Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, принципиально важен для развития и саморазвития ребенка, творческого освоения новой информации, формирования новых умений и актуализации новых способностей, это возможность восстановления израсходованных за учебный год ресурсов.
В городских пришкольных оздоровительных лагерях на разные виды двигательной активности отводится от 1,5 до 3– х часов, что при рациональном распределении времени открывает большие возможности для укрепления здоровья детей, а также повышения физической подготовленности.
Летний период наиболее удобен для реализации задач физического совершенствования детей.
Потребность в суточной двигательной активности, сумме разнообразных движений, выполняемых в течение дня, летом намного выше, чем в другое время года.
Проблема исследования. Следует сказать, что анализ научных источников, показал, что рассматриваемая нами тема изучена недостаточно и как следствие необходимо углубить научные знания в рассматриваемой области.
Объект исследования- активный отдых обучающихся.
Предмет исследования: средства оптимизации активного отдыха детей в условиях пришкольного лагеря.
Цель курсовой работы – доказать экспериментальным путем роль пришкольного лагеря в организации активного отдыха обучающихся.
Задачи:
1. Раскрыть здоровье и двигательную активность современных школьников.
2. Рассмотреть организацию физкультурно-оздоровительной работы в пришкольном лагере.
3. Дать общую характеристику пришкольного лагеря.
4. Проанализировать результаты проведенного анкетирования.
Методы исследования
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания.
Научная новизна исследования: пришкольный лагерь представляет собой ключевую область исследований, охватывающую множество аспектов профилактики заболеваний, поддержания здоровья и организации активного отдыха обучающихся.
Теоретическая значимость: заключается в углублении теоретических представлений о феномене пришкольного лагеря в структуре свободного времени школьников. Данная работа вносит значимый вклад в анализ научных исследований и следствий разных оснований роли пришкольного лагеря в структуре свободного времени школьников.
Практическая значимость исследования определяется основной направленностью на решение конкретных проблем, возникающих в работе со школьниками в период оздоровительной летней кампании.
Личное участие автора: Автор принимал непосредственное участие в организации и проведении исследования, включая разработку методологии, подбор методик, проведение исследования, анализ полученных данных и формулирование выводов.
Апробация исследования. По теме данного исследования была написана статья «Пришкольный лагерь как способ организации активного отдыха обучающихся».
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы с выводами, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Здоровье и двигательная активность современных школьников
Здоровье подрастающего поколения представляет огромную ценность. Несмотря на это, отмечаются снижение его уровня, физического развития и недостаточная мотивация детей и молодёжи на активный, здоровый и безопасный стиль жизни, обусловленные изменившимися условиями среды и скорости жизнедеятельности, наличием большого количества информационных потоков, сменой стиля жизнедеятельности на более уплотненный и насыщенный, переоценкой ценностей и т. д.
Снижение количества времени, уделяемого занятиям физической культурой и спортом, при этом во многом обусловлено недостаточным пониманием молодёжью важности включения в свою жизнь двигательной активности как биологической и социальной ценности .
В пропаганде здорового стиля жизни и направление ребёнка к познанию себя и занятиям саморазвитием, включая двигательную активность, трудно переоценить роль семьи и системы образования, в том числе систему дополнительного образования, различные секции, кружки и рекреационно-досуговые организации .
Здоровьеформирование подрастающего поколения поддерживается и политикой Российской Федерации.
Так, в Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации в частности отмечается:
«В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта необходимо создать условия для вовлечения детей … в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей».
При этом подчеркивается важность создания мотивирующего пространства для самоактуализации и самореализации личности, а возникновение мотива возможно при условии наличия межпредметных знаний и понимания важности процессов, происходящих в организме при физических упражнениях .
Поэтому создание материальной базы для спортивных и оздоровительных занятий должно сопровождаться развитием системы просвещения на основе современных достижений наук о человеке.
Регулярные занятия физической культурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях помогают своевременно «перестроить» центральную нервную систему обучающихся с одного вида деятельности на другой, способствуют укреплению здоровья, улучшают не только физические, но и психологические качества, повышают умственную работоспособность.
Подтвердим высказывания исследователей, что время, затраченное на тренировки и соревнования, полностью возмещается высокой работоспособностью при усвоении изучаемых дисциплин другой направленности.
Также экспериментально выявлено, что физически более развитые воспитанники подходят к другим занятиям более свежими и настроенными, в отличие от тех, которые не занимаются физической культурой и спортом, легче переносят нервные нагрузки, например, во время экзаменационных сессий и т.п. Связь с физически развитым индивидом и занятия упражнениями и спортом очевидны.
И вот почему.
Физические упражнения являются естественными или же специальным образом подобранными специалистами двигательными действами, что применительно в физическом воспитании и лечебной физической культуре. Отличия упражнений от привычных двигательных действий заключено в целевом направлении и являются специально организованными в целях оздоровительных занятий, восстановительных нарушений различных функций организма занимающихся, для повышения работоспособности .
Отметим, что упражнения способны:
- оказывать стимулирующее действа на обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;
-способствуют увеличению иммунных свойств, ферментативной активности, увеличивают устойчивое состояние индивида к различным болезням;
-положительно воздействовать на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;
- занятия физическими упражнениями воздействуют на организм тонизирующе, формируют компенсаторные функции.
Итак, отметим, что занятия физическими упражнениями и спортом способным в целом повышению работоспособности.
Следует отметить, что большинство детей школьного возраста, которые не в состоянии грамотно планировать свое время труда и отдыха усугубляют общую нагрузку на организм. Это способно ограничивать свободное время для отдыха, как пассивного, так и активного .
Кроме этого понижается их общая работоспособность в связи с неправильным питанием, большим временем проведения за различными гаджетами и компьютером.
Занимаясь физическими упражнениями требуются знания, побуждая к изучению влияния физических упражнений на организм индивида, умения грамотно использовать средства и методы к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это будет способствовать умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию .
С целью поддерживания интереса к занятиям используются различные задания. К примеру, кто может быстрее пробежать десять метров, за сколько прыжков можно преодолеть волейбольную площадку, определить свою скорость пробегания отрезка .
Развитию внимания и активизации мышления в водной части урока будут способствовать разные задания и игры. К примеру, «Уголки», «Слушай-запоминай»; разные варианты перестроений и построений и т.д. В водной части урока также нужно развивать у занимающихся самостоятельность, к примеру: не показывать упражнение, а только называть его. Один или два занимающихся по указанию учителя показывают упражнения.
Не менее важной задачей на занятиях является развитие физических качеств. Главнейшим условием успешного проведения занятий по развитию физических качеств будет систематичность, т.е. обязательное проведение занятий по развитию физических качеств на каждом занятии. Тем самым показывая занимающимся важность физической подготовки, постепенно увлекая занимающихся ростом результатов.
Таким образом, двигательная активность имеет не самые высокие показатели среди школьников старшего и среднего возраста. Ребенку
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондин, В.И., Пономарев А.Е. Концептуальная модель оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности // Мир университетской науки: культура, образование. – 2020. – № 7. – С. 45-52.
2. Гашенко, О. В. Всестороннее развитие подростков с помощью занятий туризмом и спортивным ориентированием / О. В. Гашенко. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 82.
3. Гейченко, Л. М. Подвижные игры как средство развития двигательной активности учащихся младшего школьного возраста / Л. М. Гейченко, Н. Г. Гейченко // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке: сборник научных статей Международной научно-практической конференции; Могилев, 13-14 декабря 2022 г. / под ред. О. Л. Борисова, А.А. Антипенко. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2023. – С. 169–173.
4. Ловягина, А. Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина [и др.]; под редакцией А. Е. Ловягиной. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 531 с.
5. Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2023 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/molodezhnaya- politika/ glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/ informatsiya/leto-2023. – Дата доступа: 01.03.2025.
6. Милюков, А.И. Эффективная методика укрепления здоровья и снижение веса молодёжи путём применения ходьбы и здорового питания / А.И. Милюков, М.В. Еремин // Инноватика физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, / [Электронное издание]. – М.: РГСУ, 2020. – С. 374-379.
7. Михалева, Е.С. Использование креативных технологий в детском оздоровительном лагере / Е.С. Михалева // Вестник педагогических наук. – 2020. – № 3. – с. 53-59. 8. Пономарев, А.Е.
8. Организаторам летнего отдыха и оздоровления детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт. сост. В. А. Дегтерев, О. А. Коновалова, Д. А. Лапушкина [и др.] / отв. ред. В. А. Дегтерев. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – 100 с. – Текст: непосредственный.
9. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере : методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.] ; под редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — 2-е изд. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. — 140 c.
10. Педагогическая (вожатская) практика: методические указания / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет; [составитель: Е. В. Семенова]. – Вологда: ВоГУ, 2021. – 52 с.
11. Рустамов, Л. Х. Организация Уроков Физической Культуры В Младших Классах //Polish Science Journal. – 2022. – Т. 191. – №. 16. – С. 104- 107.
12. Смирнова, Е. А. Изучение мотивации учебной деятельности школьников / Е. А. Смирнова. – Текст: непосредственный // Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. – 2020. – С. 344.
13. Ташпулатов, Ф., Хамраева, З. Физическая культура в образовательных учреждениях //Educational Research in Universal Sciences. – 2022. – Т. 1. – №. 4. – С. 10-17
14. Федосов, Г.Г. Подготовка вожатых к работе в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие / Федосов Г.Г.. — Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2020. — 60 c. — ISBN 978-5-7038-5346-7.
15. Физическая культура [Электронный ресурс]: курс лекций для студентов всех форм обучения (авт. редакция) / сост. С. В. Казначеев; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. и-нт упр. – филиала РАНХиГС. – Режим доступа: http://www.sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения : 01.03.2025). – Загл. с экрана.