Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современного обучения возрастание умственной нагрузки на детей на уроках математики поднимает вопросы о том, как можно поддерживать интерес к изучаемым материалам и активность студентов на протяжении всего занятия. Введение нового Государственного стандарта подчеркивает необходимость поиска и разработки современных методов обновления математического образования в школе.
В новой редакции Федерального государственного стандарта начального общего образования подчеркивается важность компетентностного подхода в обучении. Исходя из этого знаниевый компонент обучения должен развиваться параллельно с метапредметным. Подобная концепция нашла свое развитие в формировании у обучающихся комплекса универсальных учебных действий.
Федеральная образовательная программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика), составленная на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы, ориентирует на формирование личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий как на основу формирования ключевой компетенции обучающихся – умение учиться самостоятельно. Эта идея находит подтверждение в нормативно-правовых актах, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации. Согласно концепции развития математического образования, его задачами являются: «обновление содержания учебных программ по математике на всех уровнях (с обеспечением преемственности) в соответствии с потребностями обучающихся и общества в общей математической грамотности…; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях у каждого ученика…».
ФОП по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика), составленная на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы, ориентирует на формирование личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий как на основу формирования ключевой компетенции обучающихся – умение учиться самостоятельно.
Следует отметить возросший интерес ученых в последнее время к проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у первоклассников. Однако единых взглядов на природу этого социально-педагогического феномена до сих пор нет, что обуславливает его более детальное и глубокое изучение.
Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших этапов в жизни любого человека является обучение в начальных классах. Именно в младших классах закладывается основа для дальнейшего обучения. Без особых компетенций, которыми должен обладать каждый учитель, становится невозможным проводить качественные уроки и внеурочные занятия. На любых уроках учитель должен применять новые технологии обучения. Ученик во время урока должен стать активным участником образовательного процесса.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников является одной из важнейших в детской психологии, потому как, взаимоотношение индивида с окружающим миром может быть только благодаря его активности и деятельности. Деятельность является необходимым условием формирования психических характеристик личности, его самостоятельности и инициативы.
Проблем: как сформировать познавательные универсальные учебные действия у первоклассников при изучении геометрического материала?
Объект – формирование познавательных универсальных учебных действий у первоклассников.
Предмет – методика формирование познавательных универсальных учебных действий у первоклассников изучении геометрического материала.
Цель: изучение теоретических и методических аспектов формирование познавательных универсальных учебных действий у первоклассников изучении геометрического материала.
Задачи:
1. Описать психологические особенности младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе.
3. Проанализировать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении геометрического материала.
Теоретическую основу исследования составили научные взгляды и подходы к проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий таких ученых, как: Ю.Ю. Березиной, Т.И. Шамовой Н.Ф. Талызиной и т.д.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – анализ учебно-методического комплекта, педагогическое проектирование.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это сложный этап жизни ребенка, связанный с необходимостью адаптации в новых социальных условиях, которая обуславливает формирование ряда новообразований личности [2].
Границами младшего школьного возраста является возраст от 6–7 и до 10–11 лет, однако точные сроки данного возрастного периода зависят не от биологического возраста, а от периода обучения в начальной школе – его начала и окончания [15, с. 44].
При этом младший школьный возраст характеризуется сформированностью ряда психических процессов, которые были недостаточно развитыми на предыдущем возрастном этапе – в дошкольном детстве.
Сензитивный период младшего школьного возраста ребенка характеризуется следующими особенностями:
- у ребенка формируются навыки восприятия учебного материала и способности его обрабатывать;
- у ребенка прогрессируют его характерные способности личности;
- у ребенка прослеживается интерес к познанию нового и структурирование мотивов образовательной деятельности;
- ребенок осознает, что в социуме существуют определенные нормы, которым необходимо соответствовать;
- ребенок формирует личную самооценку и развивает критичность по отношению к окружающим его людям;
- ребенок стремится к самоорганизации, учится контролировать себя и регулировать свои поведенческие реакции [15, с. 46-48].
В социальных коллективах, которые возникают в начальной школе, формируются иные законы, связанные с инструментальным взаимодействием участников, нежели это было в дошкольном детстве [22].
Ведущими изменениями в психическом развитии детей младшего школьного возраста является изменение вида деятельности – с игрового на учебный. Все психические процессы и личностные особенности в младшем школьном возрасте формируются и развиваются в процессе учебной деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность. Включение личности в учебную деятельность обуславливает резкую трансформацию всех психических процессов и функций [16].
Обучающимся начальных классов требуется особый подход в формировании познавательной активности, что связано с их возрастными особенностями:
- наглядно-образное мышление;
- непроизвольность внимания;
- трудности освоения абстрактных понятий;
- недостаточная сформированность самоконтроля.
По мере взросления создаются условия для развития словесно-логического мышления, формирования регулятивных учебных действий (произвольной волевой регуляции деятельности, умений и навыков целеполагания, планирования, контроля), что в свою очередь отражается на познавательной деятельности, познавательной активности.
Л.А. Леньшина, Е.Н. Герасина, Н.В. Леньшина отмечают, что восприятие какой-либо информации младших школьников находится также в непосредственной связи с деятельностью. Соответственно, дети максимально полно усваивают информацию при условии, что выполняют какую-либо деятельность, связанную с ней. Дети младшего школьного возраста продолжают быть импульсивными, действия совершаются под влиянием эмоций. Недостаточная произвольность действий, слабость самоконтроля обусловлены формирующимися механизмами волевой регуляции поведения [15].
Психологи считают, что увеличивается количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям школьной жизни. Они приходят в школу из дошкольной образовательной организации, где их ведущей деятельностью являлась игровая деятельность. В школе же детям приходится резко переключаться на учебную деятельность. Содержание всех образовательных областей в основной образовательной программе строго регламентировано, и педагог обязан обучить ребёнка всем тем дисциплинам, которые заложены в образовательной программе. Дети далеко не всегда понимают и принимают те требования, которые к ним предъявляют и это приводит к углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Это может выражаться в ухудшении взаимоотношений с учителями и родителями. ребёнок не желает идти в школу. Ему сложно и некомфортно в этой новой для него среде.
При этом основные аспекты школьной дезадаптации следующие:
-слабая успеваемость в обучении либо полное ее отсутствие;
-нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению;
-нарушения в поведении [5, с. 67].
К возрастному периоду 9-10 лет, по мнению исследователя М.М. Безруких, ребенок уже может контролировать свое произвольное внимание и фокусироваться на поставленной задаче, которая ему задается извне педагогом [17, с. 55].
В младшем школьном возрасте функции памяти у ребенка из непроизвольной трансформируются в произвольные и подконтрольные ребенку. Он уже способен выполнять задания учителя согласно их структуре.
В процессе регулирования функций памяти, ребенок дошкольного возраста создает определенные мотивы, образующие процессы его познания и социализации.
В первую очередь, у младшего школьника возникает интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания того, зачем она нужна. После того, как младшим школьникам становится интересен результат их учебного труда, начинает возникать интерес к содержанию учебной деятельности, к процессу получения знаний [11].
Данная основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием учащимися начальных классов чувства удовлетворения от своих достижений.
Психологи считают, что в большинстве случаев дезадаптация осложняется отклонениями в психическом развитии субъекта. При этом многие дети средних способностей и без психических отклонений в развитии могут также быть дезадаптированными, начиная с начальной школы. Специалисты считают, что это происходит от того, что дети не успевают осваивать программный учебный материал, поскольку программы дисциплин очень насыщенные и иногда на освоение предметов у детей не хватает личного ресурса, а у педагогов нет возможности дольше задерживаться на той, или иной учебной теме. В данном случае речь пойдёт о процессах коррекции, которые необходимо обеспечить педагогу по отношению к каждому ребёнку. Но также часто звучат предложения о том, что для того, чтобы младшие школьники могли быть хорошо адаптированы к школе, необходимо правильно организовывать их внеурочную деятельность. Причём это должны быть творчески ориентированные виды деятельности, которые позволили бы разгрузить ребёнка интеллектуально. Всё это возможно лишь в том случае, если у ребёнка не наблюдается никаких иных отклонений [10, с. 66].
Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники, которые вступили на путь учебной деятельности, характеризуются активным развитием психических процессов, которое стимулируется процессом обучения, а также характеризуются рядом личностных особенностей, которые связаны с определенной дезадаптацией в новой социальной обстановке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=494980&dst=100007%2C3&date=10.01.2025&demo=2 (дата обращения: 10.04.2025).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс –https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=494980&dst=101116&date=10.01.2025&demo=2 (дата обращения: 10.04.2025).
3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2018. 152 с.
4. Ахтырская Е. Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО [Текст]: теоретический журнал «Инновации в науке» / Е.Н. Ахтырская. – 2016. – № 9. – С. 67-71.
5. Березина, Ю. Ю. Изучение познавательных предпочтений детей / Ю. Ю. Березина // МПГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140-летию вуза. – М.: [б. и.], – 2022. – С. 66 – 69.
6. Виноградова Н.Ф. Математика, реализация требований ФГОС начального общего образования. Методическое пособие для учителя /Н.Ф. Виноградова [и др.]. Москва: Институт стратегии развития образования РАН. 2022. 27 с.
7. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1-й класс: 7-е издание / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 64 с.
8. Козырьков Р.В. Подготовка и оформление письменных работ по педагогике и психологии. / Козырьков Р.В., Рыкова Б.В., Воронцова Т.В., Громова Н.В., Онищенко Е.В. Учебно-методическое пособие / Астрахань, Изд-во «ИП Сорокин Роман Васильевич», 2019. С.64.
9. Лебедева Л. Д., Науменко О. В. Особенности освоения геометрического материала первоклассниками. [Электронный документ]. – URL : https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-osvoeniyageometricheskogo-materiala-pervoklassnikami-naymenkoovbkru.html (дата обращения: 26.02.2025).
10. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 2019. 256с.
11. Молоткова Л.А. Геометрические задания в начальной школе /Л.А. Молоткова //Приоритетные направления развития науки и образования. 2020. С.111.
12. Моро М.И. Математика: 1 класс: учебник : в 2 частях / М.И. Моро, С,И. Волкова, С.В. Степанова. – 15- е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 131 с.
13. Николаева Н. А. История развития пространственного мышления в трудах отечественных и зарубежных авторов/ URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/191867-istorija-razvitija-vennogomyshleni#:~:text=И.М.%20Сеченов%20считал%2C%/. – Дата публикации 26.02.2025.
14. Осмоловская Н.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]: научно-методический журнал «Начальная школа» / Н.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова. – 2012. – № 10. – С. 6-8.
15. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06448-3.
16. Теория и методика обучения решению задач в начальной школе : монография / [А. Л. Чекин, З. Б. Редько, В. В. Тимошенко и др.] под ред. А. Л. Чекина, З. Б. Редько. – Москва : МПГУ, 2023. – 212 с. : ил. ISBN 978-5-4263-1332-3
17. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Математика (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. — URL: https://edsoo.ru/wp-content/ uploads/2023/08/08 1 ФРП Математика-1-4_классы^Я (дата обращения: 06.04.2025).
18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
19. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.
20. Шарипова М. В. Формирование познавательных УУД у младших школьников [Текст]: материалы международной научно-практической конференции «Новая наука: Стратегии и векторы развития» / М.В. Шарипова. – 2015. – № 1. – С. 23-28.