Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная система образования функционирует в условиях цифровой трансформации, что предъявляет новые требования к педагогической деятельности и характеру взаимодействия участников образовательного процесса. Переход к онлайн-формату обучения, широкое использование цифровых технологий, дистанционных образовательных платформ и виртуальных коммуникаций значительно изменили привычные модели педагогического взаимодействия. Эти изменения, наряду с рядом объективных факторов, способствуют возникновению различного рода педагогических конфликтов.
Педагогические конфликты в цифровой образовательной среде приобретают ряд специфических особенностей, связанных с отсутствием прямого личного контакта, анонимностью взаимодействия, трудностями эмоционального восприятия, а также возможностями мгновенного распространения информации в цифровом пространстве. Неэффективное управление такими конфликтами может нанести серьезный ущерб психологическому климату в учебном коллективе, снизить мотивацию и вовлеченность обучающихся, а также негативно сказаться на качестве образовательных результатов. В связи с этим изучение природы и механизмов возникновения педагогических конфликтов в цифровой среде, а также разработка эффективных стратегий их профилактики и конструктивного разрешения становится одной из актуальных задач современной педагогической науки.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты педагогических конфликтов достаточно широко представлены в научной литературе. Общие теоретические основы конфликтологии, в том числе в образовательной сфере, освещены в работах таких ученых, как А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Шипилов, Г.И. Козырев, Л.А. Петровская, Р.Л. Кричевский и др. Специфику педагогических конфликтов, их причины и стратегии управления ими исследовали Н.В. Самоукина, А.А. Реан, В.И. Андреев, Л.М. Митина, В.А. Ясвин и др. В современных условиях цифровизации образования, проблема педагогических конфликтов в виртуальной среде остается недостаточно изученной. Отдельные аспекты этого явления затрагиваются в работах С.В. Тарасова, Е.Д. Патаракина, Е.С. Полат, но комплексные исследования, раскрывающие специфику, причины и механизмы разрешения педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде, практически отсутствуют.
Цель курсовой работы – теоретическое обоснование и разработка модели профилактики и конструктивного разрешения педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности педагогических конфликтов, выявить их причины и факторы возникновения.
2. Охарактеризовать специфику цифровой образовательной среды и ее влияние на характер педагогических конфликтов.
3. Определить психолого-педагогические аспекты профилактики и разрешения педагогических конфликтов в цифровой среде.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде.
5. Разработать и апробировать модель профилактики и конструктивного разрешения педагогических конфликтов в цифровой среде.
Объект исследования – педагогические конфликты в системе образования.
Предмет исследования – специфика возникновения, протекания и разрешения педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде.
Для решения поставленных задач в работе используется комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ научной литературы, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработана комплексная модель профилактики и конструктивного разрешения педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде, учитывающая ее специфические особенности. Выявлены ключевые факторы и источники возникновения педагогических конфликтов в виртуальном пространстве, определены эффективные стратегии управления ими с использованием технологий эмоционального интеллекта, медиации и конструктивной коммуникации.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации и технологии могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров, а также включены в программы подготовки будущих учителей. Предложенная модель профилактики и разрешения педагогических конфликтов в цифровой среде может быть апробирована и внедрена в образовательных организациях различного уровня.
Структура и краткое содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы исследования педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде
1.1. Сущность и особенности педагогических конфликтов
Педагогические конфликты представляют собой особый вид социальных конфликтов, возникающих в процессе педагогической деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, педагогический конфликт – это «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов педагогов, учащихся и их родителей в ходе образовательного процесса» [2, с. 114].
Ключевой особенностью педагогических конфликтов является их непосредственная связь с учебно-воспитательной деятельностью, целями и задачами образования, а также с личностными и профессиональными характеристиками участников образовательного процесса [7, с. 198].
Н.В. Гришина отмечает, что педагогические конфликты «обусловлены спецификой педагогической деятельности, ее целями, содержанием, формами организации, а также особенностями взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей» [5, с. 341].
В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия выделяют следующие основные виды педагогических конфликтов:
1. Конфликты «педагог – учащийся» является наиболее распространенным и связан с рассогласованием позиций, интересов, ценностных ориентаций педагога и обучающегося в ходе образовательного процесса.
2. Конфликты «педагог – родитель» конфликты обусловлены столкновением взглядов педагога и родителей на различные аспекты обучения и воспитания ребенка, а также несовпадением ожиданий и требований сторон.
3. Конфликты «педагог – педагог» возникают в сфере профессионального взаимодействия, например, при распределении учебной нагрузки, организации совместной деятельности, несовпадении методических подходов и т.д.
4. Конфликты «педагог – администрация» связаны с разногласиями между педагогами и руководством образовательной организации по вопросам управления, организации труда, оценки профессиональной деятельности и т.п.
5. Конфликты «учащийся – учащийся» наблюдаются среди обучающихся и обусловлен различиями в их интересах, ценностных ориентациях, социальном статусе и др. [11, с. 124-130].
Таким образом, педагогические конфликты охватывают широкий спектр взаимодействий в образовательной среде и могут возникать между различными субъектами – педагогами, учащимися, родителями, администрацией и т.д.
Педагогические конфликты, как правило, имеют многофакторную природу и обусловлены целым комплексом причин, связанных как с особенностями самого образовательного процесса, так и с личностными, профессиональными и социальными характеристиками его участников [27].
Одной из ключевых причин возникновения педагогических конфликтов является рассогласование целей, ценностей и интересов субъектов образовательной деятельности [24, с. 42].
Педагоги могут быть ориентированы на обеспечение высокого качества обучения и воспитания, в то время как учащиеся и их родители – на получение хороших отметок и аттестатов. Подобное несовпадение приоритетов нередко становится источником конфликтов.
Педагогические конфликты могут быть обусловлены различиями в уровне притязаний, самооценке и самоуважении участников образовательного процесса [24, с. 134]. Например, завышенные или, напротив, заниженные ожидания педагога в отношении учебных достижений обучающихся могут приводить к конфликтным ситуациям.
Не менее важной причиной педагогических конфликтов являются коммуникативные барьеры и дефициты в межличностном взаимодействии [15, с. 121]. Неумение педагогов выстраивать эффективную коммуникацию, учитывать особенности восприятия и реагирования других участников, а также неготовность к открытому диалогу и сотрудничеству могут провоцировать конфликтные ситуации.
Значительное влияние на возникновение педагогических конфликтов оказывают индивидуально-психологические особенности их участников – темперамент, акцентуации характера, уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляция [23, с. 343]. Педагоги и обучающиеся с преобладанием возбудимых, импульсивных, ригидных черт личности более склонны к конфликтному поведению.
Педагогические конфликты могут быть обусловлены организационно-управленческими факторами, например, недостатками в системе мотивации и стимулирования педагогических работников, несовершенством нормативно-правовой базы, неэффективным распределением ресурсов и полномочий в образовательной организации [9, с. 144].
Особую группу причин педагогических конфликтов составляют социокультурные факторы, связанные с различиями в ценностных ориентациях, традициях, религиозных и этнокультурных особенностях участников образовательного процесса [13, с. 121]. Столкновение этих различий может провоцировать конфликтные ситуации.
Таким образом, причины возникновения педагогических конфликтов носят комплексный характер и включают в себя целый ряд взаимосвязанных факторов – от рассогласования целей и ценностей до индивидуально-личностных и социокультурных особенностей участников образовательной деятельности.
Помимо причин, обусловливающих возникновение педагогических конфликтов, существует ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на их возникновение, протекание и разрешение.
1. Личностные факторы. К ним относятся индивидуально-психологические особенности участников конфликта:
- темперамент;
- характер;
- уровень эмоциональной устойчивости;
- самооценка;
- ценностные ориентации;
- стиль поведения в конфликтных ситуациях и др. [12, с. 343-344].
2. Профессиональные факторы. Сюда включаются уровень профессиональной компетентности педагогов, их опыт, квалификация, а также особенности педагогического мастерства, стиля преподавания и управления. Недостаточная профессиональная подготовка, неумение педагогов эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, выстраивать конструктивное взаимодействие с учащимися, могут провоцировать возникновение конфликтов [1].
3. Организационно-управленческие факторы – особенности организационной культуры и климата в образовательном учреждении, стиль руководства администрации, система мотивации и стимулирования педагогических работников, а также нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность [20, с. 92]. Авторитарный стиль управления, отсутствие поддержки и признания заслуг педагогов, несовершенство локальных актов могут способствовать возникновению конфликтов.
4. Социокультурные факторы. Сюда относятся различия в ценностных ориентациях, традициях, религиозных и этнокультурных особенностях участников образовательного процесса [28]. Столкновение культурных различий, непонимание и неприятие чужих традиций и взглядов могут провоцировать конфликтные ситуации.
5. Средовые факторы – особенности образовательной среды, ее психологический климат, уровень конфликтогенности [25, с. 198-199]. Напряженная, стрессогенная атмосфера в учебном коллективе, отсутствие благоприятных условий для самореализации и сотрудничества также могут способствовать возникновению педагогических конфликтов.
Таким образом, на возникновение, протекание и разрешение педагогических конфликтов оказывают влияние множество взаимосвязанных факторов – от личностных особенностей участников до организационно-управленческих и социокультурных условий образовательной среды.
Педагогические конфликты, как и любые другие социальные конфликты, характеризуются определенной структурой и проходят различные стадии развития.
Структура педагогического конфликта включает следующие основные компоненты:
1. Субъекты конфликта. Ими могут выступать педагоги, учащиеся, родители, администрация образовательной организации, а также их группы и объединения. Каждый из субъектов имеет свои цели, интересы, ценности и потребности, которые могут вступать в противоречие друг с другом.
2. Предмет конфликта – те конкретные вопросы, проблемы, ресурсы, по поводу которых возникает столкновение между субъектами. В педагогических конфликтах предметом могут выступать различные аспекты учебно-воспитательного процесса, распределение учебной нагрузки, оценивание результатов обучения и т.д.
3. Объект конфликта. Им являются те материальные и нематериальные ценности, которые субъекты конфликта стремятся получить, сохранить или разделить, например, статус, власть, престиж, образовательные ресурсы.
4. Конфликтная ситуация – сложившееся противоречивое положение, в котором субъекты осознают несовместимость своих целей, интересов и действий. Конфликтная ситуация является непосредственным источником возникновения педагогического конфликта.
5. Инцидент – конкретное событие, действие или высказывание, которое запускает развитие конфликта, переводя конфликтную ситуацию в активную фазу противоборства [8, с. 43-44].
В динамике развития педагогических конфликтов можно выделить следующие основные стадии:
1. Возникновение конфликтной ситуации. На этой стадии происходит осознание субъектами наличия противоречий, рассогласованности целей и интересов.
2. Инцидент – конкретное событие или действие, которое переводит конфликтную ситуацию в активную фазу противоборства.
3. Эскалация конфликта характеризуется обострением противоречий, усилением негативных эмоций, поляризацией позиций, применением деструктивных стратегий поведения.
4. Кульминация конфликта – наивысшая точка противоборства, когда конфликтующие стороны достигают максимального напряжения и готовы к открытому противостоянию.
5. Разрешение (завершение) конфликта. На этой стадии происходит снижение напряженности, поиск компромиссных решений или полное прекращение конфликтного взаимодействия [6, с. 34-38].
Таким образом, педагогический конфликт представляет собой сложное, многокомпонентное явление, имеющее свою структуру и динамику развития.
Управление педагогическими конфликтами является одной из ключевых задач в деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций. Эффективное управление конфликтами предполагает применение различных стратегий и технологий, направленных на их профилактику, конструктивное разрешение и минимизацию негативных последствий [16, с. 98].
Стратегия предупреждения (профилактики) конфликтов направлена на создание условий, препятствующих возникновению педагогических конфликтов, включая в себя:
Фрагмент для ознакомления
3
I. Международные официальные документы
1.Рекомендация о положении учителей (1966) [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. – Режим доступа: http://www.unesco.org/education/pdf/TEACHE_R.PDF (дата обращения: 02.03.2025).
II. Научная литература
2.Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 528 с.
3.Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. – 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 190 с.
4.Вайндорф-Сысоева, М. Е. Управление педагогическими конфликтами в цифровой образовательной среде / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Е. В. Панькина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 3(43). – С. 65-75.
5.Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 576 с.
6.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – Москва: Логос, 2000. – 384 с.
7.Козырев, Г.И. Конфликтология: учебник и практикум для вузов / Г.И. Козырев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 334 с.
8.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
9.Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в образовательных организациях / Р.Л. Кричевский. – Москва: Юрайт, 2019. – 303 с.
10.Куликова, С.С., Яковлева, О.В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов. Образование и наука. – 2022. – № 24(2). – С. 48-83.
11.Курочкина, А. А. Сущность педагогических конфликтов и их профилактика / А. А. Курочкина, С. Н. Махновец // Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 124-130.
12.Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.
13.Митина, Л. М. Психология труда учителя: учебник для вузов / Л. М. Митина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 337 с.
14.Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е.Д. Патаракин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
15.Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.
16.Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 192 с.
17.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 272 с.
18.Реан, А.А. Конфликты в педагогическом процессе: методы изучения и технологии разрешения / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Москва: АСТ, 2000. – 224 с.
19.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 713 с.
20.Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – Москва: НОРМА, 2004. – 592 с.
21.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – 80 с.
22.Сухарева, Л. М. Дистанционное образование: теоретико-методологический аспект / Л. М. Сухарева, А. Б. Кулакова // Социальное пространство. – 2016. – № 1(3). – С. 6.
23.Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2002. – 400 с.
24.Чернова, Г. Р. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 200 с.
25.Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Смысл, 2001. – 365 с.
III. Интернет-источники
26.Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятие, структура, классификация / С.В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 3, № 3. – С. 133-138. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения: 02.03.2025).
27.Achinstein, B. Conflict amid community: the micropolitics of teacher collaboration / B. Achinstein // Teachers College Record. – 2002. – Vol. 104, № 3. – P. 421-455. – Режим доступа: https://heartandart.ca/tag/online-collaborative-communities/ (дата обращения: 02.03.2025).
28.Chen, G. Conflict management styles, emotional intelligence and leadership effectiveness / G. Chen, S. Zhao // Computers & Education. – 2012. – Vol. 64. – P. 516-524. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/329093001_Chen_H_Xu_X_and_Phillips_P_2018_Emotional_Intelligence_and_Conflict_Management_Styles_International_Journal_of_Organizational_Analysis_272 (дата обращения: 02.03.2025).
29.Rahim, M.A. Managing conflict in organizations / M.A. Rahim. – 4th ed. – New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2011. – 352 p. – Режим доступа: https://archive.org/details/managingconflict0004rahi/page/n1/mode/1up (дата обращения: 02.03.2025).