Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современного мира, где социальные, экономические и политические процессы развиваются с беспрецедентной скоростью, стресс стал постоянным спутником человеческой жизни. Он сопровождает нас в профессиональной деятельности, в личных отношениях, в информационном пространстве. В такой ситуации креативность, как способность находить нестандартные решения и генерировать новые идеи, становится ключевым ресурсом для адаптации к изменениям и преодоления трудностей. Однако влияние стресса на креативность представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую глубокого теоретического осмысления. Необходимо понять, как стресс воздействует на творческий потенциал человека и какие механизмы позволяют сохранить креативность в условиях постоянного напряжения.
Исследование воздействия стресса на креативность является важной и актуальной темой, которая имеет практическое применение в различных областях деятельности. Понимание механизмов этого процесса может помочь людям и организациям более эффективно управлять своими ресурсами и достигать поставленных целей.
Научная новизна исследования:
Настоящее исследование предлагает перспективный теоретический анализ влияния стресса на креативность, объединяющий психологические и психофизиологические подходы. В работе будут систематизированы и уточнены данные о роли нейромедиаторов (дофамин, серотонин, кортизол) и мозговых структур (префронтальная кора, миндалевидное тело) в регуляции креативности под воздействием стресса. Это позволит расширить существующие представления о нейробиологических основах творчества и выявить ключевые механизмы, лежащие в основе как стимулирующего, так и угнетающего влияния стресса.
Научная новизна работы заключается в интеграции разрозненных теоретических данных и создании целостной концепции, объясняющей влияние стресса на креативность на психологическом и психофизиологическом уровнях, что будет особенно актуально для прогнозирования и управления творческим потенциалом.
Цель исследования: выявить закономерности влияния стресса на креативность, установив психологические и психофизиологические механизмы, которые определяют стимулирующее или угнетающее воздействие стрессовых состояний на творческое мышление.
Объект исследования: креативность как высший психический процесс и её взаимосвязь со стрессовыми состояниями.
Предмет исследования: психологические особенности и психофизиологические механизмы, опосредующие влияние стресса на креативность.
Гипотеза: На психологическом уровне стресс может стимулировать поиск новых решений, однако при превышении индивидуального порога вызывает когнитивную перегрузку, снижая показатели творческих способностей. На психофизиологическом уровне стресс влияет на выработку нейромедиаторов (дофамин, серотонин, кортизол) и активность мозговых структур (префронтальная кора, миндалевидное тело), что может оказывать воздействие на проявление творческих способностей.
Теоретические задачи исследования:
1. Проанализировать современные теоретические подходы к изучению стресса и креативности в рамках психологической и психофизиологической науки.
2. Систематизировать теоретические представления о нейробиологических механизмах стресса и их взаимосвязи с процессами творческого мышления.
3. Выявить и описать ключевые факторы, определяющие характер влияния стресса на креативность, на основе анализа научной литературы.
4. Исследовать теоретические представления о роли нейромедиаторов (дофамин, серотонин, кортизол) в регуляции креативности под воздействием стресса.
5. Описать влияние стресса на активность ключевых мозговых структур (префронтальная кора, миндалевидное тело) и их связь с креативностью.
Методология:
Теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния стресса на креативность.
Систематизация и обобщение данных о психологических и психофизиологических механизмах, лежащих в основе влияния стресса на на креативность.
Сравнительный анализ различных теоретических подходов к изучению стресса и креативности, а также их взаимосвязи.
Концептуальный синтез данных о роли нейромедиаторов (дофамин, серотонин, кортизол) и мозговых структур (префронтальная кора, миндалевидное тело) в проявлении креативности под воздействием стресса.
Исследование представляет собой теоретический труд, направленный на систематизацию и структурирование существующих знаний о стрессе как о факторе, который может как ограничивать, так и стимулировать творческий потенциал.
1 Теоретические основы изучения стресса и креативности
1.1Концепции стресса психологии и психофизиологии
В последние десятилетия стресса является актуальным предметом исследований многих отраслей науки, медицины, биологии, психологии, социологии.По оценкам некоторых западных экспертов, 70 % заболеваний так или иначе связаны со стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.
Основатель концепции стресса Ганс Селье, который получил нобелевскую премию. К середине ХХ века считалось, что реакция живого организма очень специфическая, и на каждый вид повреждения организма реагирует по- своему. Задача была узнать специфику ответа организма на жару, холод, травмы, инфекции) Ганс Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций организма на самые разные воздействия (холод, голод, травмы, инфекции), т.е. он воздействовал на крыс различным способом, смотрел, что общего в их ответной реакции, в результате чего обнаружил единый неспецифический компонент биохимических изменений в организме животных ответ на самые разные воздействия.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разные повреждающие воздействия Ганс Селье назвал адаптационным синдромом или стрессом [36].
Он показал, при опытах на крысах, организм дает одинаковые реакции (триаду изменений) – уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний в слизистой оболочке ЖКТ. В 1936 году Ганс Селье написал свою работу, за которую позднее получил Нобелевскую премию. Согласно теории, Г. Сельеведущая роль принадлежит коре надпочечников, которая синтезирует стероидные глюкокортикоиды, которые, помогают и выполняют адаптивную функцию.
Стресс – неспецифическая реакция организма на любые достаточно сильные или длительные воздействия, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям. Стресс – это комплексная реакция организма на воздействие внешних или внутренних факторов (стрессоров), которые нарушают его равновесие и требуют адаптации. В психологии стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные или угрожающие ситуации. В психофизиологии стресс связывается с активацией нейроэндокринных систем, таких как гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГГН-ось), которая регулирует выброс гормонов, включая кортизол. Понимание сущности стресса, его видов и стадий развития необходимо для дальнейшего изучения его влияния на творческий процесс [37].
В психологии существует несколько основных подходов к определению стресса, каждый из которых акцентирует внимание на различных аспектах этого сложного явления:
В физиологическом подходе основоположником является Ганс Селье, который рассматривает стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное к нему требование. На физиологическом уровне происходит активация гипоталамуса, который выполняет ряд важнейших функцийв организме человека, имеет непосредственное отношение к стрессу: является высшим центром вегетативной нервной системы; отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; управляет секрецией гормонов, в том числе адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники; формирует эмоциональные реакции человека; регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена. Гипоталамус это один из важнейших участков мозга, который определяет наш метаболизм наше приспособление к среде. Соответственно, когда происходит эмоциональное возбуждение, он выделяет гормоны, которые действуют на гипофиз. И с другой стороны он запускает симпатическую нервную систему, то есть роль гипоталамуса ключевая.
Вегетативнаянервная системанаходится в балансе между симпатическим, парасимпатическим отделом. Задача симпатического отдела помочь организму в критической ситуации, соответственно при стрессе включается симпатический отдел. При его активации зрачки расширяются, сердце бьется сильнее, блокируется пищеварительная система, в крови выбрасывается адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении.
Со временем, если стресс продолжается, происходит истощение адаптационных резервов и активируется парасимпатический отдел, который восстанавливает и сохраняет ресурсы (сон, еда, отдых), сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижения тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами, т.е. наступает фаза истощения.
Стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано исследователями в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению гипертензии и нарушению сердечной деятельности.
Г. Селье в 1936 году ввел понятие “общего адаптационного синдрома” (ОАС), который включает три стадии: аларм (реакция тревоги), резистентность (адаптация) и истощение. В рамках этого подхода стресс рассматривается как реакция на любой стимул, нарушающий гомеостаз организма, независимо от его природы (физической, химической, биологической). Основной акцент делается на физиологических изменениях, происходящих в организме в ответ на стрессоры, таких как активация симпато-адреналовой системы и высвобождение гормонов стресса (кортизола, адреналина).
Психологический подход акцентирует внимание на субъективном восприятии и оценке стрессоров. Ричард Лазарус1984 г разработал когнитивную теорию стресса, согласно которой стресс возникает не столько из-за самого стрессора, сколько из-за субъективной оценки человеком его значимости и его способности справиться с ним.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Х.Д. Гений: естественная история творчества [Текст] / Х.Д. Айзенк. – Издательство Кембриджского университета, 1995.
2. Амабиле, Т.М. Креативность в контексте [Текст] / Т.М. Амабиле. – Вествью Пресс, 1996.
3. Арнстен, А.Ф. Сигнальные пути стресса, которые нарушают структуру и функцию префронтальной коры [Текст] / А.Ф. Арнстен // NatureReviewsNeuroscience. – 2009. – Т. 10. – № 6. – С. 410-422.
4. Асмолов, А.Г. Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии [Текст] : материалы обсуждения / А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, М.Ш. Магомед-Эминов, А.А. Гусейнов, А.И. Донцов, Б.С. Братусь // Человек. – 2020. – Т. 31. – № 4. – С. 7-40.
5. Baer, J. Творчество и дивергенция [Текст] / J. Baer. – Лоуренс ЭрлбаумАссошиэйтс, 1997.
6. Байрон, К. Есть ли обратная сторона творчества? Метааналитическое продолжение исследований темной стороны творчества [Текст] / К. Байрон, С. Хазанчи // Журнал исследований креативности. – 2012. – Т. 24. – № 2-3. – С. 119-130.
7. Баррон, Ф. Творческая личность и творческий процесс [Текст] / Ф. Баррон. – Холт, Райнхарт и Уинстон, 1968.
8. Беляева, Е.М. Зависимость выбора копинг-стратегии от уровня тревожности у подростков с разным уровнем креативности [Текст] / Е.М. Беляева // Семья и дети в современном мире. Том IV : коллективная монография / под ред. В.Л. Ситникова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 68-69.
9. Барретт Л. Ф. Как рождаются эмоции. – М.: Альпина Паблишер, 2020.
10. Васильев, И.А. Место и роль школы в развитии психологии мышления [Текст] / И.А. Васильев // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. – Москва, 2020. – С. 19-20.
11. Владимиров, И.Ю. Поведенческие корреляты основных стадий инсайтного решения [Текст] / И.Ю. Владимиров, И.Н. Макаров, А.С. Бушманова // Когнитивная наука в Москве: новые исследования : материалы конференции. – М.: БукиВеди, 2021. – С. 490-495.
12. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
13. Гилфорд, Д. Природа человеческого интеллекта [Текст] / Д. Гилфорд. – Макгроу-Хилл, 1967.
14. Григорьев, А.А. Диагностика эстетической одаренности: апробация теста VAST в России [Текст] / А.А. Григорьев, Т.С. Князева, Р.В. Козьяков, О.М. Смирнова, В.Ю. Сухановский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 96-109.
15. Григорьев, А.А. Динамика генерального фактора интеллекта и научный прогресс в XVIII-XX веках [Текст] / А.А. Григорьев, К.В. Сугоняев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2022. – Т. 7. – № 1 (25). – С. 28-46.
16. Грум-Гржимайло, В.Е. Больное и здоровое творчество [Текст] / В.Е. Грум-Гржимайло // Собрание трудов. – М.-Ленинград: Академия наук СССР, 1949. – С. 230-232.
17. Дрейсбах, Г. Как положительный аффект модулирует когнитивный контроль: снижение персеверации за счет повышения отвлекаемости [Текст] / Г. Дрейсбах, Т. Гошке // Журнал экспериментальной психологии: Общее. – 2004. – Т. 133. – № 3. – С. 362-377.
18. Джанг, Р. Нейропсихологические механизмы креативности: исследования активности мозга / Р. Джанг, Л. Смит, Д. Вонг // Journal of Neuroscience. – 2022. – Т. 42, № 3. – С. 215–229.
19. Зинченко, Ю.П. Предисловие президента Российского психологического общества Ю.П. Зинченко [Текст] / Ю.П. Зинченко // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2021. – С. 15-18.
20. Знаков, В.В. Понимание немыслимого [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 3-14.
21. Йеркс, Р.М. Относительная сила стимула к быстроте формирования привычки [Текст] / Р.М. Йеркс, Д.Д. Додсон // Журнал сравнительной неврологии и психологии. – 1908. – Т. 18. – № 5. – С. 459-482.
22. Казанская, К.О. Проблема перехода от «наивных» к научным понятиям: подход концептуальных изменений и школа Л.С. Выготского [Текст] / К.О. Казанская, А.Н. Ромащук // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2021. – № 3. – С. 242-262.
23. Караяни, А.Г. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента [Текст] / А.Г. Караяни. – М.: Юрайт, 2022. – 145 с.
24. Китаев-Смык Л. А. Социально-психологические исследования стресса. – М.: Наука, 2019.
25. Козьяков, Р.В. Стресс и креативное мышление личности [Текст] / Р.В. Козьяков // Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ОмегаСайнс, 2022. – С. 220-224.
26. Корнилова, Т.В. Эмпатия в структурах интеллектуально-личностного потенциала: единство интеллекта и аффекта [Текст] / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43. – № 3. – С. 57-68.
27. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
28. Лазарус, Р.С. Стресс, оценка и преодоление трудностей [Текст] / Р.С. Лазарус, С. Фолкман. – Нью-Йорк: Спрингер, 1984.
29. Лекторский, В.А. Человек и системы искусственного интеллекта [Текст] / В.А. Лекторский, С.Н. Васильев, В.Л. Макаров, Т.Я. Хабриева, А.А. Кокошин, Д.В. Ушаков, Е.А. Валуева, Д.И. Дубровский, Т.В. Черниговская, А.Л. Семенов, К.Е. Зискин, А.П. Любимов, В.В. Целищев, А.Ю. Алексеев. – СПб.: ООО Юридический центр, 2022. – 328 с.
30. Люпьен, С.Дж. Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и когнитивные способности [Текст] / С.Дж. Люпьен, Б.С. Макьюэн, М.Р. Гуннар, К. Хейм // NatureReviewsNeuroscience. – 2009. – Т. 10. – № 6. – С. 434-445.
31. Мартиндейл, К. Творчество и возбуждение коры головного мозга во время творческих, интеллектуальных задач и задач с обратной связью по ЭЭГ [Текст] / К. Мартиндейл, Д. Хайнс // Биологическая психология. – 1975. – Т. 3. – № 2. – С. 91-100.
32. Марчук, С.А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежи [Текст] / С.А. Марчук, В.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 59-60.
33. Маслоу, А.Х. К психологии бытия [Текст] / А.Х. Маслоу. – Ван НострандРейнхольд, 1968.
34. Мешкова, Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект [Текст] / Н.В. Мешкова // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6. – № 2. – С. 8-21.
35. Поддьяков, А.Н. Комплексный инсайт при создании исследовательского объекта: анализ случая [Текст] / А.Н. Поддьяков // Психология творчества и одаренности : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 5-9.
36. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
37. Роджерс, К.Р. О становлении личности: взгляд терапевта на психотерапию [Текст] / К.Р. Роджерс. – ХоутонМиффлин, 1961.
38. Рыжов, А.Я. Социально-физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях ВУЗа [Текст] / А.Я. Рыжов, Н.Н. Полякова, Т.А. Шверина, Н.П. Степаненкова и др. // Психофизиологические аспекты трудовой деятельности :Всеросс. сб. научн. ст. – Тверь, 2002. – С. 6-13.
39. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 128 с.
40. Селье, Х. Синдром, вызываемый различными вредными агентами [Текст] / Х. Селье // Природа. – 1936. – Т. 138. – № 3479. – С. 32.
41. Сергиенко, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом [Текст] / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева, А.А. Никитина, Е.И. Осипенко // Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 71-81.
42. Соколова, Е.Е. К проблеме единства «аффекта» и «интеллекта» в психологии деятельности (в продолжение дискуссии) [Текст] / Е.Е. Соколова // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – С. 20-36.
43. Солдатова, Г.У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики [Текст] / Г.У. Солдатова, А.Е. Войскунский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 3. – С. 431-450.
44. Терелянская, И. В. Когнитивные процессы и креативность: роль межполушарного взаимодействия / И. В. Терелянская // Вестник когнитивных исследований. – 2021. – Т. 15, № 2. – С. 45–58.
45. Толочек, В.А. Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий. Часть вторая [Текст] / В.А. Толочек // Организационная психология. – 2022. – Т. 12. – № 1. – С. 228-247.
46. Уоллас, Г. Искусство мысли [Текст] / Г. Уоллас. – Харкорт, Брейс и Уорлд, 1926.
47. Федорова О. С. Нейрохимические изменения при хроническом стрессе: влияние на эмоциональное состояние и когнитивные функции // Вестник нейробиологии. – 2019. – Т. 6, № 1. – С. 21-29.
48. Финке, Р.А. Творческое познание: теория, исследования и приложения [Текст] / Р.А. Финке, Т.Б. Уорд, С.М. Смит. – Пресса Массачусетского технологического института, 1992.
49. Фогельсон, Л.И. Клиническая электрокардиография [Текст] / Л.И. Фогельсон. – Л.: Медицина, 1957. – 458 с.
50. Фрейд, С. Творческие писатели и мечтатели [Текст] / С. Фрейд // Стандартное издание. – 1908. – Т. 9. – С. 143-153.
51. Харитонова, И.В. [Текст] / И.В. Харитонова, Е.Ю. Горнушкина, В.И. Николась и др. // Физиология человека. – 2000. – Т. 26. – № 3. – С. 1231-1250.
52. Холодная, М.А. Специфика способностей экспертного уровня [Текст] / М.А. Холодная // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм : сборник статей. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 50-53.
53. Шульга, Т.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска [Текст] / Т.И. Шульга. – М.: Юрайт, 2022. – 208 с.
54. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
55. Эшби, Ф.Г. Нейропсихологическая теория позитивного аффекта и его влияния на познание [Текст] / Ф.Г. Эшби, А.М. Айзен, А.У. Туркен // Психологическое обозрение. – 1999. – Т. 106. – № 3. – С. 529-550.