Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Местное самоуправление как основа конституционного строя 5
1.1 Понятие и принципы местного самоуправления 5
1.2 Историческое развитие института местного самоуправления в России 10
1.3 Конституционные гарантии и пределы самостоятельности муниципальных образований 14
2. Органы местного самоуправления в единой системе публичной власти 16
2.1. Изменения в конституционно-правовом статусе местного самоуправления после поправок 2020 года 16
2.2 Взаимоотношения органов местного самоуправления с государственными органами 24
2.3 Проблемы и перспективы интеграции местного самоуправления в систему публичной власти 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Фрагмент для ознакомления
2
Так, «в своем президентском послании Федеральному собранию в 2020 г. Владимир Путин призвал «закрепить в Конституции принцип единой системы публичной власти, чтобы (в том числе) наладить эффективное взаимодействие государственных и муниципальных институтов». В январе 2020 года Президентом Российской Федерации был внесен законопроект № 885214-7 «О поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». В частности, законопроект закрепляет норму о том, что «организации местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Наиболее принципиальным моментом этого законопроекта, принятого в марте 2020 года, является то, что в нем нет определения «публичной власти» и, более того, не проводится различие между ней и государственной властью. Несмотря на то что в настоящее время закон не действует, большинство его ключевых положений будут доработаны поправками к Конституции в 2020 году. Почему необходимо реформировать систему МСУ в Российской Федерации до 2020 года? Задача данного параграфа - изложить обоснование необходимости реформирования системы МСУ. Ведь именно от этого обоснования зависит конечная эффективность реформ. На основе анализа научной и экспертной литературы можно выделить следующие аргументы в пользу реформы местного самоуправления в Российской Федерации к 2020 году .
Исследователь отмечает, что «существуют некоторые проблемы с наделением субъектов МСУ полномочиями». Так, статья 73 Конституции РФ устанавливает лишь наличие соответствующих предметов ведения, но не содержит их перечня». Фактически Федеральный закон не содержит перечня конкретных полномочий местного самоуправления, что создает проблемы при оценке эффективности местного самоуправления. Создание открытой и институционализированной системы взаимодействия муниципалитетов и органов государственной власти
По мнению Крашенникова, автора поправок от 25 февраля 2020 года, необходимо «создать эффективную систему взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения общих задач с целью обеспечения интересов жителей соответствующих территорий» многочисленные противоречия компетенций, присущих МСУ; Б.В. Карцев и Н.Н. Мусинова отмечают «Количество полномочий, исторически присущих местному самоуправлению, в последнее время сокращается, и в первую очередь это базовое здравоохранение и социальная защита. В то же время появились несвойственные МСУ полномочия по вопросам местного значения». В качестве примера таких полномочий автор приводит полномочия МСУ в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизации .
Для исправления финансовой слабости муниципалитетов газета «Ведомости» отмечает, что «в статье 133 прописана гарантия МСУ по компенсации дополнительных расходов, возникших в результате выполнения муниципалитетом государственных задач и полномочий общегосударственного значения во взаимодействии с органами государственной власти». Действительно, бюджетная автономия на муниципальном уровне в России (как одно из основных проявлений самоуправления) сильно ограничена долей налоговых доходов, формирующих бюджет МСУ, и рядом других факторов.5. Устранение организационных и кадровых недостатков на местном уровне Поправки в Конституцию 2020 года направлены именно на повышение качества организации и кадров.
Мотивация муниципалитетов к увеличению бюджетов. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что поправки к Конституции 2020 года номинально мотивированы на решение практических правовых, финансовых и экономических проблем местного самоуправления в Российской Федерации. Но каковы эффекты и результаты реформ после их проведения? Методология полевого исследования МСУ в Российской Федерации Целью данного исследования является определение эффективности реформ местного самоуправления после конституционных реформ 2020 года. Как уже говорилось, эффективность в данном случае оценивается через реализацию заявленных намерений реформы.
К ним относятся: 1. уточнение компетенций органов государственной власти; 2. создание открытой и институционализированной системы взаимодействия между местными органами власти и органами государственной власти; 3. уточнение некоторых компетенций; 4. выравнивание финансовой слабости местных органов власти; 5. устранение организационных и кадровых недостатков на местном уровне; 6. создание системы взаимодействия между органами государственной власти. Однако следует отметить, что деятельность МСУ в Российской Федерации весьма обширна .
Поэтому данное исследование посвящено одному из направлений их деятельности. Цели ЦУР в Российской Федерации изложены в Указе Президента Российской Федерации «О государственных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ от мая 2018 года), действующей Государственной программе Российской Федерации и конкретных целях ЦУР. Данная сфера деятельности была выбрана, поскольку в ней непосредственно концептуализируются механизмы многоуровневого управления, включая систему участия и автономии, а также институционализированные практики взаимодействия МСУ и органов государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриченко Л.В. Новое о местном самоуправлении // Журнал российского права. - 2005. - № 11. - С. 163 - 166.
2. Байрамов В.Д. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2003. - С. 23.
3. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук.- Саратов, 2007. - С. 28.
4. Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В. Т. Кабышева — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 280 с.
5. Запевалов, А. В. Местное самоуправление в истории Российского государства: традиции и современность / А. В. Запевалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 239-242. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100828/
6. Зотов В. Б. Местное самоуправление в России: Сборник статей / В. Б. Зотов — М.: «Ось-89», 2003. — 400 с.
7. Кеня И.А. Обеспечение законности в правовом регулировании местного самоуправления //Государственная власть и местное самоуправление.- 2009.- № 8. - С. 30.
8. Кирилловых А. А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / А. А. Кирилловых // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 2. — С. 40–44.
9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: Норма, 2008. - С. 204.
10. Курочкин А.В. Правовое регулирование финансовой основы местного самоуправления в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2003. - С. 11.
11. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: Норма, 2008. - С. 204.
12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Коркунов Н.М.
13. Курочкин А.В. Правовое регулирование финансовой основы местного самоуправления в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2003. - С. 11.
14. Незнамова Е. А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография / Е. Х. Незнамова. — М.: РАГС, 2009. — 268 с.
15. Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н. В. Постовой — М.: «Федоров», 1995. — 200 с.
16. Соловьев С. М. Россия перед эпохой преобразований / С. М. Соловьев. — М.: Омега-Л, 1989. — 470 с.
17. Тимофеев Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России / Н. С. Тимофеев. — М.: МГУ, 2005. — 176 с.
18. Тюхтенев А.С. Экономическая (материальная) основа местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект. Дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2006.- С. 155.
19. Уваров А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: проблемы развития и взаимодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2002. - С. 37.
20. Усманова Р.М. Характеристика экономической основы системы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право.- 2005. - №3. - С. 32.
21. Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2003. — 120 с.