Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Интерес общества к проблеме насилия обусловлен его распространенностью и социальной опасностью. Характерными признаками указанных преступлений являются их немотивированная жестокость, и нелогичность действий преступника.
Несмотря на системно реализуемый комплекс организационно - практических мероприятий, направленных на нейтрализацию факторов снижающих уровень защищенности граждан, и ежегодное снижение количества преступлений совершаемых сфере семейно-бытовых отношений, факты семейного насилия вызывают широкий резонанс в СМИ что, негативно сказывается на общей оценке деятельности ОВД.
Анализ показывает что, акты насилия в семье совершаются преимущественно в отношении более слабых и зависимых членов. При общем снижении семейно-бытовой преступности, число преступлений, совершаемых в отношении женщин и детей, остается стабильным и не имеет тенденции к снижению. Ситуация усугубляется тем, что правонарушения указанной категории характеризуются высокой латентностью. Как правило, жертвы бытового насилия из чувства ложной преданности, стыда, страха и недоверия к правоохранительной системе скрывают факты агрессии, либо не могут сообщить о них в силу возраста или беспомощности.
Объект исследования – правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений как сложносоставное социальное явление.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие меры противодействия правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Цель работы – рассмотрение теоретических и правовых аспектов мер противодействия правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
- изучить нормативно-правовое обеспечение профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
- определить формы и методы проведения сотрудниками полиции общей и индивидуальной профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
- раскрыть правовые основы деятельности полиции в семейно-бытовой сфере.
Методологию исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнение и моделирование.
Структура курсовой работы включает введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Нормативно-правовое обеспечение профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство выступает гарантом поддержки семьи, как одного из важнейших социальных институтов современного общества. Так, согласно статьям 7, 38, пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи является непосредственной обязанностью государства и относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом в Семейном кодексе Российской Федерации прямо закреплено, что проводимая государственная политика исходит из целесообразности укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
25 августа 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р была принята Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года , в которой одним из приоритетных направлений признаны традиционные семейный ценности. Систематизируя преимущества нормативного регулирования, Гайдуков А. А. пишет следующее: «Концепция определила: единый порядок отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении; необходимость развития кризисных центров для жертв домашнего насилия и создания программ по работе с лицами, подвергающимися психическому или физическому насилию со стороны членов своей семьи» .
Обратимся к нормативно-правовым основам организационной деятельности правоохранительных органов в части вопроса урегулирования семейно- бытовых конфликтов. Данное направление деятельности полиции закреплено в абзаце 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции», который определяет, что деятельность полиции осуществляется по нескольким направлениям, основным из которых является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств . Формулировка направления деятельности полиции предполагает, что семейно-бытовая сфера и проблемы насилия, возникающие в ее пределах, включены в направление деятельности всех правоохранительных органов, поскольку на семейно-бытовом уровне посягательство осуществляется на конкретную личность, ее права и законные интересы, которые, в свою очередь, подлежат защите.
Кроме того, физические наказания детей и жестокое обращение с ними запрещены нормами действующего законодательства Российской Федерации, в частности, статьями 116, 156 УК РФ, статьей 5.35 КоАП РФ, частью 1 статьи 65 СК РФ, которая гласит о запрете причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав.
Анализируя законодательство Российской Федерации в части регулирования профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции в сфере семейно-бытовых отношений, следует уделить особое внимание УК РФ. Помимо статьи 156 УК РФ, объект которой непосредственно связан с семейными отношениями, в уголовном законодательстве существуют составы, где совершение преступления в отношении несовершеннолетних прямо выступают квалифицирующим признаком, что влияет на ценность объекта посягательства и степень уголовной ответственности.
Так, Дитрих М. П. предусматривает ответственность за следующие преступления в отношении несовершеннолетних (которые прямо заявлены или могут быть расценены как насильственные), совершенные со стороны членов семьи: убийство матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ); заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству (статья 125 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения (часть 3 статьи 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с применением насилия или с угрозой его применения (часть 3 статьи 151 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним (статья 156 УК РФ) .
Следует отметить, что Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» были декриминализованы побои, совершенные в отношении близких лиц. С этого момента данное противоправное деяние перешло в разряд административных правонарушений. Как подчеркивает Гайдуков А. А., «данный закон был неоднозначно воспринят в современном российском обществе, нашлись его сторонники, так и противники, требовавшие усиления уголовной ответственности за насилие в семье».
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в пункте 4 части 1 статьи 12 закрепил обязанность полиции проводить индивидуальную профилактическую работу, однако, само понятие индивидуальная профилактическая работа встречается в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», нормы которого непосредственно затрагивают сферу семейно-бытовых отношений.
Под индивидуальной профилактической работой законодатель предлагает понимать деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. По мнению того же Гайдукова А. А., «...оно не отражает особенности индивидуальной профилактической работы полиции с лицами, допускающими правонарушения в сфере се- мейно-бытовых отношений, и другими «подучетными» категориями граждан, поэтому имеет узкоспециальную направленность».
Анализ действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что профилактический учет обладает внутриведомственным характером и является прерогативой органов внутренних дел. Так, согласно пункту 16 части 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции» полиция наделена полномочиями по ведению банка данных о лицах, состоящих на профилактическом учете. Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепил за должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел право на ведение учета правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними (пункт 5 части 2 статьи 21).
Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который был принят в целях создания в стране единой системы профилактики правонарушений, способствующей минимизации процессов отставания уровня общественно-правового контроля над преступностью, его несоответствия качественным и количественным показателям. Несмотря на актуальность и сложность задач предупреждения и пресечения правонарушений в исследуемой сфере, данный закон не содержит перечень категорий лиц, подлежащих профилактическому учету в территориальных органах МВД России, кроме того, не обозначена роль полиции как основного субъекта профилактики административных правонарушений и преступлений, а также не определены полномочия по осуществлению профилактики.
Что касается ведомственных нормативных правовых актов, прямо направленных на правовое регулирование профилактической деятельности органов внутренних дел, то, в первую очередь, стоит обратить внимание на Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» помимо общеорганизационных основ осуществления участковым уполномоченным полиции своих профессиональных обязанностей на закрепленным за ним административном участке устанавливает особые категории граждан, в отношении которых необходимо проведение индивидуальной профилактической работы (пункты 33.1-33.6). К их числу относятся и лица, допускающие правонарушения в семейно-бытовой сфере. Подпункт «а» пункта 33.3 вышеуказанного приказа прямо устанавливает, что основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является привлечение лица к административной ответственности по статье 6.1 КоАП или уголовной ответственности по статьям 112, 115, 116.1, 117, 119 УК, а также принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 24, статьями 25, 25.1, частями 1 и 5 статьи 319 УПК РФ по факту допущения лицом правонарушения в административной сфере». Кроме того, данный приказ устанавливает обязанность участкового уполномоченного полиции посещать вышеуказанных лиц не реже, чем раз в квартал и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу на протяжении одного года с момента принятия решения о ее проведении.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 - ФЗ (ред. от 03.02.2025) // Собрание законодательства РФ . – 2002. – № 1 [ч. I]. – Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63– ФЗ (в ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законода-тельства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
5. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон от 02 июля 1992 года № 3185-1 // Ведомости Съезда народ-ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-дерации. – 1992. – № 33. – Ст. 1913
6. Об основах системы профилактики правонарушений в Россий-ской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3851.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
8. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З–ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 нояб. 2011 № 323–03 (ред. от 28.12.2024) // Со-брание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семей-ной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
11. О несении службы участковым уполномоченным полиции на об-служиваемом административном участке и организация этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 02.03.2025).
Научная и учебная литература
12. Акуленко В.А. Криминологический анализ понятия «домашнее насилие // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 60-65.
13. Барышников М. В. Административно-правовое регулирование деятельности участкового уполномоченного полиции: проблемы и пути со-вершенствования // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2020. № 2(83). С. 152-158.
14. Барышников М. В., Вислобокова Д. В. Деятельность участковых уполномоченных полиции по осуществлению профилактики правонаруше-ний в сфере семейно-бытовых отношений // Современная наука. 2022. № 1. С. 57-59.
15. Гайдуков А. А. Административно-правовое регулирование дея-тельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в се-мейно-бытовой сфере: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018.. 180 с.
16. Дидрих М. П. Практика защиты несовершеннолетних от насилия в семье: достаточны ли возможности полиции? // Юридическая наука и пра-воохранительная практика, 2015. № 3 (33).
17. Долгова С.И., Костин С.Г. Органы внутренних дел (полиция) в системе профилактики административных правонарушений в семейно-бытовой сфере: монография / С.И. Дологова, С.Г. Костин. Москва: Академия управления МВД России, 2022. 131 с.
18. Желтобрюх А.В., Винокуров В.Н. Факторы влияющие на опре-деление размеров и границ административного участка, обслуживаемого участковым уполномоченным полиции / А.В. Желтобрюх, В.Н. Виноку-ров // Полицейская деятельность. 2021. № 2. С. 14.
19. Заброда Д.Г., Овсепян Г.М., Бровко Н.В. Деятельность участко-вого уполномоченного полиции по оказанию профилактического воздей-ствия на лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфер // Юристъ- Правоведъ. 2020. № 4. С. 175.
20. Занина Т. М. Проблемы профилактической работы сотрудников полиции с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно- быто-вых отношений: учебное пособие. Воронеж, 2021. 10 с.
21. Зырянов И. В. Современные особенности профилактической ра-боты органов внутренних дел с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере / И. В. Зырянов, Т. И. Джелали, А. О. Кулаков // Рос-сийский следователь. 2023. № 2. С. 46-48.
22. Кравцова Е.А., Кпищенко Ю.А. К вопросу о понятии бытовых преступлений // сборник статей XXII Международного научно- исследова-тельского конкурса// Издательство: Наука и Просвещение (Пенза), 2019 г. С. 168-171.
23. Лесовик И. В., Лесовик А. Ф. Деятельность участковых уполно-моченных полиции по профилактике преступлений и административных пра-вонарушений // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 71-78.
24. Меркулов В.Г. Меры административного предупреждения: тео-ретические подходы к понятию и классификации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 6. С. 65.
25. О состоянии работы ОВД по профилактике преступлений, совер-шаемых на почве семейно-бытовых отношений, в том числе в рамках реали-зации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы: обзор МВД России от 01.02.2020 № 9722 // официально не опублико-ван.
26. Порохнова Н.Н., Бельдиева Е.А., Россиева Д.В. Домашнее наси-лие, как одна из острых социальных проблем в России // Сборник материа-лов Международной научно-практической конференции. Кузбасский госу-дарственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, ЗападноСи-бирский научный центр // Издательство: Кузбасский государственный техни-ческий университет имени Т.Ф. Горбачева (Кемерово), 2015 г. - С. 143-144
27. Равнюшкин А.В. Административно-правовые средства преду-преждения и пресечения участковыми уполномоченными полиции правона-рушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений: монография. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. 179 с.
28. Равнюшкин А.В. О компетенции полиции по защите прав и за-конных интересов граждан в сфере семейно-бытовых отношений / А.В. Рав-нюшкин // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3. С. 58.
29. Струков В.А. О статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 5. С. 225
30. Яшкин Т. К. Деятельность участкового уполномоченного поли-ции по профилактике семейно-бытовых конфликтов // Концепт. 2014. № 15. С. 2-7.