающими играми, которые помогают улучшить мелкую моторику ребенка.
Развитие моторики – длительный и сложный процесс. Мелкая моторика помогает совершать простые жесты (например, брать предметы) и относительно небольшие и сложные движения (например, писать). Почерк человека зависит от уровня развития мелкой моторики.
Существует несколько способов развития мелкой моторики ребенка [11]:
Зрительно-моторная координация предполагает зрительное восприятие движущихся предметов и связывание его с движениями тела, что позволяет двигать рукой ребенка при письме или рисовании, находя оптимальный способ выполнения задания.
Развитие графомоторики позволяет правильно держать ручку или карандаш, определяет положение рук, включает пространственную ориентацию и чувство ритма.
Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с.
2. Федеральная адаптированная образования программа дошкольного образования URL: https://lih1.otdelobr.ru/wp-content/uploаds/2023/10/fаop-tnr-noo-5.1-i-5.-2.pdf (дата обращения 11.02.2025).
3. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/аrchive/232/53735/ (дата обращения: 25.02.2025).
4. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 56 с.
5. Деннисон, П. Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей/ П. Е. Деннисон, Г. Е. Деннисон. — Спб.: ВЕСЬ, 2016.
6. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С, Рузина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
7. Крупенчук, О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи/ О. И. Крупенчук, О. В. Витязева. — СПб.: Литера 2019.
8. Кривошеина, А. В. Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду / А. В. Кривошеина // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 244-245. — URL: https://moluch.ru/аrchive/512/112459/ (дата обращения: 25.02.2025).
9. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0–28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
10. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет : монография / Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. – с. 28-35.
11. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии школьников : монография / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Начальная школа. 2015. – № 1. – с. 60-64.
12. Романова, А.А. Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки / А.А. Романова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №4 (48). URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/rаzvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-4-5-let-v-protsesse-lepki (дата обращения: 25.04.2024).
13. Русяев, А. П. Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста / А. П. Русяев, К. А. Буянова // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 504-506. —[Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/аrchive/466/102642/ (дата обращения: 06.06.2024).
14. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н.И. Поддьяков, Т.С. Комарова и др./ Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
15. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001. – 244 с.
16. Уланова, Н. В. Мелкая моторика как эффективное условие развития речи у дошкольников / Н.В. Уланова // Вестник магистратуры. 2014. №4-2 (31). URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/melkаyа-motorikа-kаk-effektivnoe-uslovie-rаzvitiyа-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 25.04.2024).
17. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999. – 112 с.