Фрагмент для ознакомления
2
Экологические проблемы и вопросы сохранения окружающей среды актуальны во всем мире, включая Российскую Федерацию, и их значимость постоянно возрастает. Для решения экологических задач в стране реализуется национальный проект «Экология» [13].
На федеральном уровне закреплена необходимость экологического воспитания и образования на всех ступенях образовательной системы, что регулируется рядом нормативных актов. В частности, Закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (статья 71 главы XIII «Основы формирования экологической культуры») определяет цели формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов с Законом Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (статья 71 главы XIII «Основы формирования экологической культуры»), определяются цели формирования экологической культуры в обществе, включающие воспитание бережного отношения к природе, обеспечение рационального использования природных ресурсов и осуществление экологического просвещения посредством распространения соответствующих знаний [10].
Государственная политика в сфере образования, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ, ставит во главу угла человека, его здоровье и гармонию с окружающим миром, включая бережное отношение к природе и разумное использование природных богатств [9].
В Распоряжении Правительства Российской Федерации № 996-Р от 29.05.2015г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» экологическое воспитание выделено в качестве одного из приоритетных направлений развития воспитания. Оно включает в себя формирование экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к родной земле и природным богатствам России, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, а также развитие умений и навыков разумного природопользования [18].
«Экологическая доктрина Российской Федерации» определяет задачи экологического образования и просвещения, направленные на повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, а также профессиональных навыков и знаний в области экологии. Доктрина провозглашает необходимость «государственного содействия экологизации гражданского общества» [17].
Согласно Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста, экологическое воспитание имеет важное социальное значение для общества, так как способствует своевременному формированию основ экологической культуры личности. Кроме того, в этот процесс вовлекается значительная часть взрослого населения – работники дошкольных учреждений и родители, что имеет большое значение для всеобщей экологизации сознания и мышления [15].
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, базовые национальные ценности формируют систему, являющуюся основой для представлений об единстве нации и готовности социальных субъектов к консолидации на базе общих ценностных ориентиров и социальных смыслов в процессе решения общенациональных задач, в том числе задач воспитания детей и молодежи. В число базовых национальных ценностей включены такие категории, как любовь к Родине, социальная солидарность, активная гражданская позиция, семья, созидательный труд, стремление к научному знанию, уважение к традиционным российским религиям, интерес к искусству и литературе, уважение к человечеству в целом и бережное отношение к природе во всем ее разнообразии, а также к родной земле, уникальным природным заповедникам, планете Земля и развитие экологического сознания [8].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «познавательное развитие» предполагает формирование у воспитанников первичных представлений об объектах окружающего мира, o планете Земля как общем доме всего человечества и об особенностях ее природного разнообразия, что является неотъемлемым элементом экологического воспитания дошкольников [20]. Эффективное экологическое воспитание невозможно без формирования у детей адекватных экологических представлений. Дошкольный возраст признается важнейшим этапом в системе экологического образования, поскольку именно в этот период формируются базовые экологические представления, служащие основой для дальнейшего усвоения систематизированных знаний о природной среде и формирования бережного отношения к ней.
Современные психологи (С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.) подчеркивают, что старший дошкольный возраст является важным периодом для общего развития личности ребенка и формирования экологических представлений и сознания. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что особенности мышления в этом возрасте определяют субъективное отношение к природе. Ребенок еще не четко разделяет свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, и склонен переносить свои внутренние переживания на природные явления. Своеобразные представления дошкольников об окружающем мире формируются из-за поверхностных обобщений, которые они делают, взаимодействуя с миром [4].
Н.Н. Поддъяков сформулировал тезис о возможности организации знаний вокруг центрального элемента, определяемого как система связей и зависимостей, характерных для конкретной области действительности. При этом, в процессе усвоения знаний детьми предпочтительной является форма представлений, а не понятий.
Представление определяется как форма эмпирического знания, представляющая собой психический процесс отражения объектов и явлений, в данный момент непосредственно не воспринимаемых, но воссоздаваемых на основе предшествующего опыта [7].
Экологические представления – это знания о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, об их приспособленности к этой среде, о человеке как части природы, о ценности природы и об использовании природных богатств [3].
Экологические представления представляют собой обобщенное отображение объектов и явлений природного мира, а также сложных взаимосвязей, существующих в экосистемах и характеризующих биологические сообщества в целом. Формирование экологических представлений – это педагогический процесс, основанный на базовых принципах и понятиях экологии как науки [14] и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Андрющенко, О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Андрющенко. – Нижневартовск. – 2017 – 46 с.
2) Бобылёва, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками [Текст] / Л. Бобылёва, О. Бобылёва // Дошкольное воспитание. – 2017 – №4 – С. 38–43.
3) Богушова С.Ф. Возможности использования реджио-подхода в организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [Текст] / С.Ф. Богушова, Е.И. Потурнакова, О.Н. Петрова // Молодой ученый – 2020 - №4 – с. 280-282
4) Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н. В. Бутенко, О. В. Джалмагамбетова. – Материалы IX Международной научнопрактической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. – Челябинск : Изд-во ООО «Три кита», 2011. – С. 45-49.
5) Виноградова, Е. Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 9-11.
6) Грунина, С.О. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.О. Грунина. – Йошкар-Ола. – 2016 – 269 с
7) Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: том 1 [Текст] / В.В. Давыдов – М.: Большая педагогическая энциклопедия, 1993 – 607с.
8) Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. Образования - М.: Просвещение, 2009 – 24с.
9) Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». Консультант плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 31.03.2025)
10) Закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Консультант плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 31.03.2025)
11) Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 1. – С. 33-37.
12) Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2011. – 187 с.
13) Национальный проект «Экология» от 27.11.2013 № 668. Официальный портал Администрации городского округа Тольятти [Электронный ресурс] https://tgl.ru/structure/department/natprojects-ekologiya/ (дата обращения 31.03.2025)
14) Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева – М.: Академия, 2001 - 184 с.
15) Николаева, С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: статья первая [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
16) Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд., т. III, кн. 1-2. – М.; Л., 1951.
17) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». Консультант плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (дата обращения 31.03.2025)
18) Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-Р от 29.05.2015г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения 31.03.2025)
19) Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова – М.: Академия, 2013. – 224с.
20) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] / Т.В. Цветкова – М.: Сфера, 2016 – 96с.