Фрагмент для ознакомления
2
С управлением как явлением общественной жизни сталкивается любой гражданин страны, а тем более тот, чья профессиональная деятельность связана с управлением общественными процессами, кто в силу своего положения задействован в политике. Политика и управление тесно связаны между собой. Политика, являясь особым видом отношений, проявляется в использовании большими группами людей институтов публичной власти для реализации своих жизненно важных интересов. В свою очередь политическая власть - это способность оказывать воздействие на поведение других, навязать свою волю в политике. Вот этот процесс воздействия, навязывания своей воли субъекта политики объекту и является управлением. Управление здесь предстает как функция политической власти .
Современные российские политологи справедливо выделяют ряд специфических признаков управления, определяя его как:
- вид социального управления, обусловленного политико-властными отношениями;
- процесс самоорганизации политического субъекта, который направлен на превращение разнородных политических сил в целенаправленное организованное единство по отношению к конкретной политической программе, конкретной политике;
- отношения политической власти и политической обратной связи, возникающие в рамках государственного управления, и отношения подчинения в других организационных структурах общества, включенных в политический процесс .
Таким образом, управление можно понимать широко и узко. В узком смысле - это управление именно в политической сфере со стороны субъектов политики. В широком смысле - это применение субъектами политики политических способов, методов, средств и форм, технологий воздействия на различные сферы общественной жизни.
Имеющиеся в современной науке определения понятия «управление» акцентируют внимание на различных сторонах данного явления, отмечая, что это непрерывный и целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект, это политико-властный процесс, это процесс достижения конкретных политических целей. Управление рассматривается и как механизм, который обеспечивает достижения поставленных целей.
Структурно управление включает в себя следующие элементы:
- субъект управления - элемент, осуществляющий воздействие на объект, реализуя свои интересы (институт, организация, лидер, элита);
- объект управления - элемент, на который направлено управленческое воздействие;
- каналы управления (коммуникации) - направления взаимного воздействия субъекта и объекта в системе управления (прямая и обратная связь), а также поступление информации из внешней среды;
- средства управления - технологии, методы и процедуры, которые обеспечивают передачу и восприятие управленческого воздействия на основе обмена информацией как внутри системы, так и за ее пределами.
Здесь мы видим, что субъект и объект в управлении взаимозаменяемы: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом управления, и могут меняться местами.
От субъекта во многом зависят те средства управления, которые будут задействованы в процессе воздействия с его стороны на объект.
Отношения управления возникают между различными субъектами и объектами управления. Так одними из наиболее глубоких и всесторонних являются управленческие отношения, возникающие между государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и гражданами страны или отдельными их представителями, группами - с другой (государственное управление).
Устойчивыми управленческими отношениями в странах с демократическим политическим режимом являются отношения, в которых субъект не только лишен возможности использовать государственные ресурсы для реализации своих интересов, но и вынужден преодолевать сопротивление государственного аппарата, бороться с «административным ресурсом», используя институты гражданского общества.
При этом субъектные отношения в политическом управлении взаимны: субъект управления может являться и его объектом. Так, государство (субъект) воздействует на институты гражданского общества (объект), а институты гражданского общества (субъект), в свою очередь воздействуют на государство (объект).
И в этом проявляется специфичность управления. Субъекты политики имеют различные, противоречивые интересы, которые ими осознаются и выражаются. Реализация данных интересов, направление политических процессов, принятие политических решений происходят в острой политической борьбе с вовлечением различных ресурсов .
Общество представляет из себя комплекс социальных институтов, а именно движений, групп, некоммерческих организаций, национальных и религиозных общностей, сформированных для общественного контроля, достижения определенных целей и отстаивание интересов определенных общностей людей.
Обществу характерны определенные признаки, которые способствуют более глубокому осмыслению его природы.
1.Наиболее важным компонентом общества признается юридически независимый индивид. Обособление общества от государства было во время упразднения неравенства сословий и разгосударствления общественных отношений. Данные процессы вызваны к жизни развитием товарно-денежных отношений, кризисом абсолютизма, формированием политических партий, которые представляют потребности и интересы разных общественных групп.
Следует заметить и то, что свобода индивида органическим образом связана с его материальным состоянием, свободой частных предпринимательских отношений, наличием собственности. Именно частная собственность является наиболее важной предпосылкой личной и хозяйственной инициативы – необходимого фактора формирования общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
2. Бычковская А.Д. Власть: понятие и виды // Регулирование российской экономики и национальной безопасности в условиях современных и глобальных вызовов: проблемы и решения. Сборник научных статей. - 2023. - С. 114-116.
3. Волнистая М.Г. Государство и структуры гражданского общества // Современная политическая наука о траекториях развития государства, бизнеса и гражданского общества. Сборник научных статей. -2021.- С. 89-90.
4. Ежова К.И. Гражданское общество: понятие и сущность // Наука и инновации – современные концепции. Сборник научных статей. - 2021. - С. 42-43.
5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 528 с.
6. Костанян Г.С., Казанчян Л.А. Сущность и особенности понятия «гражданское общество» // Журнал «Sciences of Europe». - 2021. - № 70-3 (70). - С. 3-6.
7. Лалаев А.А., Санзыров А.В. Понятие и особенности государственной власти // Журнал «Вестник науки». -2022. - Т. 5. - № 1 (46). - С. 152-158.
8. Мартынова Д.П. Государственная власть: понятие, признаки, методы осуществления // Журнал «Моя профессиональная карьера». - 2022.- Т. 2. - № 37. - С. 127-133.
9. Маслова Е.Н. Структура гражданского общества // Журнал «Интернаука». - 2021. - № 22-3 (198). - С. 76-77.
10. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 341 с.
11. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 368 с.
12. Сулейманов Б.Б., Керимханова Х.Н. Политическая власть: понятие, особенности и соотношение с государственной властью // Актуальные проблемы укрепления законности и правопорядка в современной России. Сборник научных статей. - Москва, 2024. - С. 493-496.
13. Филиппов А.М. Власть: понятие и сущность // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. - Тюмень. - 2022. - С. 171-175.
14. Чаннов С.Е. Понятие публичной власти, ее соотношение с государственной и муниципальной // Регулирование публичной власти в условиях современных реалий. Сборник научных статей. - 2022. - С. 94-98.
15. Янгляев А.Н. Понятие и структура гражданского общества на современном этапе // Юность. Наука. Культура. Сборник научных статей. - 2022. - С. 537-539