Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Правоприменение - это всегда возможность, которая становится реальностью только благодаря практическим действиям отдельных лиц и организаций. Другими словами, право реализуется через активность людей в их действиях и поведении. Долгое время правоохранительная деятельность находилась в сфере повышенного внимания юридической науки и вызывала интерес как у теоретиков права, так и у практиков.
Уголовное правоприменение рассматривалось в советское время как особый вид государственной, управленческой деятельности, особенно в развитии таких ученых-юристов, как С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, И.Я. Дурягин, В.Н. Карташов, Р.О. Хальфин, В.А. Юсупов. Современные авторы трактуют правоприменение как одну из важнейших форм реализации права.
Поэтому изменения в российской действительности вносят свои коррективы в понимание правоохранительной деятельности и зачастую влияют на качество ее реализации. Это имеет особое значение во времена фундаментальных реформационных преобразований, которые в настоящее время претерпевает правоохранительная система, включая полицию.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия осуществления правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Объектом исследования являются особенности осуществления правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Предметом исследования является деятельности органов внутренних дел.
Цель исследования: выявить эффективные условия осуществления правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть правоприменение как правовую категорию.
2. Описать понятие органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Проанализировать роль правоприменительной функции органов внутренних дел в построении правового государства.
5. Изучить полицию как субъект правоприменительной деятельности;
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Правоприменение как правовая категория
В течение своей жизни каждый человек хотя бы раз сталкивался с необходимостью обратиться в государственные или муниципальные органы власти или к должностному лицу для решения той или иной индивидуальной проблемы. Таким образом, применение закона имеет большое значение во всем государстве, как в государственной, так и в частной сферах.
В этом смысле правоохранительные органы действуют как межотраслевой, многофункциональный механизм регулирования широкого круга общественных отношений. В силу своих юридических особенностей правоприменение также является наиболее сложной и многогранной формой правоприменения. Проблема применения права долгое время считалась спорной и неоднозначной и была решена в ходе оживленных научных дискуссий.
Как отмечал известный юрист Р. Джеринг, судебная практика - это неустанный труд не только государственной власти, но и всего народа, и вся судебная жизнь в некотором роде является тем же зрелищем непрерывной борьбы и труда всего народа, которое представляет собой деятельность последний относится к сфере экономической и интеллектуальной деятельности. Интерес научного сообщества к применению права обусловлен, прежде всего, особой практической значимостью и актуальностью этого правового явления в жизни .
Правоприменение напрямую связано со многими другими правовыми вопросами, связанными с их взаимной интеграцией в процессе взаимного сосуществования. Применение права относится, например, к правовой культуре и правосознанию, правовым формам и правовой деятельности, верховенству закона и законодательству, правовому процессу и, конечно же, к реализации права, благодаря которой формируется его правовое и социальное сознание. Как правильно замечает И.С. Решетов, применение законодательства может быть правильно понято только с учетом характера процессов реализации.
Правоприменение является неотъемлемой частью всего механизма осуществления государственной власти. В этом контексте применение закона является основным методом регулирования общественных отношений наряду с законодательством. Через правоохранительную деятельность проявляется властная сущность государства, безоговорочное подчинение его диктату. Кроме того, мы считаем, что правоохранительная деятельность способствует нормальному функционированию общественных отношений. Следует отметить, что общественные отношения регулируются в процессе применения закона как в отношении законного поведения, так и в отношении правонарушений. Применение закона направлено в первую очередь на регулирование конкретной практической ситуации.
Такая индивидуальность не подразумевает каких-либо индивидуальных или разовых принудительных действий. Напротив, содержание конкретных отношений определяет множество действий со стороны сотрудника правоохранительных органов. Кроме того, посредством таких действий собирается информация, юридически полезная часть которой может быть преобразована в норму права. В.Н. Леушин пишет, что опыт, полезный для укрепления верховенства закона и совершенствования законодательства, приобретается именно в процессе правоприменения.
В современной юриспруденции основанием для "вмешательства" правоохранительных органов в процесс правовой реализации служат следующие ситуации:
- необходимость того, чтобы правоохранительные органы контролировали законность действий, совершаемых сторонами;
- возникновение спора, в котором стороны могут самостоятельно прийти к согласованному решению;
- наличие препятствий для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон;
- необходимость официально установить наличие или отсутствие определенных фактов и признать их юридически значимыми;
- установление правонарушения и, как следствие, необходимость определения определенного вида юридической ответственности или мер государственного воздействия в отношении правонарушителя;
- опубликование исполнительного акта как основы для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон .
Применение права рассматривается в российской науке как своего рода форма или способ реализации права (И.Я. Дурягин, С.С. Алексеев, Ф.А. Григорьев, Я.Н. Брудер, Н.Н. Вопленко, В.М. Горшенев, В.Н. Карташов, В.В. Лазарев, Я.С. Решетов, Р.О. Халфин, В.А. Юсупов). Если мы включим некоторые из этих терминов, относящихся к началу двадцатого века, мы увидим, что такие термины, как "исполнение", "применение" и "соблюдение" уже были известны ученым-юристам. Так, профессор Ф.Ф. Мартин в своем учебнике по государственному праву (1873-1874) говорит, что каждый закон публикуется для того, чтобы его можно было исполнять, чтобы он применялся точно и разумно.
К сожалению, Ф.Ф. Мартин не дает определения понятиям "исполнение" и "применение", но ясно, что для него они не являются синонимами, а представляют собой разные правовые явления. Только в 1909 году А.А. Рождественский в своей книге "Общая теория права" дал определение понятию "применение закона". Под применением закона он понимает конкретное подчинение закону определенного события в жизни, предусмотренного законом. Подавляющее большинство авторов считают, что правоприменение - это особый вид правовой деятельности. Так, еще дореволюционный юрист В.М. Хвостов понимал уголовное преследование как деятельность юристов по выработке объективного права.
В.Н. Карташов считает, что правоприменение - это форма государственной власти, которая осуществляется в специально установленных законом формах и организует деятельность соответствующих государственных органов и уполномоченных государством государственных органов по изданию индивидуально-конкретных нормативных актов. Он понимает правоприменение как государственную деятельность государственных органов в интересах соответствующих органов, которые заключаются в организационных действиях, направленных на индивидуальное принятие решений.
Принудительное исполнение, по мнению Е.А. Лукашевой, является важной организационной деятельностью компетентных органов и отдельных лиц, направленной на оказание помощи адресатам правовых норм в осуществлении их прав и обязанностей, а также на надзор за этим процессом. О.А. Чванов считает, что правоприменение - это специализированная правовая деятельность, осуществляемая в установленных законом формах соответствующими государственными органами и должностными лицами, уполномоченными общественными объединениями с целью установления юридических фактов, развития новых отношений и событий путем осуществления полномочий. Т.К. Веркиенко считает, что применение закона - это процесс реализации, деятельность государственных органов и должностных лиц по реализации законодательства, результатом которой является акт применения закона .
Н.Н. Вопленко рассматривает правоприменение в целом как авторитетную организационную деятельность компетентных, то есть специально уполномоченных, органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических вопросов путем опубликования отдельных правовых актов на основе и в соответствии с действующим законодательством. В отличие от Н.Н. Вопленко, В.М. Рох не фокусируется на властном характере применения права, но понимает деятельность органов власти и должностных лиц по принятию специальных решений с целью установления, изменения или прекращения правоотношений на основе действующего законодательства.
В.М. Сырых видит специфику применения правовых норм в том, что:
1) применимое законодательство определяет компетенцию правоохранительных органов издавать правовые акты (например, положение о государственном органе);
2) деятельность сотрудников правоохранительных органов детально регламентируется действующим законодательством;
3) конкретные права и обязанности, предусмотренные актом применения нормативных правовых актов, непосредственно основаны на законе и других нормативных правовых актах .
Одной из важнейших характеристик правоохранительной деятельности, определяющих ее специфику, является то, что применение закона осуществляется субъектами, наделенными полномочиями (сотрудниками правоохранительных органов). Сами действия сотрудника правоохранительных органов осуществляются в строгом соответствии с процессуальными нормами, а объективизация результатов правоприменительной деятельности находит свое закрепление в официальных правовых актах - исполнительных актах, публикация которых является основанием для осуществления мер по выполнению содержащихся в них требований. В качестве правовой гарантии законного, разумного и справедливого применения закона правоприменение направлено на организацию государственного управления в социальной и правовой сферах.
Принцип государственно-правового регулирования правоотношений служит основой правоприменительной деятельности. В процессе правоприменения реализуются полномочия государственных органов и общественных организаций. Важной особенностью правоприменительной деятельности является ее творческий характер. Творческая интеллектуальная и волевая деятельность сотрудника правоохранительных органов как своеобразного посредника между законодательной волей и поведением участников правоотношений может обеспечить достижение необходимого эффекта правового регулирования.
Если исключить возможность творческого подхода к применению правовых норм путем их полной формализации, то теряется их значение как особой формы реализации права.
Анализируя вышеупомянутые и некоторые другие определения применения права, можно выделить наиболее важные характеристики права:
1) особое значение в регулировании социальных и индивидуальных отношений;
2) властный характер;
3) реализация в формах, установленных законом;
4) наличие специального правоохранительного органа;
5) индивидуальная направленность регулирования отношений;
6) управленческий характер действия;
7) особые причины для начала внедрения. Приложение служит "руководством" к закону, практической гарантией его действия .
Правоприменение - это своего рода "точка пересечения" между правовой нормой и определенным отношением, поэтому мы можем судить о своего рода двойственном регулировании, где закон находится на первом уровне, а практика его применения - на втором. И.Я. Дурягин правильно замечает, что в правоприменении существует, как правило, двойственное регулирование, при котором закон находится на первом уровне, а практика его применения - на втором. в законодательстве - влияние государства на процесс правового регулирования. Законодательство дает ему жизнь, и применение закона, кажется, поднимает его, в частности, оно продолжается.
Таким образом, правоприменение является важнейшим методом государственного регулирования социальных и индивидуальных отношений наряду с законодательством, поэтому оно имеет особое правовое и социально-экономическое значение.
Изложенное выше позволяет сформулировать следующее определение правоприменения: это интеллектуальная и волевая творческая государственная деятельность специально уполномоченных органов, направленная на разрешение индивидуальной ситуации на основе правовых норм посредством юридически значимого решения или правоприменительного акта.
§2. Понятие органов внутренних дел Российской Федерации
Органы внутренних дел - категория, широко используемая как в нормативных правовых актах, так и в практике правоохранительных органов, однако юридическое определение этого понятия в российском законодательстве не разработано. Что касается полиции, то она выполняет только часть функций правоохранительных органов. Этот вопрос мог бы быть решен специальным федеральным законом, определяющим правовой статус правоохранительных органов, но в настоящее время такого закона нет. Понимание этой категории имеет большое теоретическое значение, поскольку позволяет выявить конкретные органы, входящие в систему органов внутренних дел .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос. газета, 1993. 25 декабря.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174 [ Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 529) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2011. ‒ № 21.
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. ‒ 2011. ‒ № 7. ‒ Ст. 900; 2017. ‒ № 31 (ч. I). ‒ Ст. 4821.
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884.
7. Европейский кодекс полицейской этики (Рекомендации Rec.(2001)10, прин. Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года, не опубл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://os.xpdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etikirekomendaciya-rec200110-prin.php.
8. Адмиралова И.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в полиции зарубежных государств / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 1277 - 1288.
9. Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. М., 1982. - 439 с.
10. Амельчаков И.Ф. Современная концепция административно-правового статуса полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. ‒ 2017. ‒ № 2(28). ‒ С. 6‒11.
11. Бро Ю. Н. Проблемы применения права. Иркутск, 1980. С. 12.
12. Веркиенко Л. Ю. Применение права органами исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 19.
13. Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - 238 с.
14. Воскобитова, Л.А. Судопроизводство по делам об административных правонарушениях и его место в системе реализации судебной власти // Мировой судья. − 2017. − № 2. − С. 28−34.
15. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М. : Юрид. лит-ра, 1972. - 215с.
16. Григорьев Ф. А. Акты применения норм советского права. Саратов, 1971. - 193 с.
17. Гулягин А.Ю. Правовые аспекты правоохранительной деятельности как ключевой функции государства // Юридический мир. 2013. № 8. С. 53 - 57.
18. Гунич С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности / С.В. Гунич // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 50 - 55.
19. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973;
20. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / А.Р. Ерёмин. Саратов.: Издательство Саратовского университета. 2003. 280с.
21. Захаров А. А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурнофункционального анализа // История государства и права. 2009. № 5. С. 43.
22. Иеринг Р. Юридическая техника: пер. с нем. СПб., 1905. С. 5–28.
23. Карташов В. Н. Применение права. Ярославль : Изд-во Ярославского ун-та, 1980. - 293 с.
24. Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972. - 328 с.;
25. Леушин В. Н. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987. С. 18.
26. Мартене Ф. Ф. О государственном праве. Санкт-Петербург, 1873–1874 гг. – С. 318.
27. Общая теория государства и права. Т. 2. М., 2001. 354 с.
28. Оссе Аннеке Принципы деятельности полиции: методическое пособие по правам человека / Перевод Н. Ишевской, М. Кузнецовой, О. Шарп. – Амстердам: Amnesty International Nederland, 2006. ‒ 344 с.
29. Параносенков П.М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации / П.М. Параносенков // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 57 - 59.
30. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2006. С. 425.
31. Решетов Ю. С. Реализация норм советского права. Казань, 1989. С. 15.
32. Рождественский А. А. Общая теория права. – М., 1909. – С. 191.
33. Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2001. 275 с.
34. Теория права и государства: учеб. / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996. - 443с.
35. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М. : Юрид. лит-ра, 1974. - 239 с.
36. Хвостов В. М. Система римского права: учебник. М., 1996. С. 39.
37. Чапчиков С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). ‒ М.: Юстицинформ, 2012. ‒ 400 с.
38. Чванов О. А. Механизм правоприменени я: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1995. - 283 с.
39. Швецов, С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. ‒ СПб., 2004. ‒ 156 с.
40. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1976. - 299 с.
41. Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. М. : Юрид. лит-ра, 1979. - 283 с.