Фрагмент для ознакомления
2
Приобщение молодого поколения к трудовой деятельности – важнейшая социально-педагогическая задача, решаемая человечеством на протяжении истории различными способами.
В первобытном обществе обучение труду происходило непосредственно в процессе работы. С развитием разделения труда – возникновением земледелия, скотоводства и ремесел – подготовка к жизни осуществлялась в семьях, а также в специальных «домах молодежи».
В период рабовладения произошло разделение умственного и физического труда. Дети рабовладельцев посещали школы и освобождались от физической работы, считавшейся унизительной. Физический труд был уделом рабов.
В феодальную эпоху профессия воспринималась как пожизненное призвание, предопределенное Богом. Ремесло считалось искусством, связанным с мистическими знаниями и секретами. Такое отношение к ремеслу формировало основу трудовой морали средневекового общества.
Основной формой обучения ремесленников было цеховое и гильдейское ученичество. Мастер передавал ученику профессиональные навыки, знания и индивидуальный стиль работы.
В XI веке появились первые работы о роли «механических искусств». Гуго Сен-Викторский в своем «Дидаскаликоне» назвал механику искусством, необходимым для изготовления вещей, и выделил семь направлений: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако, как и античные мыслители, он считал «механические искусства» занятием для «плебеев».
С развитием производственных отношений, прогрессом науки и техники усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве. Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения с производительным трудом.
В период с конца XIX до начала XX века в западных странах, включая Европу и США, появились новаторские образовательные концепции, среди которых выделяется теория трудового обучения. Её создателем стал известный немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932). Он полагал, что ключевой задачей общеобразовательной школы является формирование у молодежи трудовых навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Кершенштейнер внедрил в учебный процесс практические занятия для школьников в мастерских, садах и кулинарных классах. Для молодых рабочих были организованы специальные «дополнительные школы», где подростки получали профессиональную подготовку и гражданское воспитание.
Именно Кершенштейнер разработал новую модель обучения на фабриках и заводах, объединяющую практическую работу на производстве с теоретическим изучением. Эта система приобрела широкую популярность и распространилась не только в Германии, но и во многих европейских странах.
В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. На предприятиях начали создаваться учебные мастерские с педагогическими функциями. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения [10].
Говоря о первых педагогах профессионального обучения на Руси, следует отметить, что их праотцами могут быть ремесленные мастера. В городах Древней Руси ремесло достигло высокого развития еще в домонгольский период. Ремесленник, как правило, работал не один, у него в служении находились подмастерья и ученики. В задачу мастера входило обучить своих учеников ремеслу, для их активного участия в производственном процессе. Специальных попыток организованной подготовки педагогических кадров не предпринималось. Ростки просвещения распространялись православной церковью и мастерами грамоты, получившими свои знания в порядке самообразования. Однако в области именно профессионального образования шло постоянное накопление знаний, умений и навыков и их передача последующим поколениям за счет устной педагогической традиции. Ремесленная мастерская стала, по сути, первым профессиональным учебным заведением, а ремесленник – первым педагогом профессионального обучения в истории российского образования. Хозяйственное развитие России постепенно подвело ее к необходимости просвещения и открытия образовательных учреждений. Экономика формировала потребность в специалистах с соответствующим профессиональным образованием, а значит и потребность в педагогах, а вернее, мастерах профессионального обучения. Известные русские мастера литейного дела готовили своих учеников, являясь также и педагогами профессионального обучения. Первые открытые мануфактуры и заводы решили кадровую потребность в мастерах производственного обучения за счет иностранцев. Однако начавшийся рост мануфактурного производства требовал своих доморощенных педагогических кадров.
Период формирования российской системы профессионального образования настал в конце XIX в. На начальном этапе (1860 – конец 1880-х гг.) под воздействием экономических, социальных, политических и культурных факторов наблюдался стремительный рост количества профессиональных учебных заведений в сферах торговли, финансов, техники, транспорта, искусства и сельского хозяйства. Недостатки государственной стратегии в сфере профессионального обучения в указанный период способствовали тому, что ведущую роль стали играть частные и общественные образовательные учреждения. Это привело к несогласованности учебных планов, программ и методик, которые формировались локально и спонтанно. Однако период с 1860-х по конец 1880-х годов характеризовался усилением интереса к профессиональному образованию со стороны известных ученых, педагогов и общественных деятелей. Среди них были такие выдающиеся личности, как Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул
Второй период развития (с конца 1880-х до начала XX века) отличается систематизацией разрозненных образовательных учреждений и созданием структуры начального профессионального образования. Ключевым успехом этого времени стало утверждение ряда правительственных актов – Законов, Уставов, Положений, ориентированных на адаптацию системы образования к нуждам экономики и педагогической теории, унификацию, разработку единых стандартов, сроков обучения, определение пропорций общеобразовательной и специализированной составляющих начального профессионально-педагогического образования и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -- Казань: изд-во Казанского университета, 2019. – 567 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 2022. –С. 167.
3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2017. – 904с.
4. Болотов, В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование № 9, 2021
5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2023. – 151 с
6. Бутко, Е.Я. Начальное профессиональное образование: новый этап развития. // Профессиональное образование. – 2023г. – № 10.
7. Герасименко Е.Н. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах. // Начальная школа. – 2008г. – № 9.
8. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10, 2022
9. Казимирская И. И. Мышление учителя и пути его формирования / И. И. Казимирская. - Минск, 1992. – Ч. 2. – 146 с. [с. 47-50]
10. Калинникова, Н.Г. Педагогическое образование в России: уроки истории. // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал – 2024г. –№4.
11. Капранова В.А. История педагогики: учеб. Пособие / В.А. Капранова.- 3-е изд., испр.- М.: Новое знание,2017. – 240 с.
12. Касаткина Н. Учитель ХХІ века / Н. Касаткина, Л. Качан.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 416 с.
14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2019. – 187с.
15. Лещинский В. И. , Мозгарев Л. В. , Неделина С. В. , Седова Е. Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024. – 188 с.
16. Мазурчук Н. И. Генезис взглядов выдающихся деятелей отечественного образования XVIII - начала XX века на профессионально-педагогические качества учителя. // Педагогическое образование в России. - 2017г. – № 1.
17. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2022. – 268 с.
18. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17-го века/Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 2020. с. 383
19. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов / Л.Г. Петерсон // Начальная школа. – 2018. – № 11, 9-14 с.
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2021. – 640с.