Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время существуют большие противоречия в культурной жизни нашей страны, которые, главным образом, выражаются в высоком уровне значимости культурных событий в развитии внутреннего мира личности и в недостаточности их посещения. Требуется мобилизация внутренних сил общества для преодоления этих противоречий. Обществу необходимы высоконравственные люди.
Формирование высоконравственной культурной личности надо начинать с детства. Главные условия становления такой личности – это создание среды, которая способствует единству формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребёнка. Именно театральное искусство создаёт благоприятную атмосферу для воспитания культурно и эстетически развитой личности ребенка, которая в будущем даст общества человека с высоким уровнем духовности.
Объект исследования – театральное искусство в жизни ребёнка.
Предмет исследования – работа по социальному и духовному развитию детей средствами театра (на примере подросткового возраста).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать актуальные особенности театра как социального института
2. Раскрыть значение театрального искусства в социальном и духовном развитии личности
3. Определить особенности театральной культуры подростков в ходе анкетирования
4. Проанализировать влияние разных театральных жанров на социальное и духовное развитие подростков
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ педагогического опыта, анкетирование.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
В соответствии с темой данного исследования необходимо охарактеризовать такие понятия, как социальное и духовное развитие детей.
В онтогенезе социальное развитие развивается позднее, чем эмоциональное. Оно стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого человека без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации, что и составляет основу социального развития.
На социальное развитие оказывают влияние социальное мышление и социальные представления личности. Индивидуальное сознание личности, его социальное мышление формируют не общественное сознание как таковое, а установленные им схемы, стереотипы, социальные законы, которые постигает личность в своем индивидуальном опыте [8].
Выделяют пять факторов, позволяющих составить характеристику социально развитого человека:
1 фактор. Исключительное понимание происходящего, основанное на приобретенном жизненном опыте (наблюдательность, восприимчивость, опора на здравый смысл, открытость любой информации, способность видеть сущность ситуации);
2 фактор. Ориентация на других людей (способность давать хорошие советы, согласовывать разные точки зрения);
3 фактор. Общая компетентность (образованность, любознательность, понятливость);
4 фактор. Интерперсональные навыки (хороший слушатель, не центрирован на собственных проблемах, спокойный);
5 фактор. Социальная скромность (ненавязчивый, неимпульсивный, сдержанный) [11].
Исследования в области решения задач социального развития направлены, прежде всего, на решение практических задач. В социальном развитии несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Познавательные способности:
– социальные знания (знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей);
– социальная память (память на имена, лица);
– социальная интуиция (оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста);
– социальное прогнозирование (формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей) [4].
Эмоциональные способности:
– социальная выразительность (эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль);
– сопереживание (способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого);
– способность к саморегуляции (умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение).
Поведенческие способности:
– социальное восприятие (умение слушать собеседника, понимание юмора);
– социальное взаимодействие (способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству);
– социальная адаптация (умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими) [9].
Далее рассмотрим особенности духовного развития детей.
В современном образовании одну из самых важных и первостепенных ролей играет духовное развитие обучающегося. Правительство Российской Федерации 28 мая 2015 года утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации, в которой изложило основные цели, задачи и приоритеты государственной политики в области духовного развития детей. Также были заданы основные направления и способы развития институтов воспитания, определены ориентиры во всех сферах воспитания, и духовно-нравственного в том числе. Согласно данной Стратегии приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Кроме того, ориентиры на духовное развитие детей мы можем найти и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС). Там сказано, что образовательная деятельность должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности и в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [7].
Таким образом, согласно официальным документам, духовное развитие играет значительную роль в современном образовании. При этом важно понимать, что достижение поставленной цели в развитии личности ребенка возможно при условии слаженной работы всех институтов общества в формировании правильной системы духовно-нравственных ориентиров.
Л.С. Выготский поясняет, что данным началам будут соответствовать высшие духовые ценности, такие как: совесть, добро, чувство долга, истина, красота. Духовность не может существовать и функционировать в отрыве от этих ценностей. Рассматривая понятие «духовность» и задумываясь о ее происхождении, так или иначе, будет прослеживаться его связь с понятиями «дух», «душа». Они, как известно, являются составляющими внутреннего мира человека. Духовность представляет собой способность человека управлять собой и своим поведением, осмысленно контролировать и регулировать свою деятельность. Дух возвышается над сознанием и, именно благодаря этому, проходя через призму духовности, деятельность человека становится ориентированной на общечеловеческие ценности [7].
В педагогике духовное развитие рассматривается как ключевые элементы в образовании и воспитании. Это относится к формированию у обучающихся уважения к общечеловеческим ценностям, культурному и историческому наследию, а также развитию способности к сочувствию, сотрудничеству и самореализации. Цель педагогического процесса в этом контексте – не только передать знания, но и способствовать формированию всесторонне развитой личности. С психологической точки зрения, духовные ценности являются важным компонентом самосознания и идентичности человека. Они помогают подросткам формировать собственное представление о себе и мире, а также влияют на их мотивацию, выбор и поведение. В этом возрасте происходит активное осмысление и выбор ценностей, что существенно влияет на формирование личностных качеств и поведенческих установок [5].
В контексте подросткового возраста духовное развитие играет ключевую роль в формировании личности. Оно помогает молодым людям развивать глубокое понимание себя и окружающего мира, формирует основу для развития взаимоотношений с другими людьми и способствует построению собственной системы ценностей, которая будет руководить их поступками во взрослой жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4834
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. -Казань: КГУ, 1988. - 128 с.
3. Антонова, О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика / Антонова, О. А. – Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005 – 335-344 с.
4. Винокуров В.С. Социальные ориентиры театральной деятельности в парадигме социокультурных ценностей // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 27. – С. 25-28.
5. Воронина, М. Ю. Формирование художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в театральной студии / М. Ю. Воронина // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : материалы Пятой межвуз. науч. – практ. конф., орг. Ин-том культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та (г. Москва, 15–23 апр. 2020 г.) / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой ; среди рец. В. В. Афанасьев. – Москва, 2020. – С. 263–268. – ISBN 978-5-98594-687-1
6. Воронцов А.А., Харченко Д.А., Емец О.К., Белецкая Е.А. Роль театрального искусства в жизни молодого поколения // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: a scienceforum.ru/2022/article/2018030943.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., АСТ, - 2025. – ISBN 978-5-17-115680-0.
8. Грибкова, Г. И. Литературный театр как средство формирования творческих способностей младших школьников / Г.И. Грибкова, И. В. Смирнова // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 9. - С. 31-35.
9. Григорьева, О. А. Школьная театральная педагогика : учеб. пособие / О. А. Григорьева. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2015. - 255 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Прил.: с. 248-254. - Библиогр.: с. 227-247. - ISBN 978-5-8114-1897-8. - ISBN 978-5-91938-198-3.
10. Дмитриевский В.Н., Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. – СПб. 2007. – 22 с.
11. Дроздов, Н. А. Воспитательный эффект социального партнерства школы и театра / Дроздов, Н. А. – Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
12. Жарков, А. Д. Эстетическое воспитание - основа деятельности учреждений культуры / А. Д. Жарков, Л. В. Школяр // Искусство и образование. - 2021. - № 5. - С. 177-185.
13. Зверева, Н. А. Создание актерского образа. Словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев ; [Науч.-практ. центр по мастерству актера и режиссуре РАТИ - ГИТИС]. - Москва : ГИТИС, 2008. - 104 с.
14. Калямина, С. Школьный театр. Перспектива развития : На примере начальных класссов / С. Калямина // Искусство в школе. - 2020. - № 2. - С. 50-53.
15. Корогодский З.Я. Ваш театр.-М.: Знание, 1984.-80 с.
16. Корогодский З.Я. Первый год. Начало [Электронный ресурс] – URL: https://docs.yandex.by/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruD9VBIUGs_9vVqnO0StVUup5gkHBuirOmnb1MikO5wXVHJh5zzzn1kvv4oIQwSa0AuZ41HMayQEbdY8RYbaMeTNF_0gzi1pajY7v_WySmwg8UqKs3pZfPT4-WLG-0Pc0Cw%3D%3D%3Fsign%3DvN4-SM5SIIfTZ35KpWpD5vpYb5EGBI1WqAOku6Fslsk%3D&name=Korogodskiy_Z_Ya_Pervy_god_Nachalo.doc
17. Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение [Электронный ресурс] – URL: https://docs.yandex.by/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruLp8Yw57iJ-GaKixXidg0blez5HiqQljFR9MR3BP9OdRPJjTzsC7We4M_dT847jW4RF6Dfhlk2174TKTkp-ZEgKT_4wWKjkymC15AWM-V6mGi5kXIZqBEq3YAu2yOo2d1w%3D%3D%3Fsign%3DOkqpkwa_VMl1pEzwPC3F2lD-EP-zRjW_eW-J_r9psJY%3D&name=Korogodskiy_Z_Ya_Pervy_god_Prodolzhenie.doc&nosw=1
18. Корогодский З.Я. Этюд и школа [Электронный ресурс] – URL: https://docs.yandex.by/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruODuQgzCUJ6O-TdOfLM1x8-KGo6Tta2x4MeJZLVOCv3P6-NqSx1axGBUfh0mmTa735TPisWFmuVwPt9kUAk9T7oCUjpuw4QyZFP5SZKQFvJsqPkBN4RvjqqWLitCQifD9A%3D%3D%3Fsign%3Drh4dxLKEcqiMzAbAlhSW-foIrX0d6rS-W7bHRd56Vcc%3D&name=Korogodskiy_Z_Ya_Etyud_i_shkola.doc&nosw=1
19. Москалев, А. Опыт межвозрастных театральных проектов Культурного центра "Дружба" / А. Москалев // Дом культуры. – 2021. – № 5. – С. 28– 31. – ISSN 2078-4554.
20. Новикова, Н. И. Социализация школьников средствами театральной педагогики / Новикова, Н. И. – Эксперимент и инновации в школе. 2011 – 63-69 с.
21. Опарина, Н. А. Роль театрального искусства в творческом развитии личности ребенка / Н. А. Опарина, Н. В. Карпова, Н. Г. Миколышина // Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры : сб. науч. тр. каф. соц.- культур. деятельности Ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та / под общ. ред. Э. И. Медведь, Г. И. Грибковой ; [рец. : Е. И. Григорьева и др.]. - Москва, 2018. - С. 147-154.
22. Опарина, Н. А. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговых программ. Теория и методика организации зрелищного досуга : учеб. для вузов / Н. А. Опарина ; среди рец. М. Г. Кайтанджян. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 247 с.
23. Постановочные аспекты деятельности организатора театрализованного досуга детей и молодежи / Н. А. Опарина, И. Д. Левина, М. Г. Кайтанджян, Е. С. Бычкова, О. В. Мальцева [и др.] // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 4. - С. 24-29.
24. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-107.
25. Русская культура в современной московской школе : учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т культуры и искусств, Каф. соц.-культ. деятельности ; [авт.-сост. : Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь, Н. А. Опарина, М. Г. Кайтанджян ; под общ. ред. Т. И. Баклановой]. - Москва : МГПУ, 2015. - 223 с.
26. Театрализованные игры для младших школьников / сост. Р. В. Димитриенко. – Волгоград : Учитель, 2006. – 91 с. – (Внеклассная работа в школе). – Лит.: с. 90. – ISBN 5-7057-0879-3.
27. Турусова, Л. К. Организация деятельности театральной студии по изучению истории родного края / Л. К. Турусова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-28.