Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от правовых, моральных, возрастных и других норм, принятых в обществе. Типами девиантного поведения являются аддиктивное, делинквентное, психопатическое, патохарактерологическое, поведение, основанное на гиперактивности.
Подростковый возраст - это переходный возраст от детства к взрослой жизни. Психологические особенности отражают анатомо-физиологическую перестройку организма подростка. Развитие психики подростка в этот период (интеллектуализация восприятия, памяти, развитие абстрактно-логического мышления, развитие воли, эмоциональное развитие), базовое и половое развитие определяют противоречия психического развития этих возрастных этапов, которые необходимо учитывать в воспитании. В этот период возникают проблемы, которые связаны с самооценкой и началом развития самосознания. Появляется чувство собственного достоинства. В этом случае у подростков в 12-13 лет появляется место для самовосприятия, самоотречения.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков?
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом исследования являются психолого–педагогические условия коррекции девиантного поведения подростков.
Целью исследования является изучение девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу о способах коррекции девиантного поведения подростков.
2. Изучить эмоциональную сферу подростков.
3. Создать программу коррекции девиантного поведения подростков.
Методологическую основу исследования составили личностный и деятельностный подходы.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1. Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: экспериментирование, тестирование, анкетирование, устная речь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и программа эмоциональной коррекции девиантного поведения подростков могут быть рекомендованы психологам, социальным педагогам и другим специалистам, профессионально ориентированным на работу с подростками, а также родителям.
Экспериментальная база исследования: МБОУ "Пестяковская СШ".
Структура дипломной работы бакалавра включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы коррекции девиантного поведения подростков
1.1 Подростки - возрастная особенность
Половое созревание - это не просто период активного полового созревания, это серьезный кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к независимости. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в обществе, формируется жизненная позиция и внутренние установки.
Оно наступает в течение нескольких лет. Средний возраст составляет от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила этот возрастной диапазон с 10 до 19 лет. И некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в возрасте 8-10 лет, а взросление заканчивается ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к независимости и изоляции оставляет след на всех сторонах личности.
Подросток уже не ребенок, но в то же время еще не взрослый. Это означает, что он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами со стороны взрослых. Таким образом, в семье назревает конфликт. Это особенно верно в тех случаях, когда родители полностью отказываются признавать взросление своего ребенка и продолжают относиться к нему как к ребенку.
Психологи выделяют три стадии взросления:
1. Ранняя юность
Возраст 10-14 лет. В это время в организме происходят активные физиологические изменения. Половое созревание и интенсивная выработка гормонов приводят к серьезным внутренним и внешним изменениям. Девочки испытывают перепады настроения и эмоциональную нестабильность. Внешне они становятся более женственными, их формы округляются, в интимных местах под мышками появляются волоски, и начинается первая менструация. Мальчики становятся взрослыми немного позже, чаще всего в возрасте полутора лет. Для него характерно увеличение половых органов, появление волос на теле и пятен. Перепады настроения типичны, как и у девушек.
Это начинается в возрасте 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток выглядит как взрослый мужчина, гормональные изменения завершены и стабилизированы. С физиологической точки зрения мальчики и девочки в это время готовы к деторождению. Однако психологическое состояние все еще далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивным поведением. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях и плохо ориентируются в последствиях собственных действий и решений.
2. Поздняя юность
Он начинается в возрасте 17-18 лет и полностью заканчивается в возрасте 23-25 лет. В этом возрасте молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои поступки, имеют профессию, увлечения. У них есть свои собственные цели и они знают, чего хотят достичь в жизни.
Внезапные изменения в организме, гормональные колебания и психологическое созревание приводят к сильному стрессу. В результате поведение и реакции подростка характеризуются вспыльчивостью, агрессией или даже слезами.
В этот период ребята самокритичны и остро воспринимают мнение окружающих на свой счет. Они чрезвычайно чувствительны к тому, как другие относятся к ним, что они говорят о них, что они думают. В этом возрасте очень важны ваша внешность, фигура и параметры. Попытка идти в ногу с модой может привести к множеству ошибок. Самооценка подростка обычно очень низкая не по объективным причинам, а из-за резких перепадов настроения и гормональных изменений. Обычно это выравнивается в конце полового созревания.
Подростки болезненно ранимы и страдают от перепадов настроения из-за гормональных изменений. Родителям и взрослым следует очень тактично, а иногда даже разумно и осторожно высказывать свое мнение о внешнем виде, достижениях и заслугах детей, а иногда лучше об этом не упоминать. Ведь даже малейший упрек или недоверие могут привести к серьезным проблемам с самооценкой, неуверенности в себе, робости и стеснительнице. А безграничная похвала, в свою очередь, может сформировать высокомерие, самоуверенность, что также чревато негативными последствиями.
Подросток крайне чувствителен к критике, адресованной в его адрес, в адрес его семьи или друзей. Из-за этого может возникнуть серьезный конфликт с обидчиком. Если это родитель, реакция ребенка может быть самой разной, но всегда негативной. К ним относятся уходы из дома, попытки закурить или пристраститься к алкоголю и другим запрещенным веществам, близость или, наоборот, агрессия и крики, дружба с сомнительными и неблагополучными людьми.
Один из самых больших страхов в подростковом возрасте - это боязнь показаться маленьким и слабым. Очень велик страх поставить себя в неловкое положение. Очень часто дети готовы совершать неправильные и дальновидные поступки, чтобы показать свою независимость и силу. Растущие дети очень зависимы от мнения своих сверстников, и под их влиянием они могут даже причинить себе неприятности и вред.
Подростки еще не умеют объективно оценивать окружающих. Поэтому решения о человеке часто принимаются только на основании его внешности, поступков и выражения лица. Поспешность и категоричность часто проявляются по отношению к обществу. Между тем, молодые люди не склонны адекватно оценивать собственные поступки. Они часто не замечают своих реальных недостатков и негативных качеств. Гормональные колебания чреваты не только перепадами настроения, но и снижением внимания и концентрации. Учащиеся-подростки гораздо хуже усваивают новую информацию, что приводит к снижению их успеваемости.
Подростковый возраст характеризуется поиском себя, своего предназначения. Молодые люди начинают задумываться о собственном смысле, целях и мечтах. Чаще всего эти изменения проявляются в смене имиджа. Ребята красят волосы в яркие, кислые тона, носят странную одежду и слушают тяжелую музыку.
Для этого возраста характерны разные интересы, ребенок хочет много знать, пробует себя в разных направлениях. Если родители направят эту энергию и желание в нужное русло, это существенно повлияет на развитие навыков и умений в будущем.
Подростку сложно контролировать себя, так как его мозг активно развивается. Лимбическая система (которая отвечает за эмоции и желания) растет невероятно активно, но префронтальная кора (которая отвечает за контроль и торможение) не успевает за этим.
Наиболее характерной чертой подросткового возраста является нестабильное эмоциональное состояние. Перепады настроения могут быть настолько сильными и быстрыми, что иногда "бывший" ребенок за секунду переходит от крика к громкому смеху. Поведение может кардинально измениться и ни от чего не зависит. Даже самый незначительный повод, неосторожное слово или фраза, могут вызвать у подростка гнев или истерику. Вспышки гнева и злости могут быстро смениться любящим и добрым поведением.
Юношеский максимализм во всей красе расцветает как раз в это время. "Все или ничего", "Сейчас или никогда". Эти убеждения прочно укореняются в сознании, и многие поступки основаны на таком отношении. Пик упрямства приходится именно на подростковый возраст.
Инфантилизм, нежность, слезы. Дети очень чувствительны к замечаниям, упрекам и фразам в их адрес. Критика воспринимается настолько "лично", что иногда одно неверное слово со стороны матери или отца может полностью подорвать самооценку и отправить ребенка в объятия депрессии.
Это период, когда детство уже закончилось, но взрослая жизнь еще не началась. Переходный период считается самым трудным в жизни человека, потому что молодые люди еще не понимают, что они не являются полностью самостоятельными личностями. Это непонимание приводит к волнениям и ссорам со взрослыми, потому что они будут делать все, чтобы доказать, что они взрослые. В этом случае родители никогда не должны наказывать или высмеивать попытки ребенка самоутвердиться. Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему на равных, чтобы они принимали его во внимание. Все попытки контроля и чрезмерных защитных мер жестко и агрессивно отвергаются. Детей часто одолевают грусть и обида. Они приходят к убеждению, что их никто не любит и не понимает. В этот момент авторитет сверстников начинает укрепляться, и мнение одноклассников становится важнее мнения близких. У взрослого ребенка возникает острая потребность в собственном признании в компании друзей и школьников. Мнение и взаимоотношения в коллективе становятся приоритетными. Этот возраст характеризуется потребностью в компаньоне, лучшем друге, приятельнице, которая станет союзником, единомышленником, более понимающей и ценимой.
Психологи выделяют 2 типа поведения:
* Кризис зависимости. Это проявляется в инфантильности, несамостоятельности у подростка, полном послушании и отсутствии собственного мнения.
* Кризис независимости. Его основными чертами являются агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, негативное отношение ко всему и желание поступать по-своему.
Некоторые родители считают, что лучше встать на путь зависимости. Таким образом, ребенок будет ближе к взрослым, и они будут спокойнее относиться к нему. Тем не менее, главной задачей молодежи является формирование самостоятельности, поэтому путь независимости больше подходит для формирования новой взрослой личности.
Подростки не сильно изменились. Они по—прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся - просто не обязательно в таком порядке.
Во-первых, половое созревание характеризуется физическими изменениями. Мальчики и девочки быстро взрослеют. Кроме того, рост организма в целом происходит довольно неравномерно. Сначала растут голова и руки, и только потом верхняя часть туловища. Эта природная "несправедливость" заставляет мальчиков и девочек страдать из-за собственной внешности.
Мышечная система также развивается очень быстро, что создает неудобства для сердечно-сосудистой системы. В результате - перепады настроения, эмоциональная нестабильность, усталость и снижение концентрации.
Гормональные колебания приводят к развитию вторичных половых признаков. У девочек округляется грудь, увеличиваются бедра и волосы в паху под мышками. Появляется менструация. Секреция сальных желез также может превратить свежеочищенное лицо девушки в полотно от прыщей. А это, в свою очередь, тоже доставит массу неприятностей и станет причиной низкой самооценки.
Расстройства пищевого поведения часто возникают на фоне неудовлетворенности собственным телом, а психические заболевания, такие как булимия и анорексия, могут развиваться, особенно у девочек. Обратите особое внимание на диету подростка, но ни в коем случае не высмеивайте его физическое состояние. Если у вашей семьи еще нет привычек здорового питания, пришло время узнать о них больше и придерживаться их.
Мальчики также испытывают всплески роста, их гениталии увеличиваются в размерах, их голос останавливается и становится тише, а на их телах и лицах появляются волосы. У мальчиков прыщи и жирная кожа встречаются так же часто, как и у девочек.
Подростки впервые начинают испытывать физическое влечение к противоположному полу.
Девочки обычно опережают мальчиков в развитии на полтора-два года. Их первые всплески роста происходят в среднем в возрасте 11 лет, в то время как у мальчиков они не происходят до 13 лет. Максимальный рост происходит весной, а максимальное увеличение веса - осенью. Мальчики обычно не догоняют девочек в своем развитии до последних классов школы, и мальчики все еще растут, в то время как девочки уже остановились.
Половое созревание - самый трудный, но и самый важный возраст в личностном развитии. Семья, отношения в этой семье и стиль воспитания играют очень важную роль в формировании самооценки взрослого ребенка. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношение к собственным детям и детское восприятие в целом определяют позицию подростка в отношении отношений с людьми и миром.
Согласно исследованиям психологов, семейные проблемы сегодня являются одной из самых распространенных проблем в обществе. Нарушение родительско-детских отношений часто приводит к негативным последствиям для психического развития подростка. Система образования, существующая в детстве, закладывается в основу и переносится во взрослую жизнь.
Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве могут привести ребенка к повышенной тревожности, отсутствию защищенности и доверия к миру и людям. У ребенка может развиться чувство бесполезности, пренебрежения, беспомощности и опасности. Таким образом, дети теряют уверенность в своей ценности, в своей необходимости. Они становятся уязвимыми, чувствительными и подозрительными.
Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свою внешность, способности, талант и дряхлость. Самооценка может быть адекватной и ложной, ложной и истинной, высокой или низкой, стабильной или нестабильной.
В раннем возрасте ребенок часто оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или высокий.
В подростковом возрасте на первый план выходит чувство собственного достоинства. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, наделенную определенными психологическими особенностями. У вас появляется новый взгляд на себя, желание понять себя и свои чувства, оценить себя и сравнить себя с другими.
Чтобы обеспечить стабильную самооценку, подростки постоянно ищут признания себе, своим поступкам и мыслям. Часто, чтобы поддержать общество, они могут пойти на компромисс со своими собственными неустойчивыми убеждениями и принципами. И все это только из-за страха не быть принятым в группу, клан. В этот момент человек может стать беспокойным, неуверенным, уязвимым