Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, поскольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функциях государства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой системы идет в одном направлении. Через определенный вид режима в государстве происходит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотношений между собой и нацией.
Актуальность проведения анализа режимов политического управления связана с тем фактом, что современные модели политического устройства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универсальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недостатки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные характеристики политических режимов и особенностей организации политической власти того или иного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации формы государства.
Предметом исследования является нормативное закрепление политико-правового режима в Российской Федерации и зарубежных странах.
Основной целью работы является комплексное исследование демократии как политико-правового режима.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственного (политического) режима;
охарактеризовать формы политико-правового режима;
раскрыть понятие и признаки авторитарного режима;
рассмотреть типологию авторитарных режимов.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, сравнительно-правовой, нормативный, формально-логический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании теоретических положений о политическом режиме в современном российском праве.
Структура работы предопределена указанными выше целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-правовой анализ категории политико-правового режима
Сегодня в научной среде принято три основных подхода к изучению политических режимов. Это институциональный, социологический и системны подходы. Каждый из них носит свои характерные особенности и отличия, и направлен на изучения различных аспектов такого явления, как политический режим.
По мнению американского политолога Роя Макридиса, «политический режим открывает себя в работе политических институтов, в путях и способах реализации нормативных установлений политической системы» [ Цит. по: Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – С.32.]. Данный подход называется институциональным (юридическим, правовым).
Этот подход уделяет внимание процедурным и формально юридическим характеристикам функционирования политической системы. При использовании данного подхода понятие политического режима зачастую сливается с понятиями формы правления и государственного строя, термин становится частью категориального аппарата конституционного права.
Американский политолог Лассуэл[ Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.], которого можно считать одним из основателей неоинституционального подхода, со своими последователями рассматривал политический режим как способ легитимации политической системы[ См.: Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993. ]. По их мнению, политический режим представляет собой образец политической формы, существующей для сведения к минимуму элементов принуждения в политическом процессе. Стоит отметить, что Лассуэл разделял и противопоставлял понятия «режим» и «правление». При «правлении» по его мнению, осуществлялись распределение и контрольные функции политики. И так как режим связывается с конституционной формой, то неконституционные формы не вправе считаться политическими режимами.
Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения правового подхода под политическим режимом подразумевается методы управления, способы функционирования политической системы, закреплённые в конституции и законах страны, а также степень политической свободы и открытости государства.
По мнению французского учёного Мориса Дюверже (который одним из первых дал определение режиму) «политический режим представляет собой механизм и форму воздействия управляющих и управляемых. Режим сочетает в себе партийную систему и её избирательную формулу, типы принятия решений, а также взаимодействия групп давления. Дюверже рассматривал режим как структуру правления или тип человеческого общества, который отличает одну социальную общность от другой»[ Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c. ].
Последователь Мориса Жан-Луи Кермонн[ Цит. по: Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.], уточняя определение Дюверже, давал более широкую трактовку политического режима в рамках социологического подхода: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период»[ Цит. по: Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.].
В отличие от правового, сторонники социологического подхода не связывают так жёстко понятия системы и режима, расширяя область существования последнего посредством «элементов социологического порядка», т.е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирующих социальных групп.
Как показывает практический опыт, именно второй подход является наиболее адекватным способом отображения политического режима. Он даёт возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов политики, показывает действительное состояние дел в области прав и свобод. Как отмечает Н.В. Авралев «социологический подход выясняет, какие социальные группы контролируют принятие решений, в качестве агентов власти рассматривает не только правительство и официальные структуры, но и не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений, учитывает деятельность оппозиции и антисистемные компоненты политики»[ Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с. ].
Наиболее удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) режим как «способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом».[ Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – С.296.]
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также порядок их реализации, то политическая система рассматривается как совокупность политических партий, политических и общественных организаций, действующих на территории соответствующего государства на основе существующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть категориями, характеризующими одно и то же явление в области управления государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дискуссии.
В юриспруденции на данный момент имеется множество определений понятия государственный режим. У многих ученых в этой сфере имеется свой взгляд на толкование данного понятия. К примеру, ученый В.С. Нерсесянц придерживается мнения, что «государственный режим объясняет способы, посредством которых осуществляется государственная власть. Это выражение меры и характера участия субъектов, то есть - граждан, социальных групп, общественных объединений в отношении формирования и осуществления государственной власти»[ Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – С.608. ]. Но в то же время данное определение не раскрывает всех признаков этой категории, поскольку помимо способов формирования и осуществления государственной власти к характеристикам государственного режима также относяься формы выражения государственной власти вовне.
Хропанюк В.Н. считает, что «государственный режим представляет собой совокупность способов и методов, посредством которых государство осуществляет свою власть»[ Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. – С.123.]. Такая формулировка отражает только содержательную сторону понятия. Здесь наблюдается лишь содержательная сторона, ограниченность данного подхода прослеживается в том, что явление «государственный режим» динамичное, «живое». Таким образом, обобщив взгляды ученых юристов можно сделать вывод о том, что государственный режим представляет собой совокупность методов и средств осуществления власти в государстве.
Итак, государственный режим является важнейшей составной частью более широкого понятия «политический режим», который помимо методов государственного властвования включает в себя характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, к ним относятся партии, движения, союзы.
2. История зарождения демократии как политического режима
Российское общество в XX веке дважды проводило революционные преобразования в целях построения нового общества, которое имело бы качественные отличия от своего предшественника. Каждый раз следствием этого становилось рождение общества, которое по своей сути мало чем отличалось от предыдущего. Кроме того, каждое переустройство сопровождалось дальнейшими глубокими кризисами, охватывавшими все сферы жизни общества.
Реформы, начатые Александром II и продолженные его последователями, привели к гибели Российской империи; перестройка, проводимая М.С. Горбачевым, повлекла развал Советского Союза. Весь этот перечень неудач реформаторов позволяет говорить о том, что опыт стран западной цивилизации, который был взят за основу проводимых преобразований, не дает гарантий достижения желаемого результата. Русское государство с XV века имело отличный от западных стран вектор своего формирования. В научной литературе выделяют несколько подходов в строительстве государственных институтов власти в России. Например, Р. Пайпс говорит о «вотчинном государстве», где неограниченной властью пользуется верховный правитель. И. Глебова пишет, что российское государство - это подобие «дворца», в котором власть принадлежит одному верховному правителю и полномочия которого ничем не ограничены. На протяжении веков, будь то великий князь, царь, император, генеральный секретарь или президент, но суть власти, несмотря на различия в наименованиях, принципиально не отличается.
Ю. Пивоваров и А. Фурсов, анализируя особенности русского государства, указывают на то, что в западных обществах его клеточкой является закон, власть в государстве подчиняется закону; на востоке такие функции выполняют традиции; в Российском государстве ни законы, ни традиции не играют существенной роли по причине многоконфессиональности населения, здесь все определяет сама власть.
Большинство исследователей отмечают, во-первых, полный контроль государства над экономической жизнью в обществе. Государство выступает главным собственником в обществе, в дореволюционной России им было государство в лице императора; в советский период - генерального секретаря ЦК КПСС; в современный период - президента.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Книги, монографии, учебные пособия
3.Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4.Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
5.Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
6.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
7.Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
8.Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
9.Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
10.Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
11.Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
12.Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; перевод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
13.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
14.Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
15.Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
Научные статьи и публикации:
16.Вирясова Н.В., Левченко К.В. Понятие и история развития умысла как формы вины // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. С. 291-293.
17.Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
18.Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
19.Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «тоталитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
20.Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (политические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
21.Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
22.Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: понятие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
23.Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
24.Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
25.Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и историко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
26.Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
27.Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.
28.Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа мирового развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
29.Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
30.Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
31.Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A framework for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31
32.Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
33.Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
34.Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.