Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 6
1.1.Понятие, сущность и составляющие финансовой безопасности государства 6
1.2.Система показателей оценки финансовой безопасности России 12
ГЛАВА 2.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 17
2.1.Нормативно-правовые основы обеспечения финансовой безопасности государства: проблемы и перспективы 17
2.2.Основные направления совершенствования деятельности государства по обеспечению финансовой безопасности в России 22
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Для оценки финансовой безопасности государства, несомненно, необходимо разработать пороговые значения и показатели, которые можно использовать для определения уровня предполагаемых рисков и угроз в будущем и выявления "горячих точек" их распространения. Таким образом, были разработаны и впоследствии реализованы меры по снижению уровня угроз в финансовом секторе и повышению его стабильности, эффективности и устойчивости .
Каждый год федеральные органы исполнительной власти во главе с Министерством экономического развития и торговли формулируют социально - экономическое развитие России на предстоящий год. Затем Министерство финансов России составляет проект государственного бюджета. Эти документы содержат показатели, характеризующие степень финансовой безопасности государства.
Рассмотрим динамику некоторых ключевых индикаторов финансовой безопасности РФ:
Во-первых, сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный бюджет России на 2025-2027 годы характеризуется структурной сбалансированностью. Впервые за несколько лет расходы бюджета (по плану это примерно 41,5 трлн руб. в 2025 году) должны быть равны сумме ненефтегазовых доходов (29,4 трлн руб.), базовых нефтегазовых доходов (9,1 трлн руб.), расходов на обслуживание госдолга (3,2 трлн руб.) и разности между предоставлением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов (минус 0,2 трлн руб.). Общие расходы федерального бюджета в 2025 году составят почти 41,5 трлн руб. при доходах 40,3 трлн руб. (общий дефицит - 1,17 трлн руб.).
Во-вторых, инвестиции в основной капитал.
Однако известно, что в период 2025-2027 годов прогнозируется рост инвестиций в основной капитал в среднем на уровне 2,1–3,3% в год. Основным источником роста выступит частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников.
В-третьих, инфляция. По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2025 году ожидается на уровне 4,5%, в 2026-2027 годах - 4%.
Внешний долг. Совокупность обязательств перед иностранными кредиторами, включая государственные и частные структуры. К 1 июля 2024 года внешний долг уменьшился до 302 млрд долларов, что составляет 15% от ВВП за последние 12 месяцев. На 1 октября 2024 года внешний долг России составил 293,4 млрд долларов.
Соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП). Ключевой показатель, отражающий финансовую устойчивость государства и его способность обслуживать внешние обязательства.
Уровень инфляции. Позволяет оценить эффективность проводимой денежно-кредитной политики и выявить основные тенденции в ценовой динамике. По состоянию на октябрь 2024 года инфляция в России - 8,53%. 25
Объём средств Фонда национального благосостояния. Анализ этого показателя даёт возможность оценить наличие и динамику внутренних резервов страны.
Следует учитывать, что единого закреплённого перечня показателей для оценки финансовой безопасности нет. Как правило, отдельные исследователи сами выбирают те показатели, которые, по их мнению, наиболее объективно и достоверно отражают текущее состояние финансового сектора экономики.
Таким образом, за последние несколько лет финансовый сектор российской экономики пережил серьезные потрясения в связи с введением антироссийских санкций и пострадал от них самым непосредственным образом. В условиях ограничений и частичного вывода иностранных инвестиций, отказа от реструктуризации кредитов в иностранных облигациях и иностранных банках, замораживания некоторых активов крупных российских компаний в иностранных банках, тесные связи с долларом и торговлей углеродным топливом хотя и не разорваны, но сильно пошатнули финансовую систему страны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 30.11.2024 № 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" // Собрание законодательства РФ, 02.12.2024, № 49 (Часть I), ст. 7410 (Федеральный закон, Приложения 1 - 10, Приложение 12 (начало))
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС Консультант плюс
4. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, 31 мая 2021 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уфимский государственный нефтяной технический университет ; редакционная коллегия: О. В. Мамателашвили (отв. редактор) [и др.]. - Уфа : Изд-во УГНТУ, 2021. - 257 с.
5. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
6. Зайцев О.А., Нудель С.Л. Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект // Журнал российского права. 2021. № 8. С. 86 - 103.
7. Кардашова И.Б. Стратегическое управление: реальность или миф // Административное право и процесс. 2022. № 7. С. 8 - 14.
8. Колоткина О.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности государства в условиях цифровизации / О.А. Колоткина // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. С. 7 - 10.
9. Нудель С.Л. Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности // Журнал российского права. 2021. № 7. С. 81 - 93.
10. Попова Н.Ф. Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 16.
11. Саттарова Н.А. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет государства: вопросы взаимосвязи // Финансовое право. 2023. № 11. С. 15 - 17.
12. Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р. О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности // Финансовое право. 2024. № 11. С. 13 - 17.
13. Саттарова Н.А. Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности // Финансовое право. 2022. № 11. С. 7 - 10.
14. Скоробогатый П. Стратегия с опорой на свои силы / П. Скоробогатый // Эксперт. 2021. 12 июля.