Фрагмент для ознакомления
2
Как известно, масс-медиа — это средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты, журналы и интернет, которые предназначены для широкой аудитории. Они играют важную роль в информировании общества, формировании общественного мнения и культурного развития.
Как показывает анализ литературы по данной теме, современные тенденции развития масс-медиа включают в себя повышенное внимание к вопросам цифровой безопасности и конфиденциальности данных пользователей, увеличение роли социальных сетей и онлайн-платформ, переход к цифровым форматам контента, рост интерактивности, а также, персонализации контента для аудитории.
При этом персонализация подразумевает, также, некий личный бренд, где личный бренд — это уникальный образ человека, который помогает ему выделиться среди других людей и создать положительное впечатление о себе.
При этом личный бренд и медиа имеют очень тесную связь, так как медиа — это канал, через который можно продвигать свой личный бренд. Публикации в социальных сетях, блогах, аудио и видео-контент — все это помогает формировать имидж и узнаваемость личного бренда. На медийных платформах можно делиться своими мыслями, знаниями и опытом, что помогает привлекать аудиторию и строить лояльность к своей персоне, в связи с чем возникает вопрос – «что же больше, личный бренд или персонализованные медиа», в связи с чем работа, цель которой анализ медиа без медиа и о личном бренде, когда личный бренд больше любого медиа, является актуальной.
Объектом исследования является личный бренд, а предметом – масс медийное пространство.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- дать определение понятию медиа;
- охарактеризовать пути развития современных медиа;
- определить понятие «масса» и «массовое сознание»;
- проанализировать личный бренд и его влияние на массы и отличие от влияния медиа.
Материалами исследования послужили работы на тему масс медиа и личного бренда.
В настоящей работе используются общенаучные методы наблюдения, описания и классификации.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МАСС МЕДИА
1.1. Определение понятия масс медиа
По определению словаря Merriam-Webster, mass media – это «forms of communication designed to reach many people: the newspapers, radio and television stations, websites, etc., through which information is communicated to the public —used in singular or plural constructions», то есть, «формы коммуникации, предназначенные для охвата большого количества людей: газеты, радио- и телестанции, веб-сайты и т. д., посредством которых информация доводится до сведения общественности — используются в единственном или множественном числе».
То есть масс медиа формируют сознание всех нас, то есть, массовое сознание.
Понятие массового сознания тесно связано с такими феноменами, как «масса» и «толпа», описанными в трудах Г. Лебона, Ж. Бодрийара, Х. Ортеги-и-Гассета, С. Московичи, Ж.Г. Тарда, З. Фрейда.
Одним из главных исследователей феномена масс является Г. Лебон. В своей работе «Психология масс» он отмечает, что главной характерной чертой нашей эпохи является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».
По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, масса – это средний, заурядный человек без индивидуальности, безличный «общий тип».
Автор пишет о том, что массам в определенный исторический момент стало доступно то, что раньше было достоянием меньшинства: вкусы и привычки элиты общества, раньше считавшиеся изысканными, так как они были достоянием немногих. Он отмечает торжество «массового стиля» во всех сферах жизни, в том числе и в подаче информации.
При этом отметим, что термин «информация» на сегодняшний день воспринимается как «цифровой поток» или «цифровая среда».
С появлением интернета и в особенности социальных сетей у реального времени появляется еще более мощная альтернатива, которую можно описать как возникновение информационных потоков по желанию потребителя.
В 1920-е годы ранние теории массовой коммуникации были объективными, как и реакция социологов, возникшая вскоре после того, как средства массовой информации начали быстро расширяться. Эти ученые полагали, что сообщения СМИ имели определенные эффекты, которые можно было узнать и предсказать. В связи с этим они предположили, что управление знаками и символами, используемыми в сообщениях СМИ, может контролировать то, как они были получены, и могут передавать конкретное значение.
Другая теория – «теория медиа-эффектов с помощью иглы для подкожных инъекций» масс утверждала, что смысл может быть стратегически помещен в медиа-сообщение, которое затем будет «введено» или передано получателю. Расширяя устаревшую линейную модель коммуникации Аристотеля, которая включала говорящего, сообщение и слушателя, эти ранние теории утверждали, что коммуникация перемещает или передает идею из разума говорящего через сообщение и канал в разум слушателя. Чтобы проверить теории, исследователи хотели выяснить, как различные сообщения влияют или изменяют поведение получателя. Это привело к развитию множества теорий, связанных с медиа эффектами. Началось мощное инвестирование в это раннее направление исследования, что было связано с тем, что данные, доказавшие, что сообщения напрямую влияют на зрителей, могли бы быть использованы для того, чтобы убедить компании отправлять свои сообщения через медиаканал, чтобы напрямую влиять на потенциальных клиентов.
Этот ранний подход к изучению медиа-эффектов был назван подходом «подкожной иглы» или «теорией пули» и предполагал, что отправитель сконструировал сообщение с определенным значением, которое было «введено» или «выпущено» в массы, представляющие собой аудиторию. Предполагалось, что эффекты были общими для каждого человека и что значение не изменялось при передаче. С помощью экспериментов и опросов исследователи надеялись отобразить закономерности в человеческом мозгу, чтобы они могли связать определенные стимулы с определенным поведением. Например, исследователи могут попытаться доказать, что сообщение о том, что продукт продается по сниженной цене, побудит людей покупать продукт, который они могут и не хотеть в принципе. По мере проведения дополнительных исследований ученые начали находить недостатки в этом мышлении. Возникли новые теории, которые не утверждали такой прямой связи между намерением сообщения и какой-либо отдельной реакцией со стороны получателя. Вместо этого эти новые теории утверждали, что смысл может быть частично передан, что шаблоны могут стать менее предсказуемыми, поскольку люди чаще подвергаются воздействию определенного стимула, и что вмешательство в любой момент передачи может изменить реакцию.
Эти новые теории включали больше контекстуальных факторов в представление о коммуникации, признавая, что и отправитель, и получатель интерпретируют сообщения на основе своего предыдущего опыта. Ученые поняли, что дополнительные переменные, такие как психологические характеристики и социальная среда, должны быть включены в исследование массовой коммуникации. Этот подход подключается к интерактивной модели общения. Чтобы учесть перспективу и опыт, исследователи средств массовой информации подключились к разработанным тогда теориям восприятия, которые возникли в психологии. Концепция СМИ как передатчика возникла, поскольку впервые в фокусе исследования оказался отправитель сообщения (человек или люди, стоящие за СМИ), а не только получатель. Концепции искажения восприятия и фильтрации также стали важными, поскольку они объясняли, почему одни люди интерпретировали или игнорировали сообщения, а другие - нет. Теории первичности и новизны, возникли для объяснения различий в интерпретации, основанного на порядке получения сообщения. Наконец, исследователи изучили, как восприятие достоверности источника влияет на интерпретацию сообщений и как сообщения СМИ могут влиять на самооценку зрителей.
К 1960-м годам многие исследователи в области массовых коммуникаций пришли к выводу, что исследования предыдущих двадцати лет были наивными и ошибочными, бросив вызов теории мощных медиа-эффектов, уделяя гораздо больше внимания индивидуальному действию, контексту и окружающей среде.
Следующий важный поворот в теории массовой коммуникации произошел всего через несколько лет после того, как многие ученые пришли к выводу, что средства массовой информации не имеют эффекта или имеют лишь минимальный эффект. В 1970-х годах теории снова позиционировали медиа-эффекты как мощные и влиятельные, основываясь на дополнительном влиянии социальной психологии. Начиная с социологии, исследователи СМИ начали изучать мощную социальную роль, которую играют СМИ, но также признали, что представители масс принимают активное участие в интерпретации сообщений СМИ.
За это время исследователи изучали, как схемы и личности представителей масс влияют на интерпретацию сообщений. Исследователи также больше сосредоточились на долгосрочных эффектах и том, как сообщения СМИ создают мнения, структуры убеждений и культурные модели.
В конце 1970-х и в 1980-е годы возникло понимание эффектов СМИ в том виде, в каком они были спланированы, что объясняет иногда сильное, а иногда и слабое влияние СМИ. Согласно этой точке зрения средства массовой информации наиболее влиятельны в конструировании смыслов посредством множества платформ и представлений. Например, средства массовой информации создают для людей понятия, касающиеся роли технологий в нашей жизни, как, например, трансляция новостей о последнем продукте Microsoft, трансляция рекламы цифровых фотоаппаратов, производство научно-фантастических фильмов. , и так далее. Несмотря на то, что эти сообщения разнообразны, и один человек не получает их всех одновременно, сообщения все же построены некоторыми предсказуемыми и шаблонными способами, которые создают общую социальную реальность. Теперь многие исследователи массовых коммуникаций стремятся описать, понять или критиковать методы работы со СМИ, но уже не доказывают или опровергают конкретный эффект СМИ.
Более поздние теории медиа-эффектов признают, что медиа-сообщения действительно влияют на получателей, но у получателей также есть некоторая сила, которая может отклонить или переосмыслить сообщение.
Кроме того, исследователи массовых коммуникаций заинтересованы в изучении того, как представители массовой аудитории, по-прежнему можем влиять на нашу реальность, поскольку мы можем отвергать, пересматривать или переинтерпретировать полученное сообщение на основе нашего собственного опыта. Например, компьютерный фанат и человек, живущий «вне сети», имеют очень разные жизни и очень разные взгляды на технологии, но из-за того, что они сталкиваются с различными формами медиа, которые имеют схожие шаблоны сообщений о технологиях, у них все еще есть общие реальности и эти люди могли бы аналогичным образом говорить о компьютерах, смартфонах и HD-телевидении. Учитывая смещение фокуса на согласованное значение и контекст, этот взгляд на массовую коммуникацию больше соответствует транзакционной модели коммуникации.
1.2. Тенденции индивидуализации современных масс медиа
Современные массовые издания относится, прежде всего, к Интернет–журналистике, являющейся новым явлением в журналистике. Интернет–журналистика быстро развивается, так как неразрывно связана с развитием самого интернета. Она дала новый импульс и массовому потреблению медиа продукции. На рис.1 показана структура медиа потребления в период 1900–2020
Рисунок 1 Структура медиа потребления 1900–2020 годы
Рассмотрим основные тенденции, которые наблюдаются в современных СМИ, чтобы понять, как трансформируется понятие «масс» в контексте массовой коммуникации
Согласно тенденции развития современных СМИ таковы:
-Информацию для самоактуализации.
-Включение читателей в активную подготовку материалов
-Появление массовых мультимедиа вслед за массмедиа.
- Используется каждый возможный канал для того, чтобы донести информацию.
- Тенденция к «свертыванию» информации в связи с непомерной перегрузкой аудитории.
- Удержание рекламодателей
- возникновение «личных СМИ»
Рисунок 2 Информация для самоактуализации
Как видно на рис.2, произошло и продолжает идти смещение фокуса СМИ от удовлетворения базовых потребностей к более «развитым» потребностям.
Слушатель или читатель больше сосредоточивается на потребности к самореализации.
Отдельно хочется отметить тенденцию, которая проиллюстрирована на рис. 3 (СМИ имени меня).
Фрагмент для ознакомления
3
Merriam-Webster [Электронный ресурс] https://www.merriam-webster.com/dictionary/mass%20media
Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.- 96 с.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи/ М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.
Фрейд З. «Психология масс и анализ человеческого «Я» / Фрейд З. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 28 с.
Лебон Г. Психология масс. Книга II. Психология масс / Г. Лебон.[Электронный ресурс] www.i-u.ru/biblio/
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. Философии. – 1989. - N 3. – [Электронный ресурс] http://www.osa.sitecity.ru/htm
Какорина Е. В. СМИ и интернет-коммуникация (области пересечения и проблемы взаимодействия) / Е. В. Какорина // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 67-98.
Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004
Self, C. C., Edward L. Gaylord, and Thelma Gaylord, “The Evolution of Mass Communication Theory in the 20th Century,” The Romanian Review of Journalism and Communication 6, no. 3 (2009): 29.
McQuail, D., McQuail’s Mass Communication Theory, 6th ed. (Thousand Oaks, CA: Sage, 2010), 457.
Shaping the future of newspapers [Электронный ресурс] https://blog.wan-ifra.org/tags/shaping-the-future-of-the-newspaper
Гатов В. Будущее журналистики http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki /
Коммерсант. 7 тенденций современных СМИ. [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/documents/7tendenciSMI.pdf
Simplilearn. Top 7 Impacts of Social Media: Advantages and Disadvantages/ 2024
Marin, G. D., & Nilă, C. Branding in social media. Using LinkedIn in personal brand communication: A study on communications/marketing and recruitment/human resources specialists perception. Social Sciences & Humanities Open, 2021, 4(1)
Labrecque, L. I., Markos, E., & Milne, G. R. Online personal branding: processes, challenges, and implications. Journal of interactive marketing, 2011, 25(1), 37-50.
Hood, K. M., Robles, M. M., & Hopkins, C. D. Personal branding and social media for students in today’s competitive job market. Journal of Research in Business Education, 2014, 56(2), 33-47.
Jacobson, J. You are a brand: social media managers’ personal branding and “the future audience”. Journal of Product & Brand Management, 2020, 29(6), 715-727
Беспалова Е.А., Чапурина В.С. Медиа интрументы создания успешного личного бренда. В сборнике: Шкатовские чтения. Материалы Международной научной конференции. Челябинск, 2024. С. 466-470.
Сафиуллин И.Ф. Стратегии формирования личного бренда политиков в медиа. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 2-2 (89). С. 37-41.