Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Греческая культура, которая распространилась и популяризировалась по побережью средиземного моря, стала в последствии фундаментом всей европейской культуры. Эталоном красоты и примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии. Парикмахерское искусство Древней Греции было развито на очень высоком уровне. Причёски выполнялись искусно и с большей скрупулезностью, и было необходимо соблюсти в них каноны гармонии и эстетики. Данная тема актуальна тем, что в последние несколько лет греческая тематика в причёсках обрела популярность. Они стали основой для выполнения свадебных, вечерних причесок. Скромные и четкие очертания пучков и узлов, которые превалировали в прическах всех слоев женского населения, оживленно предлагаются в современном прочтении на подиумах и в модных журналах.
Цель исследования — разработать индивидуальный образ в греческом стиле для заказчика с учетом его индивидуальных предпочтений, внешности и актуальных модных трендов. В процессе работы будут изучены различные подходы к созданию образа, начиная от анализа физиологических и психологических особенностей клиента, заканчивая выбором одежды, макияжа и аксессуаров, гармонично сочетающихся друг с другом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить особенности создания образа в историческом стиле Древней Греции.
2. Проанализировать индивидуальные особенности заказчика, такие как тип фигуры, цветотип, личные предпочтения, образ жизни и требования к одежде и макияжу.
3. Разработать эскизы образа для заказчика, основываясь на теоретических данных, выявленных предпочтениях и физиологических особенностях.
4. Оценить и проанализировать готовый образ с точки зрения соответствия модным трендам, функциональности, удобства и предпочтений клиента.
Объектом исследования – является образ в историческом стиле Древней Греции.
Предметом исследования являются особенности образа в историческом стиле Древней Греции.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Технология эстетических услуг» для студентов ссузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение.
1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения образа в историческом стиле Древней Греции
Идеал красоты древних греков основывался на единстве и гармонии духа и тела. Символом красоты греки считали размер, порядок и симметрию. Идеалом красоты считался человек, черты лица которого гармонично сочетались со всеми частями тела. Художники нашли и оставили после себя мерило красоты, так называемые нормы или модули. Тело должно было быть мягким и округлым. Греческим эталоном красоты была скульптура Афродиты (Венеры).
Кстати, последний параметр не так уж далек от идеальных пропорций современности. При росте 164 см окружность талии Афродиты составляла 69 см, окружность груди - 86 см, а бедер - 93 см. Лицо считалось красивым, если его можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). Трисектрисы проходили через кончик носа и между бровями, а квадранты - через край подбородка, край верхней губы, зрачки, верхний край лба и макушку головы. Красота лица определялась большими глазами, прямым носом, подбородком, низким лбом, обрамленным прямым пробором вьющихся волос. Эллины также уделяли внимание своим прическам.
Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.
В моде была красота строгая, уточненная, благородная. Сначала предпочтение отдавалось голубым глазам, золотистым волосам и яркой, блестящей коже. Чтобы отбелить лицо, привилегированные гречанки пользовались белилами, наносили красную краску из Кошенили, называемую кармином, пудру и помаду. Для подводки глаз использовали сажу от сжигания специальных эссенций.
Состав и расположение одежды определялись, с одной стороны, материалом, а с другой - модой того времени. Согласно нормам моды того времени, платья не имели кроя. Покрой костюмов в современном понимании не встречался в греческой одежде. Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, принятому когда-то в Греции: «Все в меру».
Не было никаких модных эксцентриков, нарушающих пропорции и гармонию одежды. Одежда идеально повторяла естественные линии человеческого тела, выгодно оттеняя их. Греческий костюм, как никакой другой этнический, издавна ассоциировался с выражением эстетических общественных идеалов. Благородная красота и достойная осанка, тренированные формы тела, гармоничные пропорции, динамизм и свобода движений прекрасно раскрывают драпировочную основу древнегреческого костюма. Гармония между телом и одеждой подчеркивалась драпировкой прямоугольных кусков ткани разной длины и ширины по телу.
На культуру вообще и на одежду Древней Греции в частности оказывала влияние культура Древнего Крита. Греки-ахейцы, которые переселились на Пелопонесский полуостров в ХХП-ХХвв. до н.э. заимствовали на Крите многое: линейное письмо, элементы костюма.
Костюм ахейских женщин и мужчин напоминал одежду жителей древнего Крита. В качестве церемониальной одежды они носили туникоподобные одеяния, которые для сохранения формы укреплялись специальной свинцовой проволокой. Ритуальные одежды были расшиты золотыми пластинами и дополнены диадемами, серьгами, кольцами, золотыми браслетами и ожерельями из янтаря или граната. Одежда была очень дорогой и использовалась в качестве подарков. Около 1200 года до н. э. дорийцы, северный народ, вновь вторглись в Грецию и принесли с собой совершенно новый вид одежды - нательную одежду.
В XI-X веках до нашей эры формируется новый тип костюма, представляющий собой слияние старого и нового. Начиная с VI века до н. э. в древнегреческом костюме появляется новая форма: драпированные одежды, сшитые из одного куска ткани. Из одного куска ткани изготавливались различные костюмы. Позже в европейской культуре греческие костюмы стали эталоном гармонии прекрасного тела и одежды, подчеркивающей его движения. Хотя костюм был всего лишь куском ткани, индивидуальность человека, который его носил, проявлялась в способе его надевания, то есть в технике драпировки. Драпированная одежда отличала цивилизованных людей от варваров, принадлежащих к средиземноморским культурам.
1.2. Особенности выполнения образа в историческом стиле Древней Греции
Как исторический стиль в целом характерен единством художественных признаков, так и любой цикл моды имеет свою собственную систему признаков (строй моды), направленную на выявление эстетического идеала, и с изменением цикла меняется весь строй моды. Предметы прикладного искусства, входящие в общий строй моды, характеризуются единством формы и содержания, причем форма зависит от содержания. Под содержанием понимаются назначение, применение, эстетические требования, предъявляемые к предмету, в данном случае к прическе.
Так как сознание, потребности, культура человека все время меняются, меняется и использование предметов прикладного искусства (одежды, прически), связанное с деятельностью человека, то есть меняется содержание — неизбежно меняется и форма. Так протекает процесс, воспринимаемый нами как мода. Наиболее полно выражает моду конкурсная модель прически.
• Причёски. Высокие, стройные гречанки считались красивыми, с прямым носом, низким лбом и вьющимися волосами. Греческий узел был распространенной повседневной прической среди женщин Эллады. Свободно завитые волосы доходили до плеч, завязывались в замысловатые узлы или косы и закреплялись лентами, гирляндами или гребнями. Сложные укладки с использованием масел и воска, например, защищали волосы от повреждений и загрязнений, что было особенно важно в древнем мире. Современные исследования показывают, что некоторые элементы древнегреческой эстетики, такие как легкие волны и плетение кос, популярны и сегодня. Врачи подчеркивают, что такие прически полезны для здоровья волос, поскольку сводят к минимуму использование агрессивных химических веществ. Таким образом, древние традиции продолжают вдохновлять новые поколения, сочетая красоту и заботу о здоровье. Греческие женщины вообще не носили головных уборов, поэтому они стремились украсить голову гармоничными прическами, цветами, драгоценностями, венками и другими аксессуарами. Первые прически отличались простотой: локоны накручивались, туго завязывались на затылке и закрывались мешочком. Греческий узел считается классической женской прической Древней Греции. Для создания конического пучка использовался каркас. Со временем менялось расположение укладки и вариант завивки локонов. Например, греческий узел в форме факела назывался «лампадион», а укладка, расположенная у шеи — «коримбос». Следующий этап греческих причесок — завитые длинные волосы, украшенные обручем. Для придания локонам золотистого оттенка использовали продолжительные ополаскивания травами. В более поздние периоды истории Древней Греции распущенные волосы допускалось носить только жрицам. Отличить греческую прическу от какого-либо другого стиля сможет каждый. Легкость и утонченность укладки, гармония и природное очарование, нежность и чувственность созданного образа — главные отличительные черты. Для создания прически применяют ободок, повязку, бант. Волосы зачастую завивают в крупные локоны и присобирают.
• Макияж. Гречанки скрупулезно следили за своей внешностью. Особая важность была отведена косметике. Сурьма, белила, румяна, подводки для глаз и бровей, духи, ароматические масла – применялось все, но очень тонко и деликатно, потому, что должно было лишь подчеркнуть естественную красоту, а не перечеркнуть ее.
• Одежда. Одеяния должны были подчеркнуть идеальные пропорции человека и гармонично дополнить образ. Присущей чертой древнегреческой одежды было искусство драпировки: тонкие линии ткани драпировались, создавая на одежде многочисленные складки.
• Материалы. В создании греческих костюмов применялись лёгкие натуральные материи: лён и тонкие шерстяные ткани. Материалы, будучи тонкими, а иногда и полупрозрачными, создавались слои, что сообщало образу воздушность и изящество.
• Орнамент. Узоры орнамента имели связь с природой и носили стилизованный геометрический или растительный характер. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали, а в соединении с вертикальными линиями драпировки одежды всё это подчёркивало красоту и пластику движений