Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Россия - социальное государство, что подразумевает обязательную работу органов социальной защиты для реализации прав и свобод каждого человека. Основная задача российского государства - создание благоприятных условий для жизни граждан, гарантирующих достойный уровень жизни и свободное саморазвитие. Согласно Конституции РФ, право на социальное обеспечение, закрепленное в статьях 7, 38 и 41, является фундаментальным правом каждого человека и гражданина. Оно действует на протяжении всей жизни, предоставляя поддержку в любых ситуациях, возникших по независящим от человека причинам, начиная с момента рождения и заканчивая последними днями жизни. Именно через систему социального обеспечения реализуется защита конституционных прав граждан. Из этого следует, что актуальность выбранной темы неоспорима. Многие россияне полагаются на систему социального обеспечения, которая предоставляет им льготы, услуги и поддержку. К примеру, только пенсионеров в России уже 40 миллионов, а система страхования охватывает всех, кто трудится по официальным контрактам. Однако, специалисты неоднократно подчеркивали, что российское законодательство в этой сфере нуждается в совершенствовании, так как оно обладает рядом недостатков, таких как несогласованность, фрагментарность и нестабильность, а также содержит нередкие правовые коллизии.
Судебная интерпретация норм социального обеспечения в России играет важную роль, так как она способна оказывать существенное воздействие на развитие и уточнение соответствующих законов. Российское социальное законодательство, охватывающее сферы пособий, пенсионных выплат, страховых компенсаций для пострадавших на работе, социальной поддержки малоимущих и социального обслуживания, регулярно обновляется новыми нормативными актами. Судебные разбирательства должны фокусироваться на оценке того, насколько изменения в законах защищают интересы граждан России, не ущемляют ли они их права на социальные гарантии в различных жизненных ситуациях, таких как старость, инвалидность, временная нетрудоспособность, безработица, рождение и воспитание детей, и соответствуют ли они всемирно признанным правовым нормам.
Актуальность темы исследования системы учреждений социального обслуживания обусловлена следующими факторами: во-первых, социальная защищённость граждан, социальное обслуживание - один из элементов социальной защиты, который является частью установленного Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение; во-вторых, развитие рыночных отношений, в сфере предоставления социальных услуг необходимо разрабатывать современные механизмы и новые технологии социальной работы, а также нормативно закреплять их; в-третьих, региональные различия, они влияют на объёмы прав граждан на социальное обслуживание, уровень их реализации, доступность и качество предоставления социальных услуг. Необходимо более чёткое урегулирование этих вопросов, чтобы уровень социальных гарантий для социально незащищённых категорий населения был одинаков на всей территории Российской Федерации; в-четвертых, внедрение дистанционных технологий, разработка и использование дистанционных технологий в деятельности социальных служб позволит расширить доступ населения к социальным услугам.
Степень научной разработанности темы исследования. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Анбрехт Т.А., Афанасьев С., Воронцова М.В., Григорьев И.В., Никитин В.В., Роик В.Д. и другие авторы.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие систему учреждений социального обслуживания и их деятельность в современных социально-экономических условиях.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие систему учреждений социального обслуживания России.
Цель курсовой работы – анализ деятельности системы учреждений социального обслуживания РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть особенности деятельности министерств и ведомств на федеральном уровне;
2.раскрыть особенности деятельности министерств и ведомств на региональном уровне;
3.раскрыть особенности деятельности органов социального страхования;
4.рассмотреть учреждения социального обеспечения;
5.рассмотреть учреждения организации социального обслуживания;
6.рассмотреть проблемы и перспективы развития системы учреждений социального обслуживания.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1.Система деятельности министерств и ведомств на федеральном уровне
Социальная защита граждан России - это не просто право, а фундаментальная основа, заложенная в Конституции РФ. В ней провозглашается, что Россия - это социальное государство, стремящееся создать для каждого гражданина благоприятные условия для достойной жизни и свободного саморазвития. В статье 39 Конституции РФ закрепляется конкретная гарантия - каждому человеку предоставляется социальное обеспечение при инвалидности, при уходе за детьми и в других ситуациях, определенных законом [1]. Социальная защита представляет собой комплекс государственных социально-экономических инициатив, призванных оказать поддержку гражданам России, лишенным возможности трудоустройства. Социальная защита общества строится на фундаменте социального обеспечения. В его основу положены государственные и социальные пенсии, а также стимулируется добровольное страхование. Разнообразные программы дополнительного социального обеспечения и благотворительной помощи дополняют эту систему, гарантируя каждому гражданину право на защиту.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания Он осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания [6; c.102].
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации социальных гарантий на федеральном уровне.
Выделим направления деятельности Минтруда России:
-выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты, социального обслуживания и социального обеспечения;
-координация и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий;
-координация деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2025 года к органам и организациям, предоставляющим меры социальной защиты и поддержки, предъявляются единые требования. Согласно им, процессы назначаются и предоставляются в электронном виде с использованием ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» или информационных систем органов или организаций[7; c.104].
Работники Министерства обеспечивают прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленные законом сроки. При этом они руководствуются должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Министерство наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в сфере своей компетенции. Этот федеральный орган возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ [8; c.154].
Структурными подразделениями министерства являются департаменты, сформированные в соответствии со сферами их деятельности. Они состоят из смежных департаментов. Помимо организационных вопросов, непосредственно касающихся самого министерства, министр обладает рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами СФР РФ. Министерство вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей СФР, разрабатывает проекты законов, регулирующих деятельность этих фондов, а также по представлению руководителей этих фондов разрабатывает проекты федеральных законов о бюджете фондов и их исполнении. Министерство принимает нормативные правовые акты в сфере деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности. Министерство обладает и другими правами, в частности, дает указания и осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему федеральных служб и агентств, отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств, издает приказы нормативного характера по оперативным и другим актуальным вопросам деятельности министерства и не только. Оно может издавать приказы нормативного характера. Министерство финансируется из федерального бюджета. В ведении министерства находится ряд федеральных служб и агентств, не все из которых непосредственно связаны с социальным обеспечением [9; c.157].
Выделим особенности осуществления социального обслуживания населения федеральными органами государственной власти:
-к полномочиям относятся установление основ государственной политики и правового регулирования в сфере социального обслуживания, утверждение методических рекомендаций по расчёту подушевых нормативов финансирования социальных услуг, примерного перечня социальных услуг по видам, порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг и другое.
-координация деятельности, касается работы федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских общественных организаций и иных организаций, которые занимаются социальным обслуживанием.
-методическое обеспечение, в том числе в части профилактики обстоятельств, которые обусловливают нуждаемость в социальном обслуживании.
-управление федеральной собственностью, это касается имущества, которое используется в сфере социального обслуживания.
-ведение единой федеральной системы статистического учёта и отчётности.
-федеральный государственный контроль (надзор).
-международное сотрудничество, в том числе заключение международных договоров в сфере социального обслуживания.
Таким образом, государственная система органов социальной защиты населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру.
1.2 Система деятельности министерств и ведомств на региональном уровне
Органы социальной защиты на уровне субъектов РФ, а также на районном (городском) и региональном уровнях могут иметь различные названия - министерства, департаменты, комиссии, управления, отделы социального развития или социальной защиты (региональные и местные органы социальной защиты), но их задачи и функции в целом одинаковы [10; c.78]. Отличительной особенностью подведомственных органов социальной защиты населения субъектов РФ является их двойное подчинение Министерству здравоохранения РФ и субъектам РФ, районным (городским) и муниципальным администрациям.
Основные задачи, функции и организационная структура региональных органов социальной защиты определены в Положениях об этих органах, которые обычно утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов РФ. Региональные органы социальной защиты, или, как их обычно называют, региональные органы социальной защиты (региональные органы социальной защиты, региональные агентства социальной защиты), обеспечивают реализацию политики РФ и субъектов РФ в области социальной защиты пожилых людей, инвалидов, семей с детьми и других нетрудоспособных категорий, нуждающихся в социальной поддержке. Они являются ведомственными органами исполнительных органов власти субъектов [11; c.85].
Региональные органы социальной защиты населения руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, Конституцией РФ, уставами, законами и иными нормативными актами субъекта РФ, положениями о региональных органах социальной защиты населения. Как правило, территориальные органы социальной защиты населения являются юридическими лицами и имеют самостоятельный баланс, бюджетный и иные счета в банках и казначействе. Расходы на их содержание осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджетах органов государственной власти субъектов РФ.
Деятельность органов социальной защиты в субъектах РФ по реализации социальных гарантий включает в себя ряд направлений:
Разработка и реализация политики регионов в сфере социальной защиты граждан. Это включает в себя проведение аналитических работ и составление прогнозов, реализацию мер, направленных на совершенствование социальной защиты, определение приоритетов развития социальной защиты в регионе.
Организация социальной поддержки граждан в соответствии с принципом адресности. Подразумевает оказание социальной помощи и осуществление социальных выплат в отношении определённых категорий граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4.Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Специальная литература:
6.Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для вузов / Т. А. Анбрехт. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 199 с.
7.Афанасьев С. Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 4. С. 175 - 188.
8.Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 332 с.
9.Григорьев, И.В. Право социального обеспечения [Текст] : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
10.Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учебное пособие для вузов / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 149 с.
11.Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Нагорнова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 170 с.
12.Никитин, В. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) : учебник / В. В. Никитин, Л. Э. Карташова. – Москва : Издательская группа "Юрист", 2021. – 583 с.
13.Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / под редакцией Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 213 с.
14.Право социального обеспечения : учебник для вузов / под редакцией Е. Е. Мачульской. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 449 с
15.Приступа, Е. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 88 с.
16.Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения : учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 145 с
17.Роик, В. Д. Социальная политика и технология социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 525 с.
18.Управление персоналом в социальной работе : учебник для вузов / под редакцией М. В. Воронцовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 378 с.
19.Управление в социальной работе : учебник для вузов / ответственные редакторы Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 319 с.
Ресурсы интернет:
20.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 2025. – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный.