Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для действенной и ориентированной на результат работы организации, управленцу следует подобрать управленческую модель, содействующую стабильному росту предприятия, формирующую позитивный климат в команде, мотивирующую и удовлетворяющую потребности сотрудников. Подход к управлению значительно влияет на результативность организации, отражает уровень внедрения новаторства и формирует репутацию компании. По этой причине, исследование различных управленческих подходов для предприятий является важным этапом.
В сегодняшних реалиях, для процветания компании в условиях высокой конкуренции необходимо стремиться к применению наиболее продуктивных методов управления человеческими ресурсами, способных одновременно мотивировать работников и повышать продуктивность их работы. Следовательно, изучение стилей руководства является востребованной темой, анализ которой важен для формирования целостного представления об успешном управлении предприятием. Данная тема достаточно хорошо изучена и базируется на теоретических основах и научных заключениях, представленных в работах Кричевского Р. [3], Будковой Ю.А., Базаровой Т.Ю., Филоновича С.Р. и других исследователей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход к рыночной экономике вызвал потребность в модернизации и трансформации управленческих подходов на предприятиях, а иногда и в полной замене устоявшихся методов. Появление конкуренции за эффективность производства заставило руководителей государственных компаний пересмотреть подходы к работе с персоналом.
В то время как государственные предприятия стремились к повышению рентабельности, соблюдению социальных программ и выполнению планов, частные компании ориентировались на прибыль и конкурентное преимущество. Для достижения этих целей, руководители частных предприятий стали уделять внимание западным управленческим практикам, таким как вовлечение сотрудников в принятие решений, делегирование полномочий и комплексные системы мотивации.
В ответ на это, государственные предприятия были вынуждены адаптировать свои методы управления, перенимая успешный опыт частных организаций. Эта адаптация к новым экономическим условиям и стремление соответствовать западным стандартам привели к возникновению сложностей в использовании социальных и организационных ресурсов, а также в формах и стилях управления.
Цель нашей работы заключается в рассмотрении и характеристики стилей управления.
Задачами работы являются:
1. Определить понятие «стиль управления» и рассмотреть его структуру
2. Рассмотреть одномерные стили управления
3. Рассмотреть факторы формирования стилей управления
ГЛАВА I. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Слово «стиль» происходит от греческого и первоначально означало палочку для письма на восковой дощечке, а позже стало означать «почерк».
По мнению А.Я. Кибанова, стиль руководства является важнейшей качественной характеристикой управленческой деятельности. Это способ, образ жизни и деятельности индивида, подчиненный конкретным правилам [2].
А.С. Макаров под стилем руководства подразумевал способ взаимоотношений руководителей с коллективом в процессе достижения организацией целей [6].
Под стилем руководства С.Ю. Трапицын понимал форму взаимодействия руководителя с подчиненными, формирующуюся на регулярной основе под влиянием различных условий [9].
В толковом словаре по управлению даётся следующее определение стилю управления: «стиль управления - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителем проекта в своей практической деятельности. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность осуществления проекта и руководства людьми. Различают авторитарный, демократический, либеральный стили управления» [8].
В современной литературе встречается много определений стилей управления, все они имеют и отличия, и сходства. Сходство заключается в том, что стиль управления всегда объясняется как способ воздействия начальника на своих подчинённых.
Поэтому последние два определения представляют для нас большой интерес, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений. Методы управления - это совокупность способов и приемов, с помощью которых руководители оказывают целенаправленное воздействие на подчиненных и коллективы и координируют их поведение. Здесь методы - это способы и приемы управления, обусловленные достигнутым уровнем и потребностями экономического развития и существующие объективно, независимо от руководителя. Стили руководства, напротив, преследуют, по сути, туже цель, но опосредованы личностными характеристиками тех, кто ими руководит. Стиль лидерства сопутствует любому управленческому механизму. Поэтому стили руководства различают наличные и общие.
Понятие стиля в первую очередь целесообразно применять к личности руководителя, при этом каждый индивидуальный стиль предстает как особая форма сочетания производственной функции руководителя и его способности координировать личные отношения между подчиненными членами команды. Однако нельзя полностью сводить все это к личности менеджера и оценивать, как своеобразную форму управленческой индивидуальности. Ведь, несмотря на всю свою важность, характеристики личности руководителя не охватывают тех компонентов, которые формируют уникальный стиль руководства. Эти компоненты составляют субъективное начало и субъективные элементы стиля, в то время как стиль всегда имеет общую объективную основу.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
• Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
• Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
• Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
• Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
• Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
• Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Таким образом, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя определяется прежде всего осознанными целями, которые как закон определяют способ и характер поведения руководителя и которым должна быть подчинена его воля.
В общем, объективные слагаемые стиля управления могут быть сведены к следующим:
• Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
• Закономерности управления.
• Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
• Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
• Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
• Уровень практики управления.
• Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Эти компоненты стиля определяют особенности сочетания производственных функций и функции координации отношений внутри коллектива, характер традиций, методы общения и, в конечном счете, стиль работы. Другими словами, стиль работы определяется как способ воздействия высшего руководства на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих функций. На стиль управления влияют личность руководителя, его методы и приемы выполнения управленческих функций, то есть субъективные факторы, а с другой стороны- объективные факторы, такие как окружающая производственная среда, особенности сферы деятельности и характеристики управляемого коллектива. Сложность и многообразие этих взаимосвязей определяют большое разнообразие конкретных стилей руководства, которые классифицируются по различным признакам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жиркова, Н.А. Особенности развития системы управления персоналом в муниципальных дошкольных образовательных организациях в современных условиях / Н.А. Жиркова // Современное образование. - 2017. -С. 104-109.
2. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. - Москва: КноРус, 2016. - 208 с.
3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортив-ном коллективе. М.: Изд-во Моек ун-та, 1985. С.169—176.
4. Ксенофонтова Елена Геннадьевна Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-effektivnogo-liderstva-v-organizatsiyah-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 28.02.2025).
5. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2017.
6. Макаров, А.С. Управление образовательным процессом в школе [Текст] / А.С. Макаров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017 –С. 380–384.
7. Машков, В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента: учебник / В.Н. Машков. - Москва: Наука, 2017. - 304 с.
8. Толковый словарь по управлению / [Составители С.Н. Петрова и др.; Под ред.: проф., д. т. н. В.В. Познякова]. — М.: АЛАНС, 1994. — 252 с.; 24. — (Библиотека управления проектами); ISBN 5-87115-005-5.
9. Трапицын, С.Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С.Ю. Трапицын. - Москва: Юрайт, 2018. - 413 с.
10. Филиппова Л. В. Стили управления // Экономика и социум. 2015. №3-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-upravleniya (дата обращения: 28.02.2025).
11. Шонесси, Дж. Лидерство руководителя и поведение группы: Хрестоматия / Дж.Шонесси. - СПб.: Питер, 2001.
12. Щеглов А.В. Педагогическая этика руководителя / Социально-гуманитарное обо-
13. Яшникова, Е.А. Система управления персоналом в образовательном учреждении / Е.А. Яшникова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 6-2. - С. 125-129.