Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема «жизни» (и ее «сгущенный» вариант – «живая жизнь») прослеживается в произведениях русской литературы начиная с первой половины XIX столетия. Вопросы жизни, смерти, проблемы бытия всегда волновали лучшие умы человечества. Это становилось темой для размышления философов, писателей, художников – людей искусства. "Золотой век" русской литературы тоже характеризовался интересом к вечным проблемам: что такое жизнь? зачем человек приходит в этот мир? как и для чего он живет?
В качестве иллюстрации приведем слова А. С. Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..» или Е. Баратынского: «Как жизни общие призывы, как увлеченья суеты, понятны вам страстей порывы и обаяния мечты…».
Говоря о более позднем периоде, стоит сосредоточить внимание на исследованиях А.Е. Кунильского, который отмечал, что русская проза "золотого века" в развитии русской литературы понимала жизнь, что писали об этом Достоевский, Толстой и другие. В монографии «Тема "жизни" в русской литературе XIX века и у Достоевского» анализируется один из значимых концептов русской и мировой культуры – «жизнь», освещаются основные традиции, которые способствовали его актуализации в XIX веке (библейская традиция, романтизм, немецкая литература и классическая философия). На материале творчества отечественных писателей и критиков рассматривались смысловые оттенки этого понятия, намечены главные линии в его истолковании.
Центральное место в работе занимает вопрос о том значении, которое имеют концепты «жизнь» и «живая жизнь» для понимания художественного мировоззрения поэта–шестидесятника Р. Рождественского.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что лирика Рождественского остаётся востребованной и в настоящее время: многим его стихотворениям присуща лирическая душевность, ввиду чего они хорошо ложатся на музыку и поэтому активно слушаются до сих пор, как в фильмах, так и просто в качестве музыки (например, «Позвони мне, позвони…», «Эхо любви», «Притяжение земли», «За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновение» «Любовь настала» и другие).
Композиторы–песенники считают, что Роберт Рождественский был одним из первых, кто довёл песенную лирику до уровня настоящей поэзии. Он получил известность как поэт–песенник. Более того, в 2014 году был снят и документальный фильм о Рождественском «Не думай о секундах с высока», который принёс поэту немалую известность. Также широко известен фильм «Оттепель», в котором тоже появляется Рождественский.
Но, к сожалению, в современных пособиях по русской литературе ХХ века не рассматривается лирика Р.И. Рождественского. Таким образом, изучение его творческого наследия поможет в создании целостной картины развития русской литературы 2–й половины ХХ века – актуальной проблеме современного литературоведения.
Говоря о историографии изучения творчества Рождественского, отметим, что оно является наименее изученным в художественной словесности второй половины ХХ века. После издания в 1988 году, а затем 1990 году двух работ А.В. Мальгина о поэтической деятельности Р. Рождественского, не появилось ни одной обстоятельной работы о его творчестве. Только спустя 20 лет Н.Я. Сипкина стала фактически первооткрывательницей рождественсковедения, опубликовав более двадцати научных работ о его творчестве. Далее большое значение сыграла книга «Удостоверение личности», которую составила к юбилею писателя его дочерь, Ксенией Робертовной, и жена, Алла Борисовна Киреева (она являлась и профессиональным критиком).
Включённые в книгу фрагменты из записных книжек поэта, воспоминания великих и именитых его друзей, стихи, строки из поэм, фотографии и семейные шутливые записи в какой–то степени воскресили образ личности Рождественского. Поэт встает в этой книге во весь свой могучий рост «благородного Рыцаря русской поэзии» второй половины ХХ века.5 Далее, в 2009 году вышел «Роман о шестидесятниках» и «Таинственная страсть» В.П. Аксенова, который прочертил перспективу нового–старого подхода к изучению творческого наследия Р.И. Рождественского. Вклад в изучение творчества Рождественского внёс и омский литератор Марк Мудрик (в 2008 г он написал о Рождественском в «ХХ век. Поэты. Омск» ).
Данные труды говорят о «взрыве» интереса к изучению творчества поэта в начале 21 века, но в то же время, научное изучение его творчества, как отмечает Н.Я. Сипкина, пока что находится в «тупике». Исследования Ю.И. Минералова, А.Г. Бочарова, Е.Ю. Сидорова, и (в большей степени) А.В. Мальгина, оказались незавершёнными. Библиографический фундамент в медленно развивающемся рождественсковедении создал вышедший в 1998 году большой раздел 21–й томного биобиблиографического указателя «Русские писатели. Поэты», составителями которого были И.В. Алексахина, Н.Г. Захаренко, И.В. Халулаева и др.
Далее важным составляющим компонентом в изучении творчества Р.И. Рождественского стал выход «Словаря рифм Р. Рождественского» А. Бабакина в 2001 году, а в 2011 году монография «Орфей великой эпохи», во втором издании которого авторы обращаются к анализу художественной картины мира, изображаемой в поэзии Роберта Ивановича Рождественского, в основном, в 1950–е – первую половину 1960–х годов. Но, к сожалению, поздний период творчества Роберта Ивановича Рождественского (1990–е годы)) в малой степени освещён в научной литературе. Именно поэтому в фокусе внимания курсовой работы находится изучение темы жизни в последний период творчества писателя.
В связи с чем тема данной курсовой работы представляется новой и актуальной. Тема жизни, отраженная в «Последних стихотворениях» предполагает появление множества мотивов, которые отражают состояние поэта на последнем этапе его жизни. Поздние стихи поэта — это, как правило, чаще всего его исповедь, горечь прощания, попытка осмысления и подведения итогов как жизни, так и всего творчества.
Объект исследования – тема жизни в сборнике Р. Рождественского «Последние стихи».
Предмет исследования – особенности отражения темы жизни в поздних стихотворениях Р.И. Рождественского.
Цель работы – рассмотреть особенности отражения темы жизни в поздних стихотворениях Р.И. Рождественского (на основе сборника «Последние стихи»).
Задачи исследования:
–рассмотреть тема жизни в творчестве поэтов и писателей в контексте русской литературы;
–выявить особенности поэтического стиля Р. Рождественского;
–обозначить тематическое своеобразие сборника Р. Рождественского «Последние стихи»;
–выявить особенности изучения сборника «Последние стихи» в контексте школьного обучения с точки зрения методического аспекта.
Методы, использованные при работе:
· описательный метод
· метод стилистического анализа
· метод контекстуального анализа
· метод систематизации
· семантический анализ
· метод сплошной выборки
· сравнительно–сопоставительный метод
· метод контекстного анализа
· анализ и синтез полученной информации
· биографический.
Материалом для изучения является сборник поздних стихотворений Роберта Ивановича Рождественского «Последние стихи» (1994), который полностью опубликован только в «Полном собрании сочинений Р.И. Рождественского» Отметим, что все произведения этого сборника относятся к поздней лирике поэта – произведения в нём написаны перед смертью автора, а значит, являются предсмертными, последними, финальными в его творчестве.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Тема жизни в русской поэзии
1.1. Тема жизни в творчестве поэтов и писателей в контексте русской литературы
Русская культура ХIХ века имела один символ (или девиз), который можно считать в высшей степени репрезентативным для нее. Этот девиз –– “жизнь”. Он обнаруживается в знаменах самых разных эстетических, философских и политических направлений. Обращались к жизни, защищали права жизни, бились над разрешением ее загадок все.
Отметим, что к началу ХIХ века в европейской и русской культурах “жизнь” стала пониматься как особая тема и проблема.
Кунильский А.Е. в своих научных изысканиях использует термин «витализм». Витализм (от vita — жизнь) — это направление в натурфилософии, естествознании, которое имело продолжительную историю и, как считается, было преодолено наукой в XIX веке. Сущность витализма — в признании жизни самостоятельным, не зависящим от материи началом .
Стоит отметить, что идеи, лежащие в основе витализма, имеют долгую историю. Скрытый, темный, таинственный и священный характер жизни с древних времен привлекал интерес мистиков и передатчиков эзотерических знаний различного рода. Однако, вероятно, не будет ошибкой сказать, что только в XVIII и XIX веках «жизнь» стала особой темой в философии и литературе. Ее значение, как мне кажется, было связано с положением человека в XIX веке, в эпоху умирания веры. «Жизнь» становилась на место того, что раньше именовалось «Богом», «душой».
И так, к началу XIX века в европейской и русской культурах «жизнь» стала пониматься как особая тема и проблема. С присущей ему отзывчивостью не мог пройти мимо нее и Пушкин. В отличие от славянофилов, он никогда не был обожателем немецкой философии (хотя и мог испытывать ее опосредствованное влияние через своего лицейского преподавателя шеллингианца Галича). Но и в его лексиконе «жизнь» и однокоренные слова занимают важное место: Словарь его языка указывает на то, что слово «жизнь» встречается в текстах Пушкина 603 раза, «живой» — 30751 .
Как указано в словарной статье, первостепенные значения слова «жизнь» у Пушкина следующие: это существование человека — земное и загробное, «совокупность всего пережитого, переживаемого или сделанного человеком», его биография; «развитие чего–нибудь, деятельность во всей совокупности ее проявлений (общества, государства); жизненный уклад, способ существования, времяпрепровождение; окружающий мир, реальная действительность во всей совокупности ее проявлений».
«Книгой жизни» в творчестве Пушкина можно считать роман «Евгений Онегин». Образ жизни в этом произведении многолик и неоднозначен. Вначале жизнь кажется чем–то пестрым, однообразным и утомительным (ср.: гл. 1, XXXVI), и кажется, единственное, чему она может научить, — это игнорировать людей (гл. 1, XLVI). Евгению жизнь представляется предсказуемой и потому неинтересной (ср.: гл. 1, XXXVI, XXXVIII). Подозревать в жизни тайну может только наивный Ленский (гл. 2, VII). Но вот Онегин, что называется, задел жизнь за живое — и она представила ему свой хребет: в момент, когда он видит на снегу тело убитого им Ленского.
Таким образом, можно сказать, что Пушкин со свойственной ему ясностью мысли отметил и значимость образа-понятия «жизнь» для человека XIX века, и эксплицировал его содержание, и довел его развитие до крайних пределов. Русские писатели XIX века – самые великие из них – будут идти по тем же тропинкам того же сада и в финале упираться в ту же ограду.
В начале XIX века тема жизни приобрела большое значение в романтическом периоде русской литературы. Как отмечал в свое время Белинский, В.А. Жуковский «ввел романтизм в русскую поэзию». Взгляд Жуковского на жизнь отличается от взгляда человека, которого он называет своим «спасателем». Его невозможно представить без связи с небесным, духовным началом. Об этом свидетельствует стихотворение «Жизнь» 1819 года .
В первой половине XIX века в русской литературе оформился очень важный для нее концепт — «жизнь». Оно применялось в качестве базового понятия представителями различных течений в литературе (романтизм и реализм), идеологии и социальной политике (западники и славянофилы, радикалы и консерваторы). Жизнь» сублимировалась в божественное или заменяла его. В каждом случае использование этого концепта в художественных, критических и публицистических текстах требует особого рассмотрения и понимания. Ориентация русской литературы на объективное воспроизведение действительности («реализм») почти всегда сопровождалась пониманием органического единства всего живого и его особой природы.
Распространенность понятия «жизнь» в конце 40–х годов XIX века зафиксировал И. С. Тургенев. В его очерке «Гамлет Щигровского уезда» (работа велась в 1848 году, опубликован в 1849) мы видим исповедь выпускника Московского университета и воспитанника философского «кружка» (прототипом этого персонажа стал член кружка Станкевича И. П. Клюшников). Герой, который вынужден жить в провинции, с насмешкой поминает «водянисто–пухлых и болезненно–сентиментальных барышень, встряхивающих кудрями и лихорадочно твердящих слово «жызнь».
Тема жизни — это одна из точек пересечения духовных, творческих интересов Достоевского и Гоголя. О значимости для Достоевского концептов «жизнь», «живая жизнь» подробно будет говориться в следующих главах. О том, что они значили для Гоголя, речь пойдет ниже. При этом в центре внимания окажутся различия, характерные для жизневосприятия двух великих писателей.
В. Вересаев в своей работе «Живая жизнь» говорит о явлении жизни как антитезе смерти: «Не понять, что великая сила жизни делает живое существо неспособным внутренно чуять смерть. Единственная возможность жизни, это – полное уничтожение смерти, т. е. личное бессмертие. Если же нет людям бессмертия, то жизнь их превращается в одно сплошное, сосредоточенное ожидание смертной казни». В реакции, охватившей русское общество, Вересаев твердо выступал против пессимизма, ницшеанства и декадентства, против культа звериного инстинкта в человеке, воспевая светлые начала жизни .
«Жизнь» также была предметом рефлексии Гоголя в самом начале его творческого пути. На это указывает очерк, который так и называется — «Жизнь» (1831). Здесь автор освещает три великих культуры — Египет, Грецию и Рим, и самой живой из них оказывается греческая культура: И говорит ясный, как небо, как утро, как юность, светлый мир греков, и, казалось, вместо слов звучало дыхание цевницы: «Жизнь сотворена для жизни. Развивай жизнь свою и развивай вместе с нею ее наслаждения. Жизнь создана для жизни, для наслаждений — умей быть достойным наслаждения!»
В романе «Война и мир» показано, как Пьер Безухов приходит к постижению истины, и эта истина формулируется формулой: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог» (т. 4, ч. 3, XV).
Тема жизни имела особую важность для «почвенников», которых один из них, Н. Страхов, назвал «пушкинской партией». В центре лучших работ Страхова разборы романов «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир» – становится именно понятие «жизни». Аполлон Григорьев со свойственной ему страстностью писал: «Кого любить? Кому верить? Жизнь любить –– и в жизнь одну верить, подслушивать биение ее пульса в массах, слушать голоса ее в созданиях искусства и религиозно радоваться, когда она поднимает свои покровы, изобличает свои новые тайны и разрушает наши старые теории…».
Фрагмент для ознакомления
3
Источник:
1. Рождественский Роберт: литературно–художественное издание. Полн. Собр. Соч/Под ред. А.Б. Киреева. – Москва: ООО «Эксмо», 2014. – С. 900с
Литература:
2. Аннинский Л. Не докричавшийся до XXX века. Приход и уход Роберта // Роберт Рождественский. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008. С. 5–30.
3. Бакланов Г. Воспоминания о Р. Рождественском / Г. Бакланов // Роберт Рождественский: удостоверение личности. – Москва, 2002 – 760 с.
4. Белых Е. А. Темы и мотивы поэзии Роберта Рождественского //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. – 2013. – С. 101–103.
5. Бем А. Л. К уяснению историко–литературных понятий / А. Л. Бем // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук . – 1918 . – 22 с.
6. Бочаров А. Поэтический мир Роберта Рождественского//Роберт Рождественский. Удостоверение личности/К.Р. Рождественская – Москва: ООО «Эстепона», 2002. – 559 с.
7. Бурдина В. С., Рыбальченко О. И. Поэтический идиостиль Р. Рождественского //Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 2.
8. Василенко А. А. Отражение жизни общества XX века в творчестве Р. Рождественского //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2019. – С. 425–429.
9. Вересаев В. В. Живая жизнь (О Достоевском и Льве Толстом) //Вересаев ВВ Собр. соч. – 1991. – №. 4. – С. 213.
10. Вересаев В.В. Живая жизнь. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://traumlibrary.ru/book/veresaev–zhivayazhizn/veresaev–zhivayazhizn.html (Дата обращения: 08.03.2025)
11. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века / Б.М.Гаспаров. – Изд. Восточная литература. – Москва: Наука, 1994. – 305 с.
12. Каргаполов Е. П., Каргаполова Л. А. Сущность творчества поэта Роберта Рождественского //Национальные приоритеты России. – 2018. – №. 4 (31). – С. 46–52.
13. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: к постановке вопроса / Г. В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. – Горький, 1980. – 170 с.
14. Кунильский А. Е. Тема «жизни» в русской литературе XIX века и у Достоевского : [монография] / А. Е. Кунильский ; М–во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун–т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2019. — 148 с.
15. Кунильский А. Е. «Жизнь» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Жанр и композиция литературного произведения : межвуз. сб. Петрозаводск, 1981. С. 55—66.
16. Кунильский А. Е. О возникновении концепта «живая жизнь» у Достоевского //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. – 2008. – №. 1 (9). – С. 75–83.
17. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература: 1950–1990–е годы: учебное пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий . – Москва: Acadеmia, 2003 . – 404 с.
18. Никитина К. В. Нравственные ценности в творчестве Роберта Рождественского //Художественный текст глазами молодых. – 2017. – С. 107–111.
19. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин, М.Л.Гаспаров, С.И.Кормилов. – Изд. НПК «Интелвак» – Москва, 2001. – 1598 с.
20. Новичкова Д. А. Созидательные идеи повести В.В. Вересаева «к жизни» //Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи (" Смирновские чтения"). – 2019. – С. 161–168.
21. Последние стихи Роберта Рождественского. – Москва : Р.Р., 1994. – 144 с.
22. Прищепа В. П., Сипкина Н. Я. Творчество РИ Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века начала XXI века //Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 1 (44). – С. 195–199.
23. Прищепа В. П. Изучение творчества Р. Рождественского в XXI анализе / В. П. Прищепа, Н. Я. Сипкина // Мир науки, культуры, образования . – 2015 . – №2 . – С. 368 – 371 . – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie–tvorchestva–r–i–rozhdestvenskogo–v–xxi–veke (дата обращения: 08.03.2025)
24. Силантьев И. В. Поэтика мотива / И.В.Силантьев. – Москва: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.
25. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин–т русского языка; под ред. А.П. Евгеньевой. 3–е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985
26. Тюпа В. И. Литературное произведение: проблемы теории и анализа / В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксон, М. Н. Дарвин. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. – 168 с.
27. Целкова Л. Н. Мотив / Л. Н. Целкова // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины . – Москва : Издательство "Высшая Школа", 1999. – 360 с.
28. Эмир–Велиева Я. С. Концепция" живой жизни" ВВ Вересаева как литературоведческая проблема: итоги изучения //Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Филологические науки. – 2017. – Т. 3. – №. 3. – С. 98–110.
29. Эмир–Велиева Я. С. Вопрос о творческом методе ВВ Вересаева в свете концепции" живой жизни" //Духовно–нравственные основы русской литературы. – 2014. – С. 154–158.
30. Ярхо Б. И. Границы научного литературоведения / Б. И. Ярхо // Искусство: журнал Государственной Академии Художественных наук. –№ 2 . – 1925 . – 286 с