Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Слово "конфликт" обычно означает противостояние интересов нескольких сторон. Этими партиями могут быть отдельные лица или группы людей, даже целые государства. Однако мы часто забываем о существовании конфликта, "поле битвы" которого разворачивается внутри человека – внутриличностного конфликта (ВК).
Современная когнитивная нейробиология говорит нам, что такой конфликт обычно разрешается путем воздействия на центр разрешения конфликтов, предположительно расположенный в медиальной префронтальной коре головного мозга, в основном в передней поясной коре, на подкорковые ядра, ответственные за переживания, медиальную височную кору. Поэтому человек выбирает наиболее оптимальный из нескольких возможных вариантов, исходя из оценки ситуации и предыдущего опыта.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия возникновения и протекания внутриличностных конфликтов.
Объектом исследования является процесс возникновения и протекания внутриличностных конфликтов.
Предметом исследования являются основы и принципы возникновения и протекания внутриличностных конфликтов.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для изучения и предотвращения возникновения внутриличностных конфликтов.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие внутриличностного конфликта;
- изучить причины возникновения внутриличностных конфликтов;
- выявить признаки зарождения внутриличностного конфликта;
- детально проанализировать ранние стадии внутриличностного конфликта;
- описать пик внутриличностного конфликта и способы устранения;
- исследовать завершение внутриличностного конфликта.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Понятие внутриличностного конфликта
Конфликт возникает, когда человек сталкивается с трудным моральным выбором. Разные, но схожие по силе стремления вступают в противоречие друг с другом и образуют столкновение – так определил ВК американский психолог Курт Левин в своей монографии "Психологическая ситуация вознаграждения и наказания". Основываясь на этом предположении, он разделил конфликтные ситуации на три типа.
Первый тип - это когда человек находится между двумя положительными силами, которые действуют на него одинаково. В качестве примера Левин приводит феномен буриданового осла, который, будучи голодным, не мог выбрать между двумя одинаковыми стогами сена, из-за чего умер, так и не приняв решения [12].
Второй тип является противоположностью первому в том смысле, что на индивида оказывают влияние два негативных мотива. Курт Левин приводит в качестве примера ситуацию, когда ребенка заставляют выполнять домашние дела или учиться под угрозой наказания. Этот тип ВК мы можем заметить и у главного героя произведения Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Романович размышляет, имеет ли он право убивать совершенно бесполезного, с его точки зрения, человека, чтобы улучшить свое самочувствие. Однако здесь главный конфликт разыгрывается уже в ретроспективе.
Третий тип - это ситуация, когда на человека воздействуют одновременно положительные и отрицательные стимулы, но, как указывает Левин, эти стимулы должны исходить от одного объекта. Примером может служить собака, которую ребенок действительно хочет погладить или поиграть с ней, но в то же время он чувствует опасность, исходящую от животного.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в основе ВК лежит противостояние двух человеческих принципов или мотивов. З. Фрейд считал, что такой конфликт в сочетании с расхождением реальности и представлений человека об идеале (суперэго) создает благоприятную почву для возникновения неврозов. Он выделил два типа "первичных мотивов", которые присутствуют в человеке на протяжении всей его жизни и определяют его конфликтный характер: эрос отвечает за чувство самосохранения индивида, желание жить, и танатос (например, "эрос"). Фрейд также называл это "садизмом", разновидностью инстинкта смерти, цель которого - привести все живое в безжизненное состояние. Эти два влечения находятся в конфликте в сознании человека на протяжении всей его жизни, и у людей, которые не могут к ним приспособиться, могут развиться неврозы [15].
З. Фрейд также отмечал, что тяжелые неврозы, такие как "невроз навязчивых состояний", являются следствием регрессии первичных влечений к смерти. Регрессию З. Фрейд рассматривал как возвращение человека к тем мотивам, которые он испытал в детстве, например, в "Эдиповом комплексе". Мы наблюдаем такой тип, когда человек стремится как можно больше походить на своего кумира, чаще всего на артиста. В этом случае знаменитость выступает как своего рода супер-эго, которому человек не может полностью соответствовать в реальности, поэтому и возникает ВК.
Модель ВК З. Конфликт Фрейда похож на третий тип конфликта Левина, в котором эрос выступает в качестве позитивного мотиватора, а садизм - в качестве негативного мотиватора. Американский психолог и психоаналитик Карен Хорни в своей работе "Наши внутренние конфликты" выразила несколько иной взгляд на проблемы ВК. Она видела источник конфликта в том, что человек потерял способность искренне желать и стремиться к чему-либо, потому что его истинные желания разделены и действуют в противоположных направлениях. Она считала, что этот фундаментальный конфликт был глубже, чем утверждал З. Фрейд. Однако отношение К. Хорни к ликвидации ВК более позитивно, чем отношение З. Фрейда. С их точки зрения, возникновение фундаментального конфликта не является неизбежным, и его разрешение возможно, если человек приложит достаточно усилий для его устранения.
Бывший президент Американской психологической ассоциации Эверетт Шостром сравнил биполярную природу человека с двухпартийной системой демократии, при которой одна часть человеческого сознания находится у власти, а другая - в оппозиции, но она не исчезает навсегда. Он утверждал, что люди, которым удается разрушить одну сторону своей полярности, могут навсегда распрощаться с психическим здоровьем.
Близкий коллега Зигмунда Фрейда, швейцарский психиатр Карл Юнг, видел источник конфликта в искажении "общего типа отношений" внешними силами и обстоятельствами. К. Юнг различал два типа общих отношений – экстравертные и интровертные. Эти установки влияют на функции психики: мышление, чувство, чутье и интуицию [13].
В качестве примера искажения К. Юнг рассматривал то, что родители навязывают своим детям установки, отличные от изначально созданных природой, то есть смену одного типа на другой. Он отметил, что люди, подверженные такому искажению, подвержены высокому риску развития невроза, и излечение такого человека возможно только в том случае, если человек вернется к своему естественному способу восприятия.
Наставник Шострома Абрахам Маслоу считал, что в ситуации выбора, когда человеку приходится выбирать из двух целей, которые чрезвычайно важны для личности, возникает конфликт, который не разрешается после принятия решения. Суть угрозы, по его мнению, заключалась в том, что, выбирая одну "основную" потребность, один человек блокирует другую, что может привести к психологической дисгармонии.
В такой ситуации человек отказывается от достижения насущной цели, удовлетворения жизненной потребности, и это ставит под угрозу его психологическое благополучие. Пирамида потребностей А. Маслоу - не что иное, как иерархическая модель человеческих потребностей, отражающая суть мотивационной теории иерархических потребностей (Рисунок).
Пирамида состоит из нескольких уровней, на дне которых находятся простейшие физиологические потребности, такие как еда и вода, сон; следующий уровень занимают потребности в безопасности и здоровье жизни; следующая потребность - потребность в обществе, принадлежности к социальной группе: семье, друзьям, трудовому коллективу.
Рисунок - Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Согласно его теории, именно неспособность полностью реализовать свой внутренний потенциал, то есть высшая ступень пирамиды, и несоответствие идеальных представлений индивида о себе и реальности может привести к ВТС. Мы можем видеть определенное сходство между теорией А. Маслоу и идеями З. Маслоу. Фрейда, с той лишь разницей, что З. Фрейд считал невозможным достижение идеала и, соответственно, разрешение конфликтов. А. Маслоу утверждал, что достичь высшей ступени пирамиды вполне возможно, если на пути человека не будет препятствий.
С подобным конфликтом сталкивается большое количество молодых людей, которые после окончания школы сталкиваются с вопросом о своем дальнейшем развитии и самореализации. Рассмотрим пример. Р. сейчас 17 лет. Он играет на гитаре, он хорошо поет, у него есть своя рок-группа. Ребята мечтают писать музыку и собирать аншлаги на своих концертах. Однако родители Р. убеждены, что рок не может быть главным делом жизни и источником дохода для их сына. Они настаивают на том, чтобы он пошел по стопам своего отца и стал инженером. Но Р. это совсем не интересует. Музыка - его хобби. в одно время. Он понимает, что его родители намного опытнее и мудрее его, и к их советам стоит прислушаться. Кроме того, Р., несмотря на то, что он бунтарь по натуре, очень любит и уважает своих родителей [16].
Р. поступает в университет, но его не покидают беспокойные мысли. "Что, если они все еще ошибаются? Что, если бы у вас и ваших друзей действительно было большое музыкальное будущее? Что, если музыка - его истинное предназначение? Что, если еще не поздно это исправить?" Немецкий психиатр и основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз сравнил возникновение и исчезновение ВК с нарушением "гомеостаза" в организме.
Свидетель терапии Ф. Перлз указывает, что у людей есть тысячи потребностей на чисто физиологическом уровне и тысячи потребностей на социальном уровне и что человек должен строить их все на основе определенной иерархии, основанной на важности определенных потребностей. И заключается она в неумении распределять потребности, выделять одно главное и подгонять другие под конкретную цель. Перлз видел причину конфликтов у невротиков. Он утверждал, что окружающая среда своим влиянием на людей может нарушать "гомеостаз" организма, в том числе психологический.
Альфред Адлер считал, что такие чувства, как неуверенность в себе, чувство неполноценности, неадекватности, дают человеку цель существования и определяют пути достижения этой цели. Но цель состоит в том, чтобы достичь такого уровня развития человека и его положения в обществе, когда он превосходит свое окружение. Конечной точкой этого пути является либо удовлетворение чувства собственного превосходства, либо развитие личности до уровня, при котором жизнь индивида приобретает смысл.
Чувства, воображение, память и творческие порывы индивида - все это связано с единой конечной целью, которая координирует их все. А. Адлер видел источник ВК в комплексе неполноценности, который появляется у человека в начале его развития как личности и который человек не может преодолеть в будущем. процесс взросления. По его мнению, личность формируется в первые пять лет жизни. В это время ребенок наиболее восприимчив к внешним раздражителям, сильнее реагирует на все происходящее вокруг, особенно на негативные события, которые формируют у ребенка комплекс неполноценности, который останется с ним надолго и может стать причиной серьезных проблем в будущем [2; 11].
А. Адлер предложил два варианта разрешения уже возникших конфликтов. Первый путь - это успешная и полная интеграция человека в общество. Большое количество знакомств, успешная карьера и устоявшийся круг общения положительно влияют на способность человека преодолевать конфликтные ситуации без помощи специалистов. Противоположный образ жизни, отсутствие стабильности, существование в деструктивной среде и злоупотребление психоактивными веществами подрывают и без того ранимую психику, усугубляют и увековечивают конфликты, которые углубляются в сознание человека.
Второй путь заключается в том, что индивид компенсирует имеющийся комплекс, занимаясь самообразованием и развитием талантов и способностей, что позволяет человеку достичь определенного превосходства над другими. Адлер выделил три формы проявления этого пути: адекватная компенсация (развитие способностей и талантов, входящих в круг интересов личности), чрезмерная компенсация (развитие эгоистических способностей, таких как лицемерие, лесть, накопительство), мнимая компенсация (поиск оправданий или непреодолимых сил, мешающих индивиду добиться успеха). Карл Роджерс, американский психолог и один из основоположников гуманистической психологии, видел разницу между двумя концепциями личности - "реальным я" и "идеальным я", что очень похоже на подход З. Фрейда к этому вопросу в работе "Формирование личности. Взгляд на психотерапию" он приводит в качестве примера изменения отношения пациентов к их "истинному я" и "идеальному я" до и после психотерапии. Результаты его исследований показали, что человеческое "реальное я" после сеансов стало ближе к идеалу, что привело к выравниванию субстрата для ВК.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.
2.Баарс Б. Мозг. Познание. Разум. Введение в когнитивные нейронауки: в 2 т. / Б. Баарс, Н. Гейдж. – М.: БИНОМ, 2014. – Т. 2. – 1008 с.
3.Гальченко А. В. Оценка потребности в белке и аминокислотах, исходя из биосинтетических потребностей и показателей азотистого баланса / А. В. Гальченко, Л. Д. Морозова, Т. С. Залетова // Вопросы диетологии. – 2017. – Т. 7, вып. 2. – С. 64–68.
4.Гальченко А. В. Эссенциальные микро- и ультрамикроэлементы в питании вегетарианцев и веганов. Часть 1. Железо, цинк, медь, марганец / А. В. Гальченко, А. М Назарова // Микроэлементы в медицине. – 2019. – Т. 20, вып. 4. – С. 14-23.
5.Гальченко А. В. Эссенциальные микро- и ультрамикроэлементы в питании вегетарианцев и веганов. Часть 2. Йод, селен, хром, молибден, кобальт / А. В. Гальченко, А. М Назарова // Микроэлементы в медицине. – 2020. – Т. 21, вып. 2. – C. 13-22.
6.Гончаров С. Ф. Основы организации оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях: Методические рекомендации / С. Ф. Гончаров, Г. П. Лобанов, И. И. Сахно, М. В. Быстров, Б. В. Бобий. – М.: ВЦМК «Защита», 2016. – 123 с.
7.Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.
8.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
9.Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. – М.: YOYO Медиа, 2012. – 428 с.
10.Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 207 с.
11.Петрушин В. И. Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития / В. И. Петрушин. // Вестник МГУКИ. – 2017. – Т. 3. – С. 182-191.
12.Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с.
13.Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – М.: Эксмо, 2018. – 318 с.
14.Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 160 с.
15.Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2008. – 224 с.
16.Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор / Э. Шостром. – Минск: Попурри, 1996. – 400 с.
17.Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – М.: Академический проект, 2019. – 538 с.