Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. ESG-маркетинг актуален, так как в современном мире потребители всё более осознанны и информированы о важности экологических, общественных и управленческих аспектов при выборе продуктов. Причины актуальности ESG-маркетинга:
1.Улучшение репутации бренда. Внедряя принципы ESG в свой бизнес, компании могут повысить лояльность потенциальных клиентов и привлечь новую аудиторию.
2.Улучшение репутации HR-бренда. ESG-принципы затрагивают не только экологические инициативы, но и социальные и бизнес-факторы: официальное трудоустройство, конкурентная зарплата, прозрачная структура бизнеса с понятными процессами и возможностями развития для сотрудника.
3.Появление дополнительных источников финансирования. Бизнесу с активным ESG-подходом проще получить деньги от государства, такие компании могут рассчитывать на налоговые льготы, более выгодные условия кредитования, а также на получение налогового вычета за благотворительные взносы.
4.Возможность продвижения продуктов среди молодого поколения. Оно предпочитает покупать у компаний, которые отражают его ценности.
При этом важно, чтобы ESG-маркетинг был честным и прозрачным. Использование ESG-принципов в маркетинге должно быть подкреплено реальными действиями и не должно применяться только для привлечения внимания клиентов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном бизнесе осознание того, что конкурентоспособность зависит от соотношения цены и качества, является ключом к получению прибыли от экономической деятельности. Поэтому для каждой организации крайне важно найти свой уникальный путь развития, принимая во внимание национальные и законодательные особенности страны.
Актуальность работы определяется необходимостью развития технологий связей с общественностью и переосмысления роли технологий связей с общественностью в современном обществе. Экологические проблемы волнуют всех, это универсальная тема, так же как и социальные вопросы образования, сирот и инвалидов. Любая из этих тем вызовет бурный диалог, но одно из преимуществ, которое может быть успешно использовано здесь, заключается в том, что осведомленность общественности о том, что происходит на самом деле, очень низка. Однако все понимают, что с окружающей средой что-то не так. Так много людей хотят внести какой-то вклад в улучшение ситуации и жизни следующего поколения. Благодаря вниманию и знанию технологий по связям с общественностью легко манипулировать психологическими эмоциями покупателя, чтобы он мог осознанно выбирать товары и бренды, которые выгодны вам. В контексте растущего интереса к экологически чистым продуктам эти ситуации стали особенно актуальными и важными.
Объект исследования: ESG концепция в маркетинговых коммуникациях.
Предмет исследования – определение роли ESG концепции в эффективности продаж спортивной одежды.
Цель работы: определить влияние концепции ESG на маркетинговые процессы коммерческой организации в области спортивной одежды/экипировки.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
−проанализировать понятие и особенности PR-продвижения организаций;
−рассмотреть понятие и особенности экологического пиара;
−описать особенности использования PR-технологий в экологическом PR;
−привести организационно-экономическую характеристику организации;
−провести анализ методов и каналов продвижения организации посредством использования экологических инициатив в PR-стратегии компании «Patagonia»;
−разработать систему предложений, направленных на совершенствование системы продвижения экологических инициатив в PR-стратегии компании «Patagonia».
Методы исследования: опрос, метод кейс study.
Теоретическая значимость заключается в том, что материал работы может быть использован в процессе изучения темы «Продвижение экологических инициатив в PR-стратегии компании «Patagonia»».
Практическая значимость исследования заключается в решении эмпирических задач, направленных на конкретные практические результаты, а именно предложенный в работе комплекс PR-мероприятий для продвижения компании.
Структура настоящей работы в соответствии с определенным кругом задач включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ESG
ESG-маркетинг – это инструмент, который позволяет организациям демонстрировать свою приверженность целям в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG). Он предполагает отчётность и коммуникацию о прогрессе организации в таких областях, как снижение выбросов углерода, продвижение социальной справедливости и соблюдение этических практик управления. Некоторые аспекты ESG-маркетинга:
1.Экологическое воздействие. Отчётность и раскрытие мер по снижению выбросов углерода, сохранению энергии и природных ресурсов, минимизации экологического следа.
2.Социальная ответственность. Демонстрация инициатив по продвижению разнообразия и инклюзивности, поддержке сообществ, обеспечению справедливой трудовой практики и вкладу в благополучие общества.
3.Практики управления. Сообщение о прозрачных структурах управления, этичном ведении бизнеса и системах управления рисками.
Цель ESG-маркетинга – информировать заинтересованные стороны, включая инвесторов, руководителей, сотрудников и клиентов, о том, как компания решает важные для бизнеса ESG-темы.
Преимущества ESG-маркетинга:
1.Улучшение репутации бренда в глазах клиентов. Внедряя принципы ESG в свой бизнес, компании могут повысить лояльность потенциальных клиентов и привлечь новую аудиторию.
2.Улучшение репутации HR-бренда. У бизнеса появляется возможность получить более мотивированных и лояльных к работодателю сотрудников.
3.Появление дополнительных источников финансирования и повышение инвестиционной привлекательности. Бизнесу с активным ESG-подходом проще получить деньги от государства. Также такие компании могут рассчитывать на налоговые льготы, более выгодные условия кредитования, а также на получение налогового вычета за благотворительные взносы.
Важно, чтобы ESG-маркетинг был честным и прозрачным. Использование ESG-принципов в маркетинге должно быть подкреплено реальными действиями и не должно применяться только для привлечения внимания клиентов.
Теоретико-методологическая база ESG включает в себя фундаментальные положения концепции устойчивого развития, экономики замкнутого цикла, а также методологические подходы, которые нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных учёных.
Концепция ESG в современном маркетинге учитывает три аспекта деятельности компании: экологический, социальный и управленческий. Внедрение ESG-факторов в маркетинговые стратегии не только улучшает репутацию компании, но и способствует устойчивому развитию. Потребители становятся всё более осведомлёнными и требовательными, ожидая от брендов ответственного подхода. Компании, которые адаптируют свои маркетинговые стратегии в соответствии с ESG-принципами, выигрывают в долгосрочной перспективе, привлекая лояльных клиентов и улучшая свои позиции на рынке.
Аспекты теоретико-методологической базы ESG:
1.Экологические принципы. Ориентированы на получение информации о вкладе корпораций в минимизацию рисков и ущерба, причиняемого их деятельностью окружающей среде. Например, участие в зелёных проектах, производство товаров из переработанного сырья.
2.Социальные принципы. Ориентированы на то, каким образом бизнес учитывает интересы, соблюдает законные права своих сотрудников, потребителей, контрагентов и других. Например, участие в социальных проектах, обеспечение достойного эффективного труда.
3.Управленческие принципы. Ориентированы на обеспечение транспарентности бизнеса, решение проблемы конфликта интересов и реализацию комплекса мер в части соблюдения антикоррупционного законодательства.
Некоторые методы, которые используются в рамках теоретико-методологической базы ESG:
1.Теоретические методы. Систематизация и выборка необходимых данных из документации рейтинговых агентств.
2.Эмпирические методы. Группировка явлений по ключевым признакам, определение численных параметров объекта исследования, представление информации в таблично-графической форме, систематизация полученных результатов.
Также в исследованиях по ESG используются нормативно-правовая база, периодические экономические издания, монографии по проблемам устойчивого развития корпоративного сектора, публичные аналитические отчёты и исследования рейтинговых агентств, консалтинговых и аудиторских компаний, электронные ресурсы сети Интернет.
Экологические проблемы волнуют всех, это универсальная тема, так же как и социальные вопросы образования, сирот и инвалидов. Любая из этих тем вызовет бурный диалог, но одно из преимуществ, которое может быть успешно использовано здесь, заключается в том, что осведомленность общественности о том, что происходит на самом деле, очень низка. Однако все понимают, что с окружающей средой что-то не так. Так много людей хотят внести какой-то вклад в улучшение ситуации и жизни следующего поколения.
Проблемы, связанные с ESG:
1.Недостаток финансирования. В период кризиса компании часто сокращают элементы ESG-стратегии из-за недостаточности средств.
2.Ограничения со стороны западных стран. Санкции блокируют передачу российским компаниям современных технологий, направленных на энергосбережение и бережное отношение к окружающей среде.
3.Отсутствие стандартизации показателей ESG. Критерии ESG могут существенно различаться в зависимости от организации и рейтинговой системы. Из-за этой разницы инвесторам сложно напрямую сравнивать компании или оценивать истинное влияние их ESG-деятельности.
4.Дебаты о финансовых результатах инвестиций в ESG. Критики утверждают, что, хотя фонды ESG могут показывать хорошие результаты в определённых рыночных условиях, недостаточно доказательств того, что они постоянно превосходят показатели, не связанные с ESG.
5.Распространение практики green washing. Это когда заявление о соответствии повестки расходится с реальными результатами деятельности компании.
6.Компенсация вместо сокращения выбросов. Часто бизнес пытается не сокращать выбросы, а компенсировать их, например, покупая углеродные единицы от климатических проектов.
Обладая знаниями в области ESG, легко манипулировать психологическими эмоциями покупателя, чтобы он осознанно сделал свой выбор в пользу вашего товара и бренда. Экологические связи с общественностью - это область связей с общественностью, направленная на защиту окружающей среды. Связи с общественностью в области охраны окружающей среды включают:
1. PR товаров и услуг, которые являются более экологичными, чем их аналоги.
2. Связи с общественностью социального характера требуют дружественного отношения к окружающей среде; связи с общественностью компаний, которые делают упор на экологическую политику и уделяют внимание окружающей среде; связи с общественностью продуктов и услуг, полезных для здоровья.
С появлением экологических связей с общественностью также существует риск того, что компании могут просто воспользоваться популярной тенденцией в своих интересах, фактически не делая ничего полезного для охраны окружающей среды и здоровья человека. Мы говорим о компаниях, которые тратят больше времени и денег на пропаганду своей экологичности, чем на фактическое снижение своего негативного воздействия на природу и здоровье человека.
Таким образом, правильное использование технологий по связям с общественностью может помочь продвигать компании, заботящиеся об окружающей среде и здоровье людей. Это позволяет нам выйти на новый уровень развития. Конечно, на производство экологически чистой продукции уходит много денег, но благодаря статусу «защита окружающей среды» продукция добилась большого успеха.
Продвижение бренда — это способ информировать, напоминать, убеждать и влиять на потребителей в их решении приобрести продукт или услугу под брендом. Маркетинговая сила компании проводит продвижение бренда в первую очередь, хотя оптовые и розничные продавцы также могут это делать. Современная информационная среда, в свою очередь, предлагает множество каналов коммуникации. Роль брендов в работе компании неисчислима. Прежде всего, это признание на рынке, индивидуальность, различия с конкурентами и гарантия качества. Компания, у которой нет собственного особого и личного бренда, обречена на быстрый провал в своей деятельности. Это довольно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, поэтому крупные компании привлекают для развития бренда профессиональные, специализированные компании.
Коммуникационные стратегии:
1.Событийный маркетинг.
2.Мерчандайзинг. Создание внешнего вида магазинов, оформление витрин и точек продаж для привлечения клиентов и создания узнаваемого образа бренда.
3.Работа с инфлюенсерами и лидерами мнений. Создание собственного комьюнити позволяет проводить закрытые вечеринки и мероприятия, что в дальнейшем освещается в социальных сетях лидерами мнений.
4.Спонсорство. Компания финансирует или поддерживает определённое мероприятие, организацию или проект в обмен на возможность ассоциировать свой бренд с этими событиями.
5.Коллаборации. Сотрудничество между брендами одежды или с участниками из других отраслей для привлечения внимания аудитории.
6.Использование социальных сетей. Продвижение бренда в социальных медиа для двустороннего общения с потребителями и публикации актуальной информации.
Формирование имиджа в сфере связей с общественностью, привлечение аудитории, создание благоприятной атмосферы и многие другие функции предполагают включение в работу определенных средств. То, что мы называем «инструментами по связям с общественностью», относится к инструментам и методам, используемым специалистами по связям с общественностью для достижения своих целей. Инструменты по связям с общественностью делятся на пять категорий: деловая активность, специальные мероприятия, социальные проекты, СМИ и Интернет. Его деловая деятельность включает форумы, телефонные конференции, семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы и выставки. Их особенностью является то, что они входят в особый элитный круг, который может быть связан с бизнесом. Специальные мероприятия - это особый инструмент в деятельности отдела по связям с общественностью[ Утина И.В., Проводина Г.П. Искусство организации мероприятий. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018 с. 63.].
Яркое, качественное и продуманное мероприятие не только привлечет внимание ключевых участников PR-бизнеса, но и создаст позитивный имидж, повысит узнаваемость и укрепит бренд.
Социальная деятельность, такая как спонсорство или благотворительность, является важным инструментом для любого зрелого бизнеса. Они предназначены для привлечения новых аудиторий и деловых партнеров. Этот инструмент создает имидж авторитетной и процветающей компании, которая пользуется признанием общественности, имеет положительное общественное мнение и может инвестировать в развитие других компаний. Сотрудничество со СМИ является важным инструментом связей с общественностью. Отношения со СМИ - это организованная форма взаимодействия со СМИ, имеющая четкую информационную специфику. В рамках сотрудничества со СМИ Служба новостей поставила перед собой задачу наладить эффективную связь с различными информационными платформами новостей, радио и телевидения, что позволит организации поддерживать или увеличивать и улучшать рекламный капитал[ Медведева Н.А. Петрова М.С. Специальные мероприятия в паблик рилейшинз. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. С. 54.].
Мероприятия помогают повысить статус компании. Они позволяют:
1. Общаться с аудиторией. На встрече представители компании лично общаются с потенциальными клиентами и коллегами, что способствует укреплению доверия аудитории.
2. Привлекать потенциальных клиентов и увеличивайте продажи. На мероприятии собралось много потенциальных бизнес-клиентов, и компания воспользовалась этой возможностью, чтобы консультировать гостей, продавать товары и услуги, а также предоставлять промокоды для предстоящих покупок.
3. Повысить узнаваемость бренда и лояльность к нему. Мероприятие освещается в средствах массовой информации, а гости распространяют контент в социальных сетях, например, фотографии и видеозаписи с мероприятия. Именно так растет узнаваемость и формируется имидж бренда.
4. Собрать команду. Мероприятия для собственных сотрудников могут улучшить атмосферу в команде и мотивировать людей к работе.
По прогнозам, в 2025 году в мире ожидается несколько тенденций развития ESG:
1.Расширение регулирования. На международном уровне планируют ввести более строгие требования к ESG. Например, Директива ЕС о корпоративной отчётности в области устойчивого развития (CSRD) охватит больше финансовых организаций и введёт обязательное цифровое тегирование ESG-данных. Директива о должной осмотрительности в сфере устойчивого развития (CS3D) обяжет компании активнее выявлять и устранять риски, связанные с правами человека и влиянием на окружающую среду в цепочках поставок.
2.Рост судебных рисков. Планируется уделять больше внимания судебным рискам, связанным с ESG и особенно с гринвошингом. Международным компаниям предстоит раскрыть данные за 2025 год в начале 2026-го, что повышает риск разбирательств из-за ложных заявлений о нулевых выбросах, вредных веществах в продукции или использовании принудительного труда в цепочках поставок.
3.Пересмотр подходов к декарбонизации. Ожидается, что компании переосмыслят свои стратегии декарбонизации, отходя от амбициозных, но расплывчатых обязательств по нулевым выбросам в пользу более реалистичных и выполнимых решений.
4.Влияние ESG на геополитику. К 2035 году факторы ESG будут прочно связаны с международными торговыми отношениями и глобальной динамикой власти. Страны, которые уделяют приоритетное внимание экологическим и социальным вопросам, станут более привлекательными партнёрами для инвестиций, торговли и инициатив глобального сотрудничества.
Сегодня, когда все озабочены вопросами, связанными с их здоровьем и природной гигиеной, многие компании используют методы связей с общественностью, чтобы позиционировать свои компании как экологически безопасные. Основные методы связей с общественностью в области экологических связей с общественностью включают:
1. Заявление о своей социальной ответственности, предотвращайте негативное воздействие на окружающую среду и организуйте меры по ее защите;
2. Использование экологической информации.
Использовать экологические товарные знаки и логотипы, а также сертификаты, которые могут быть выданы отелям, компаниям, товарам и даже заведениям; использовать текст в своих рекламных сообщениях, чтобы указать, что их продукция или услуги не только не нанесут вреда обществу, природе и культуре, но и не нанесут прямого вреда потребителям каким-либо образом и по каким-либо причинам.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1.Абдилова, А. Т. Влияние цифровизации на рынок рекламы: тенденции и новые тренды / А. Т. Абдилова // Цифровые технологии в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых: сборник статей и тезисов докладов XVI национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием, Челябинск, 18 февраля 2020 года. – Челябинск: Издательство «Перо», 2020. – С. 470-474.
2.Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Товары. Пропаганда / И. С. Березин. - 3-е изд., Перераб. и доп. - М.: Вершина, 2022. – 178 с.
3.Бернадская, У. С. Основы рекламы: учебник для студентов вузов / У. С. Бернадская [и др.]; ред. ЛМ Dmitrievoj. - М.: Юнити-дана, 2022. - 240 с.
4.Варданян, Г. А. PR и реклама: взаимосвязь и применение при продвижении / Г. А. Варданян // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 3(42). – с. 730-735.
5.Галицкий, Е. Б. Маркетинговый анализ данных: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 195 с.
6.Головинова, А. С. Роль рекламы в предпринимательской деятельности / А. С. Головинова, Л. В. Лещенко // Интеграция наук. – 2019. – № 1(24). – с. 110-112.
7.Головлева, Е. Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: Академический проект, 2022. - 336 c.
8.Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика / В.Г. Горчакова. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 336 c
9.Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
10.Дальдинова, Э. О. Г. Функции и цели рекламы / Э. О. Г. Дальдинова, Д. Ю. Зодьбинова // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 мая 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 97-99.
11.Домнин, В. Н. Брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Н. Домнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 493 с.
12.Дурович, А. П. Реклама в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
13.Езангина И.А., Чеховская И.А. Принципы и инструменты ESG-подхода в финансовой и маркетинговой политике современной компании: актуальные аспекты / И.А. Еганзина, И.А. Чеховская // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 4. – с. 1084-1091.
14.Интернет-маркетинг: учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 335 с.
15.Кабанов, Д. С. Влияние ESG-принципов на стратегию управления брендом компании / Д. С. Кабанов, З. В. Басаев // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Т. 13. – № 8. – С. 2731-2750.
16.Кадочникова, С. С. Психологические функции рекламы / С. С. Кадочникова // Современные наукоёмкие инновационные технологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 05 февраля 2019 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 88-91.
17.Карпова, С. В. Брендинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова, И. К. Захаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 439 с.
18.Красовская, Н. В. Событийный маркетинг: учебное пособие для вузов / Н. В. Красовская. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
19.Магомедова Г.М. Трансформация маркетинга в контексте принципов ESG / Г.М. Магомедова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2024. – № 6. – с. 227-232.
20.Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.]; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 379 с.
21.Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 475 с.
22.Овсянников, А. А. Современный маркетинг: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 582 с.
23.Панкратов, Ф.Г. Основы рекламы: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов и др. - М.: Дашков и К, 2022. - 540 c.
24.Пономарёва, Е. А. Бренд-менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. А. Пономарёва. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
25.Репина, Н. С. Актуальные проблемы, связанные с использованием и распространением рекламы / Н. С. Репина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7(41). – с. 231-233.
26.Рзаева, Е. Р. История развития рекламы / Е. Р. Рзаева // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2019. – № 5(47). – с. 100-105.
27.Рожков, И. Я. Брендинг: учебник для вузов / И. Я. Рожков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 331 с.
28.Рубцова, Е. В. Особенности современной рекламы: социально-психологическое воздействие / Е. В. Рубцова // Карельский научный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 1(30). – с. 57-60.
29.Селезнева, Л. В. Написание рекламных текстов: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Селезнева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.
30.Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью: учебник для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 552 с.
31.Студеникина, А. В. ESG-принципы при массовом производстве одежды американских брендов / А. В. Студеникина. // Молодой ученый. – 2023. – № 3 (450). – С. 446-450.
32.Технология интернет-маркетинга: учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 335 с.
33.Боброва О. С. От устойчивого развития к ESG: опыт европейских компаний и правительств [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №91. URL: http://e-journal .spa.msu.ru/ve stnik/item/91_2022bobrova .htm (дата обращения: 13.03.2025).
34.Варданян А.А. Стратегический брендинг: теория и практика формирования бренда [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-brending-teoriya-i-praktika-formirovaniya-brenda (дата обращения 01.03.2025)
35.Володин А. «пирамида здоровья бренда» как фактор влияния на покупательское поведение [Электронный ресурс]. – URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/piramida-zdorovya-brenda-kak-faktor-vliyaniya-na-pokupatelskoe-povedenie-1 (дата обращения 01.03.2025)
36.How Clean Are Your Clothes? The hidden cost of the clothes we’re buying: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.patagonia.com/hidden-cost-of-clothes/ (дата обращения: 13.03.2025).